Софья склонила голову на колени нянюшки и не знала, что ей делать. До свадьбы осталось всего несколько дней, а жених был ей не мил. Да и в свете про него ходили неприятные слухи.
- Сердце мое неспокойно. Как будто чувствует, что несчастливой я в этом браке буду, - говорила Софья няне.
И интуиция ее не обманывала...
Наследница
Софья Панина родилась в 1772 году и была дочерью Петра Ивановича Панина. Рано осиротев, Софья воспитывалась под опекой старшего брата Никиты Панина и родственников его жены. Никита Петрович сестру не бросал, обеспечил ей достойное образование, и с Софьей у них были теплые дружеские отношения.
Героиня нашего повествования по меркам того времени не блистала красотой, но тем не менее, когда ее начали выводить в свет, у нее стали появляться поклонники.
Впрочем, родственники понимали, что причиной интереса была не столько сама Софья, сколько ее приданое, ведь после смерти отца она стала богатейшей наследницей.
Когда Софье исполнилось 20 лет, ее руки попросил дворянин Дмитрий Александрович Новосильцев. У Софьи сильных чувств к нему не было, но тогда многие девушки выходили замуж без любви, и Софья согласилась на этот брак. Да и брат Никита Панин поддержал этот союз.
А вот в свете к предстоящему браку отнеслись противоречиво.
- Уверяю вас: у Дмитрия Александровича исключительно меркантильный интерес. Говорят, он, будучи подшофе, как-то проговорился, что Софья Петровна ему совершенно неприятна, и что он женится только ради ее богатого приданого, - говорили одни.
- Не может этого быть! Я видел их на балу у императрицы, оба выглядели вполне счастливыми и довольными друг другом. И мне показалось, это было искренне, - говорили другие.
Но никто даже не подозревал, чем закончится эта история.
Выходка жениха
Разговоры о том, что Дмитрий Александрович женится исключительно расчету, дошли и до Софьи. И она начала сомневаться, стоит ли ей выходить замуж.
- Нянюшка, ночами не сплю, все думается мне: неужто Дмитрий Александрович не любит меня? А коли так, то, может, разорвать помолвку, пока не поздно? Ведь и я его не люблю. Предчувствие у меня есть, что счастья мне в этом браке не будет, - делилась своими мыслями Софья с няней.
Нянюшка, крепостная добрая старушка, советовать, конечно ничего не стала. Но на душе у Софьи все равно было неспокойно: она сомневалась в своем выборе.
Венчание должно было состояться в имении Дугино, которое принадлежало брату Софьи - Никите Панину. В день свадьбы гости уже начали съезжаться туда, а служанки помогали Софье надеть белое платье и сделать прическу.
До венчания оставалось совсем немного времени, когда жених, видя, как Софья осматривает себя в зеркале, сказал: "куды графиня, как ты дурна!"
Сомнений у Софьи не осталось: это точно не тот человек, с которым она хочет связать свою судьбу. Поэтому прямо перед собравшимися гостями и женихом, его родственниками, сказала, что никакой свадьбы не будет.
"Нрав мой с женихом не сходен, и я, не завися ни от кого, не хочу себя делать несчастливой", - сказала Софья, и убежала, оставив ошарашенных гостей в недоумении: никто из них ни разу не видел сбежавшую невесту и даже не слышал, чтобы прямо перед алтарем жених был брошен.
Дмитрий Александрович, конечно, побежал за ней. Извинялся и клялся в любви, уверял, что это от волнения назвал ее "дурной" и уговаривал вернуться в церковь и обвенчаться. Но решение Софьи было окончательным и на душе стало сразу спокойно.
Сама выбрала жениха
Через некоторое время к Софье посватался будущий сенатор Дмитрий Козлов, но получил отказ. Просили ее руки и другие мужчины, но Софья всех отвергала, заявив, что замуж выйдет только за того, кого сама выберет.
В итоге через два года ее избранником стал Иван Васильевич Тутолмин - действительный тайный советник, камергер, сенатор. Иван Васильевич был старше Софьи на 12 лет, по характеру был добрым и спокойным человеком.
Брак этот оказался для Софьи счастливым, но детей у супругов не было. Софья очень переживала по этому поводу, ездила на лечение за границу, но долгожданного ребенка так и не было.
Но счастье материнства она все же познала. В 1832 году к дому Тутолминых подбросили корзинку, в которой был мальчик. На вид ему был примерно годик. Супруги его усыновили и дали имя Алексей Андреевич Пасхин, так как ребенок был подброшен на Пасху.
По слухам, это был внебрачный ребенок императора Николая I и его фаворитки Варвары Нелидовой. Но никаких доказательств, конечно же, нет.
Софья посвятила себя воспитанию приемного сына, и перед смертью составила завещала ему приличную часть наследства.
Дожила Софья до 60 лет, а муж пережил ее на 6 лет.
"Я воротился очень поздно с похорон Тутолминой. Множество было народу, и народ все крупный, все власти, Сенат и множество дам, слез было довольно, хотя давно начали оплакивать ее... Живая не хороша была Софья Петровна, а теперь, в гробу, страшна; вонь нестерпимая, ибо живая уже портиться начала...37 лет жила она с добрым и кротким мужем своим", - писал А.Я. Булгаков брату.
Вот такая судьба была у Софьи Паниной (Тутолминой). Пишите в комментариях, что думаете?