Найти тему
6000 миль до Голливуда

А горы здесь дикие. Красивый, ну очень исторический боевик

("Ледяной человек", Der Mann aus dem Eis, 2017, Европа)

И впрямь, "снято на основе реальных событий" - понятие настолько растяжимое, что его можно натянуть даже на эту историческую фантазию Феликса Рандау. Причем легко, без малейшего совино-глобусного треска.
Вот, взгляните-ка сами...

- Да ну нафиг! - воскликнула лягушка при виде такого Ивана Царевича и нырнула обратно в болото.
- Да ну нафиг! - воскликнула лягушка при виде такого Ивана Царевича и нырнула обратно в болото.

Нет, ну разве не является реальным событие, что в 1991 году в Альпах, на границе Италии и Австрии, было найдено во льду мумифицированное тело древнего человека? Жившего в период около 3300-3350 гг. до нашей эры. И которого учёные нарекли Этци, а потом изучили его с невероятной тщательностью.
Благо там было, в чём покопаться - при Этци обнаружился целый багаж походных вещей, оружие, а также останки одежды и обуви.

Выяснились даже подробности, где он, вероятно, родился, чем питался, болел и какой приблизительно смертью мог умереть. Походило на то, что не своей. Кровь на оружии и одежде Этци, а также травмы у него на теле свидетельствовали: последние дни, а, может, часы в его жизни были не самые приятные и мирные. И то, что его тело не было захоронено соплеменниками, тоже косвенно на это намекало.
Иными словами, тысячи учёных получили воистину шикарный подарок. И написали о нём столько книг, статей и диссертаций, сколько сам Этци, знай он нашу грамоту, за всю свою жизнь не перечёл бы.
А что там кинематографисты? Нет, с документалистами всё ясно, они своё не упустили - я про тех, кто творит кино художественное?

Как видим, без палева не обошлось. В самом прямом смысле - спалили чужую деревню, изверги.
Как видим, без палева не обошлось. В самом прямом смысле - спалили чужую деревню, изверги.

А вот снимать игровые фильмы про колупающих 5300-летнюю мумию профессоров желающих как-то не нашлось.
Зато в Германии отыскался Феликс Рандау, коего заинтересовала личность... самого Этци! То, как он жил-поживал, и что за нелёгкая занесла его в итоге на ту проклятую гору.
Одна незадача: своей автобиографии этот древний горец не оставил. Но не беда, ведь наука дала Феликсу столько материалов и пищи для ума, сколько их не на всякую известную историческую фигуру порой сохранилось.
И кто теперь скажет, что "всё вот это вот всё" снято не на основе реальных событий?

И тут зритель обязан снять перед творцами "Ледяного человека" шляпу... ну или что там надето у вас на голове. Ибо Рандау не только сам написал сценарий, но и педантично - не сказать фанатично, - воссоздал в фильме реалии и быт Этци. Его посёлок, жилище, медный топор, нож, лук и стрелы, одежду, походные "гаджеты" и средства для их переноски - всё в соответствии с научными реконструкциями, сделанными учеными в своих работах.
Крутота - не то слово!
Лишь дважды за весь фильм я наткнулся на слишком выпуклые анахронизмы: корягу с отпиленными бензопилой корнями, да палки, затёсанные явно не медным, а стальным топором. Ну и ещё есть вопросы к священной реликвии Этци, - не рановато ли ей находиться в данной эпохе? Хотя это уже будет спойлер, ведь на ней завязана одна из главных интриг.

Всё же остальное, вплоть до мха, которым законопачены щели в избушках, швов на одежде и костяных наконечников стрел, выглядит сурово и "историчненько". Включая лица героев, обветренные и с въевшейся в них сажей. Такие, что в них в упор не узнаются те интеллигентные люди, кто их играл. Кроме разве что Франко Неро. Этот могучий старик узнаваем в любом облике, даже грязном и закопчённом.
А чтобы лишний раз замаскировать все мелкие огрехи, - куда ж без них? - Рандау придал "картинке" вид и палитру кино 20 века. То есть никакой вам цифровой чёткости и цветности. Всё по канонам "целлулоидной" эры, только без дефектов киноплёнки (
многие скриншоты на IMDb ещё не "состарены").
Ну а чтобы окончательно добить вас историческим материализмом...

Патриарх мирового кино Франко Неро в свои 76 лет (в 2017-м) столь же суров, как в свою джанго-спагетти-вестерновую молодость.
Патриарх мирового кино Франко Неро в свои 76 лет (в 2017-м) столь же суров, как в свою джанго-спагетти-вестерновую молодость.

...Так вот, чтобы просмотр "Ледяного человека" ещё глубже погрузил вас в альпийскую дичь 3300 года до н. э., все персонажи в нём говорят на тарабарском языке. При полном отсутствии дубляжа и даже субтитров!
Однако язык сей тоже не выдуманный. Он - один из реконструированных наукой, древних языков: ретский. Имевший хождение в те времена в тех краях и, не исключено, бывший родным для Этци.

Делает ли этот авторский фортель картину непонятной?
Ни капельки не делает - как в том же
"Апокалипсисе" Мэла Гибсона.
Более того, с первой же сцены я забыл, что не знаю ни слова из тех, что звучат с экрана. Настолько выразительно герои Рандау объясняются вдобавок интонациями и жестами. В чём им заодно помогает прекрасная драматичная музыка. Правда, уже не этническая, а современная мрачно-симфоническая.

Да и откуда в "Ледяном человеке" взяться непонятному? Выдуманная Феликсом Рандау история стара, как мир, и проста, как валун. Только героя у него зовут не Этци, а Келаб (Юрген Фогель).
Вот он ушёл на охоту, а в это время злые проходимцы вырезали его общину и семью, сожгли деревню и украли священную реликвию. Которую нам, правда, долго не будут показывать, нагнетая интригу, что же лежит в загадочной шкатулке (но - покажут, а не как в
"Ронине" с его нераскрытой тайной металлического кейса). И Келаб, осерчав, рванул за убийцами в погоню, дабы жестоко им отомстить - вот и весь сказ.
Впрочем, несмотря на простоту сюжета, Рандау сумел ещё и прикрутить к нему красивую философскую мораль. Тоже древнюю, как мир, но в данном случае абсолютно уместную (какую именно - опять-таки не скажу, ибо снова выйдет спойлер).

 - Мужики, стойте! А можно с вами? В смысле к художнику Серову, для "Ходоков у Ленина" позировать? - Айда! Только лук оставь, а то в Смольный не пустят.
- Мужики, стойте! А можно с вами? В смысле к художнику Серову, для "Ходоков у Ленина" позировать? - Айда! Только лук оставь, а то в Смольный не пустят.

***

В общем, почти эталонный образец малобюджетного исторического кино. Со всех сторон любо-дорого посмотреть: и визуальное исполнение на фоне эпичных Альп радует, и актёры все молодцы, и динамика отличная, и драматизм под конец достигает своего апогея.
И, что тоже плюс: несмотря на своё европроисхождение и "языковой барьер", "
Ледяной человек" избежал модной артхаусной мути. Сохранив от начала до конца адекватное, логичное повествование, в буквальном смысле понятное даже без слов.

Сему мораль: пропускать такую жемчужину, хоть и маленькую, нельзя ни в коем разе! Особенно, если вы неравнодушны к историческим фильмам и горным красотам, снятым настоящими талантами в своем деле.

Трейлер фильма:

Горы
2305 интересуются