Утром мы встретились как близкие друзья. И проделав путь на автобусе и далее на такси, приблизились к искомому поселку. Останавливая машину на развилке, водитель говорит:
– Ну, если вы сами не знаете куда вам дальше, то и я не знаю. Выходите тогда здесь. Но не понимаю, зачем вы вообще приехали в эту Чечню?
– Чечню?! Почему вы так назвали это место?
– Да не я так его назвал. Так его все зовут…
– Вот, вот, куда тебя несет… Даже местные говорят, что тут опасно, пробурчал Костя, вылезая из машины.
Мы стоим на перекрестке. Направо пойдешь – по колено в грязи не пройдешь. Метрах в трехстах, виден силуэт большого здания совершенно заброшенного вида, что-то типа старой фермы.
Вперед пойдешь – в поселок придешь. К нему ведет вполне приличная дорога, и вдали виднеются домики.
– Костя, может я «это» ищу? Показываю с улыбкой на заброшенную ферму.
Но Костя вполне серьезно отвечает, что это здание вряд ли жилое, и значит, моей задаче «пожить там пару месяцев» не соответствует. Мы направляемся к деревне.
Еще одна развилка. Справа три милых, почти сказочных домика.
Слева – разрушенные и заброшенные дома перемешаны с жилыми постройками. Всего видно 3 улицы. Есть остановка автобуса. Но людей нет.
Мы стоим в некотором ожидании на остановке и осматриваемся. И вот на дорожке около чудесных домиков появляется молодая женщина с коляской.
Я бегу к ней:
– Простите. Вы не подскажите, есть ли тут какие-то дома свободные, в которых можно остановиться? Снять, или пожить?
Такой вопрос тут явно не частый. Однако, молодая женщина, задумавшись, показывает куда-то вдаль.
– Из третьего дома в конце улицы съехала семья. Дом был колхозный раньше. Наверное, он свободен. Но точно я не знаю…
Ну что ж… Находим этот дом. Можно сказать «таунхаус». У него две части. Одна пустая, а во второй живет семья с детьми. Они рассказывают, что вторая часть вполне жилая. Однако решать все нужно с администрацией. Я делаю фотографию дома, и мы садимся перекусить на стопке дров.
Перед моим взором оказывается гора. Она далеко, и не такая уж высокая. Я различаю только ее силуэт. Но не могу оторваться от нее. Пока мой взгляд не сфокусировался на доме, частично ее заслоняющем. Он мне тоже нравится. Обсуждаем с Костей, что вид с участка того дома отличный. Но вид самого дома не отличный совсем.
Решаем пройтись по другим улицам. И тут … и Косте и сыну становится нехорошо. Они начинают по очереди капризничать, хвататься то за голову, то за живот. Костя настаивает на срочном отъезде. Вызываем снова такси. Когда водитель подъезжает, первый вопрос, который он нам задает – «что вы делали в этой Чечне?».
Мы переглядываемся… Затеваем с водителем разговор – о жизни здесь, о работе в селе, о том, где найти администрацию поселка… Надо сказать что Костя – сама коммуникация. Хорошо слышит собеседника, очень осведомлен во многих вопросах, задает ровно те вопросы, что нужны.
– Так почему «Чечня»?
– Ну, раньше здесь был разгул криминала. Драки были, кого-то убивали, кого-то сажали. Сейчас все буйные или умерли уже, или переехали, или сидят. Но сами посмотрите – сколько разрушенных домов. Где-то стекла побиты, где-то дома наркоманы спалили… Хотя как тут живут люди сейчас сказать не могу…может что к лучшему и поменялось, но репутация осталась… А вы, наверное, лебедей хотели посмотреть? Так они несколько дней назад улетели. А так-то сюда едут люди на озеро, посмотреть на место их зимовки.
Вот так прошло наше знакомство с поселком, в котором зимуют лебеди.
На этом мы возвращаемся в Бийск. А водитель этого такси становится нашим первым знакомым в этом районе.
Урожайное
Вернувшись в Бийск мы останавливаемся уже у Кости. Задушевные разговоры, понимание друг-друга с полуслова… максимальная корректность - границы в этот раз удается удерживать.
На следущий день начинаю обзвон деревни, ближайшей к поселку Лебединый через контакты с сайта недвижимости. Это крупная деревня Урожайное:
Звонок 1:
– Здравствуйте, у вас дом выставлен на продажу. А я ищу, где остановиться на пару месяцев, может вы его могли бы сдать, пока ищите покупателя?
– Я сейчас на вахте. Но вернусь через неделю. Можете у меня просто пожить, пока будете что-то искать. А вообще мы хотим сразу продать.
Звонок 2:
– Здравствуйте! У вас квартира в продаже. Но можно ли ее снять на некоторое время?
– Здравствуйте! Очень хотелось бы вам помочь, но мы не часто там бываем, и заселить кого-то на время нам сложнее, чем сразу продать ее. Но если решите покупать, то звоните, меня зовут Ольга.
Звононки 3-6 аналогчные.
Звонок 7. На тот же вопрос слышу ответ бодрого голоса:
Я не сдаю, я сама живу в этом доме с детьми. Но вы можете приехать и пожить у меня. Постараюсь вам помочь найти что-то в Лебедином. Можете записать адрес….
Пока наблюдаю что-то совершенно противоположное утверждениям, что на Алтае все очень опасно. Образ жителей Урожайного начал складываться как отрытый и дружелюбный.