Давно, очень давно не попадалось ничего, что хотелось бы смотреть от и до. И уж тем более кому-нибудь порекомендовать. Но вот "Прилив" - и отсмотрен, и есть желание сказать: "Посмотрите тоже". Да, в сериале кое-какие фрагменты пришлось проматывать, но исключительно из-за натуралистичности съёмок. Рейтинг у сериальчика 18+, и не за шпексы и обнажёнку, а за кровищу. А ещё там сколупнули такой громадный и жутко неприятный пласт социальной жизни современного шведского общества, что аж зубы свело.
Но обо всём по порядку.
Не все пляжи одинаково полезны
Первая серия стартует с убийства. Казалось бы, детектив, чего ещё ждать-то? Но тут убивают с особым цинизмом: женщина, закопанная в полосе прибоя по плечи, молится, потому что приближается прилив. И нам, зрителям, талантливые шведские операторы показывают все подробности того, как человек переходит от страха - того, который выбивает мелкую дрожь во всём теле - и молитвы к ужасу и истошному крику, когда уже невозможно себя контролировать. И актриса отыграла свою маленькую роль просто отлично. Аж до мурашек.
Потом мы узнаем, что женщина была беременна, на последнем месяце. Дело - глухарь. Не удалось установить даже личности жертвы. И было это почти тридцать лет назад.
Вытаскивает дело на свет божий в настоящем времени профессор полицейской академии Стокгольма. Там учится наша главная героиня Оливия Рёнинг. Последнее занятие весеннего семестра, и группа получает задание это дело рассмотреть со всех сторон.
По странному стечению обстоятельств этим висяком занимался отец Оливии, и дело стало для него навязчивой идеей. Увы, бессонные ночи, которые он проводил не в супружеской постели, а в обнимку со своими записями, ни к чему не привели.
В общем, тут вам и комплексы отцов и детей, и желание показать себя, и запоздалый подростковый бунт вообще против всех, включая систему - и всё это на блюдечке с голубой каёмочкой.
В процессе просмотра у меня только один вопрос возник. И тот - к кастингу. При том, что в сериале задействованы Шелль Бергвист, Сесилия Нилссон, Густав Линд, Хелена Бергстрём, Филипп Берг, Штефан Гёддике (которого тут вообще невозможно узнать), выбрать на роль Оливии откровенно слабую Юлию Рагнарссон, было странным решением. Если не сказать больше.
Юлия чаще напоминает рыбу, выброшенную на берег, которая вообще не в курсе, что тут происходит и как надо дышать на этой вашей суше. И тем более заметна её слабая игра на фоне упомянутых мной выше актёров. Их я в разных фильмах и сериалах видела не единожды и могу оценить их подход к работе. Ну, например. Филипп Берг играл молодого Уве в "Человек, которого звали Уве" (у нас - "Вторая жизнь Уве"). И вот там он не вызывал большой симпатии - абсолютно замороженный, не понять, что он вообще чувствует и транслирует в эфир. Но там персонаж такой и был. Берг его отыграл идеально. Здесь - совершенно иной подход и иной посыл. Эпизодическая роль, но даже в ней Берг хорош. Густав Линд. Молодой, но очень перспективный актёр. Так сыграть инфернального придурка - это надо уметь. У него приятная внешность, но в кадре его очень быстро хочется успокоить чем-нибудь потяжелей, чтобы больше никогда не видеть. Он очень органичен и натурален в этой роли.
На самом деле в сериале очень много персонажей, которые вообще тут ни пришей, ни пристегни. Они задевают главных и второстепенных персонажей по касательной, но даже так каждому из них сочувствуешь. Ну, если только это не отморозок Лиам со товарищи. А вот тем, кто на "светлой" стороне, сопереживаешь вполне искренне. И истории их написаны так, что совершенно невозможно остаться равнодушным, и актёры играют не на отъ... так, что веришь. И, когда понимаешь, что кому-то вот прямо сейчас настанет капец, очень хочется, чтобы не настал. Увы, сценаристы знают своё дело, и волшебник на голубом вертолёте не отсыпает персонажам карамелек, зато выдаёт трэша в жизни. В принципе, у трэша, не относящегося к делу, пожалуй, только одно объяснение: отвлекающий манёвр. Там есть и нечистый на руку полицейский, который просто тормозит дело бомжей, и бывшая дама из эскорта, с которой связываться себе дороже, и эти детские бои в клетках... За всем этим наблюдать очень сложно, потому что во всём пытаешься отыскать подсказку, но не находишь. И в какой-то момент понимаешь, что весь фильм - это паззл.
