Найти тему

В Узбекистан пришел британский Vodafone

Рынок Узбекистана не перестает удивлять. Скоро в стране появится 5G-оператор со всемирно известным названием Vodafone! А вместе с этой британской телеком-группой, пусть пока только в качестве технического консультанта, приходит ее самый крупный акционер – компания e& из ОАЭ.

Интересный паззл сложился. Раньше на телеком-рынках стран нашего ближнего зарубежья сильные позиции были у российских операторов. Однако с каждым годом сложностей в работе прибавлялось. В итоге нашим компаниям пришлось от этих рынков отказаться, и теперь их место занимают новые игроки.

Британский бренд привлекли по поручению президента страны, Шавката Мирзиёева:

Вы вчера на совещании говорили о цифровизации. Чтобы работать на молниеносной скорости, нам нужен молниеносный интернет. Вы дали поручение привлечь зарубежный бренд. Мы начали работу по запуску в Узбекистане мобильной связи 5G Standalone вместе с одной из известнейших компаний в мире, британской Vodafone, – сказал президенту основатель текстильной компании Uz Tex Group и главный акционер Infinbank Фарход Маматджанов, ставший соучредителем нового оператора.

Итак. 5G-cети нового оператора будут работать сразу в автономном (SA) режиме. Поставщиком оборудования станет Nokia.

Звучит знакомо… Точно! В конце апреля мы писали о запуске 5G небольшим узбекским оператором Perfectum. Тогда тоже шла речь о SA и финском вендоре. Память нас не подвела: эти новости действительно связаны. По сути, Perfectum превратился в Vodafone.

Оператор должен начать работать в первом квартале 2025 года. Объявлено об инвестициях в объеме 250 млн евро (25 млрд рублей). Обещают создать тысячу новых рабочих мест. В проекте также участвует компания Uzcard, ведущий национальный платежный оператор Узбекистана.

Кстати, Perfectum еще в 2020 году на 65% принадлежал государству. Компанию не так давно приватизировали, хотя публично об этом не сообщалось. Похоже, проект по запуску «настоящего 5G», необходимого для цифровой трансформации экономики, важен для руководства страны.

Выбор Vodafone в качестве привлеченного зарубежного бренда не сильно удивляет. Для компании такие партнерские отношения (без прямого управления сетью) – вещь привычная, давно ставшая частью ее бизнес-стратегии. Телеком-гигант – конечно, не бесплатно – делится с операторами в других странах своим брендом, дает консультации, предоставляет свои сервисы для продажи, заключает роуминговые соглашения.

Подразделение партнерских рынков создано Vodafone еще в 2002 году и насчитывает 30 партнеров в 46 странах – от Чили до Сербии и от Исландии до Новой Зеландии. Отметим, что последние пару лет Vodafone избавляется от принадлежащих ему активов на стагнирующих европейских рынках, а вот непрямое присутствие только расширяет.

Все логично: собственный бизнес может легко стать убыточным, а партнерская сеть обеспечивает гарантированный поток средств. Последнее приобретение компании – это рынок Азербайджана, где Vodafone заключил соглашение с Azerconnect Group.

Интересно, что еще до объявления об участии Vodafone в судьбе оператора Perfectum появилась новость о стратегическом партнерстве узбекской компании с группой e& (Etisalat) из ОАЭ. Это один из крупнейших телеком-игроков на рынке Ближнего Востока и Африки, который в последние годы занялся экспансией на другие рынки (уже 17 стран присутствия). Одновременно он является владельцем самой большой доли акций Vodafone Group (14%). В Азии он работает в Афганистане (!) и Пакистане, так что его интерес к узбекскому рынку вполне понятен.