Найти тему
Дарья Сукачёва

Э.М.Ремарк. "Чёрный обелиск" моей души.

Всем добрый день!

Прошло 2 года с моей первой и единственной публикации о прочитанном. С тех пор много воды и книг утекло. Сегодня хочу порассуждать о Ремарке.

Моё знакомство Эрихом Марией Ремарком состоялось в 2013 году и началось с "Ночь в Лиссабоне". Посоветовал знакомый.

Я тогда после прочтения подумала:"Хм,грустно,мрачновато, но цепляет. Много пьют,много филосовствуют". Что ещё нужно было,чтобы очаровать 19-летнее создание?

Но потом я стала читать биографию автора и нашла на книжном развале "Время жить и время умирать", "На западном фронте без перемен". Я "сожрала" за 2 недели эти две книги и находилась в каком-то заколдованном состоянии. То как Ремарку удаётся описывать трагизм убитой молодости на фоне войны не сравнимо ни с чем! Конечно же в силу своего возраста (20-21 год) мне это всё оказалось таким близким. Я так жалела главных героев, искренне им сопереживала и мне казалось что ну вот, вот сейчас у них всё будет хорошо. Но Ремарк на то и Ремарк чтобы не давать нам счастливого конца. А вместе с тем ещё и оставить горстку пепла из разочарования, размышлений и сильного желания ... жить!!!

Потом были "Три товарища". Но об этом я напишу отдельную статью.

И вот теперь, когда я в свои 30 с хвостиком переживаю кризис существования меня угораздило схватить "Чёрный обелиск". Именно тогда когда мысли о смерти и вопросы бытия горят в моей голове ярче, чем маяки в тумане.

Для справки: роман "Чёрный обелиск" был написан и опубликован в 1956 году. Считается межвоенным и описывает как экономическую дестабилизацию проигравшей Германии, так и, частично, восхождение Гитлера.

К сюжету я буду обращаться только немного дабы не раскрывать все карты.

Это исключительно моё впечатление и эмоциональный отклик. Критические статьи и отзывы я не читаю до прочтения самой книги.

"Чёрный обелиск" - это роман о том, что умирают люди даже когда война уже закончилась, даже когда всё нужно начинать с нуля, а сил на это попросту нет.

Главного героя зовут Людвиг Бодмер. Ему 25 лет. Он работает на компанию,которая продаёт надгробия в провинции Германии. Инфляция из-за Версальского договора просто чудовищная и единственные кому это на руку - государство. А все остальные живут как хотят. Точнее не живут, а выживают.

И вот на фоне трагизма всей этой ситуации Людвиг пытается понять что ему важно в этой жизни, он отчаянно ищет любовь, пытается понять в чём смысл жизни и "как можно пить луну"?

В течении прочтения всей книги меня не покидала мысль, что где-то эти разговоры я уже слышала. И только ближе к концу поняла, что сама вела подобные беседы лет с 16 с разными людьми разных возрастов, вероисповеданий и взглядов.

В мою голову закралась удивительная мысль- мы все одинаковы в своём стремлении познать мир и придумать нашей жизни как можно больше смыслов. Мы так яро стремимся её (жизнь) контролировать, что забываем о том чтобы просто жить. Меня так сначала раздражало,то как его все поучают. Но потом поняла что и Георг, и Герда, и даже Резинфельд советовали ему относится проще к этой жизни. Не зацикливаться на смыслах, а окунуться в ту самую быстротечность бытия и наслаждаться её.

Собственно я понимаю почему Людвиг нуждался в этом гиперконтроле. Он потерял юность вместе с первым выстрелом из винтовки. И до конца книги оставалось ощущение, что он её отпустил только тогда, когда уезжал из своего городка.

Нам сложно справится с тем, что мы взрослеем. Если во времена которые описаны в романе это делалось искусственно и грубо. То теперь мы имеем возможность это всё оттянуть и закрыть глаза на опыт, переработанные по иному эмоции на одни и те же ситуации.

В каждом из нас сидит Людвиг Бодмер и пытается понять глубины бытия, пытается оберегать свой чёрный обелиск души, на вершине которого под лучами солнца жизни со временем сгорают наши идеалы юности.

Спасибо что прочитали!