Сложность в том, что обычное линейное повествование - это взгляд глазами одного персонажа. В литературе он называется фокальным. Через него мы воспринимаем сюжет, его мысли слышим, его глазами смотрим. В нашем случае такой персонаж - Оливия. Она - всего лишь студентка, у которой нет доступа к материалам дела, соответственно, она вынуждена искать то, что просто знают другие. И получать кусочки паззла в какой-то определённый момент. Один так вообще Оливия получает только в последней серии. А вместе с ней и я, как зритель. Это раздражает на самом деле, но зато получается очень жизненно.
Но вернёмся к, собственно, фильму.
Антураж
Одна из самых основных сюжетных линий касается шведского дна. Не в прямом смысле, а в горьковском - зрителю показывают, как существуется шведским бомжам. Не сахарно, что предсказуемо, но ещё и опасно, потому что бомжей избивают до полусмерти. И делают это очень цинично - булыжниками. Занимаются таким непотребством подростки, ведущие канал в соцсети, где и выкладывают видео своих "подвигов". Полиция обо всём знает, но дело ведёт Руне Фошс, а он, как полицейский, доверия не вызывает.
Потом нас знакомят с противоположной стороной стокгольмского общества - Линн Магнуссон. Она - глава "MWM", крупной фирмы, занимающейся добычей полезных ископаемых. Госпожа Магнуссон даже получает какую-то награду за свою предпринимательскую деятельность. Вот только у репортёров и активистов очень много вопросов к фирме в целом и к Линн в частности. Потому что некоторые методы работы "MWM", скажем так, не отличаются гуманностью. Но Линн всё отрицает. Она вообще спокойна, как танк, и этим и раздражает. Этакая акула бизнеса, которой палец в рот не клади.
Но для неё всё меняется, когда на телефон поступает один загадочный звонок. И насколько самоуверенна она в самом начале, настолько же разбита и уничтожена к финалу.
Вообще сериал весь очень контрастный. Средняя прослойка населения почти не задействована. Ей отведены только эпизодические роли. Всё самое основное происходит либо на дне, либо на вершине.
Но, что ещё необычно - это отсутствие "фирменной" скандинавской атмосферы, которой славятся фильмы и сериалы, произведенные в Швеции, Дании и Норвегии. В "Приливе" нет мрачных туманных лесов, хотя, один там эпизодически мелькает, но атмосферы не создаёт. Напротив, весь этот трэш творится на очень светлом фоне стокгольмского ветреного лета - яркого, контрастного, создающего иллюзию благополучия. Даже бомжи на скамейках в парке смотрятся вполне себе ничего. А главная героиня, так, между прочим, свой кабриолет не закрывает. Ключи из замка зажигания вытаскивает и всё! То есть, всё благополучно в шведском обществе. Ну, кроме того, что бомжей убивают и когда-то, тридцать лет назад очень извращённо убили неизвестную, да и то не в Стокгольме, а где-то на острове. А так, прекрасная маркиза, всё хорошо.
Самое забавное, что на протяжении первых четырёх серий первого сезона не очень понятно, как вообще связано всё происходящее с делом на берегу. Связи не прослеживаются совершенно. Но потом наша бодрая Оливия что-то начинает раскапывать, с ней идут на контакт даже те, кто поначалу и говорить не хотел, и картинка где-то к шестой серии начинает вырисовываться. Но тут подозреваемых становится слишком много. А потом они все по очереди просто отваливаются. И, как в считалочке про десять негритят, не остаётся в результате никого.
Или нет?..
История стоит того, чтобы посмотреть, саундтрек стоит того, чтобы его услышать. Много хорошей работы - актёрской, операторской, режиссёрской. Сценаристам с гримерами и костюмерами отдельно хочется пожать руку.
А финал первого сезона - это что-то такое, что оставляет наимерзейший осадок. Но оно логично. И тем хуже.