Данную книгу советовал к прочтению основатель интернет компании Amazon - Джефф Безос. Давайте же, разберем эту книгу.
Динамика современного окружения требует от любой компании постоянного развития. Без развития не будет ни прибыли, ни желаемого положения на рынке. Соответственно для движения вперед нужны инновации или новые технологии.
Дилемма инноватора №1.
Зависимость от мнения потребителей и инвесторов.
В первую очередь, естественно желание любой компании производить и продавать востребованную продукцию, отвечать полностью на потребности покупателей. Таким образом организация попадает в плен к своим стейкхолдерам (лицо, которое имеет интересы относительно проекта или организации или влияет на проект или организацию). Из за этой зависимости компания не готова принять часть вызовов рынка.
Все внутренности компании подчиняются поведению заинтересованных лиц, все ресурсы распределяются по определенным направлениям, эти направления задаются рынком. Получается, что и цепочка создания стоимости подчиняется пожеланиям потребителей, а это значит, что центральный финансовый вопрос решается в их пользу. Чем больше есть спрос на определенную услугу, тем больше от нее будет ожиданий получать доход до последнего издыхания.
Компании, которые всегда прислушиваются к своим клиентам попадают в плен товаров и услуг, из за этого они теряют маневренность действий, жестоко расплачиваясь за это в дальнейшем. Инвесторы так же часто не воспринимаю прорывные идеи(новые идеи в бизнесе), потому что опасаются риска потерять вложенное. Поэтому компании часто остаются на достигнутом и не реализуют новые идеи.
Дилемма инноватора №2.
Стремление выйти на рынок выше.
У успешных компаний есть свои принципы выстраивания цепочки создания стоимости. Постоянный рост основа их стратегии. В связи с чем, все чаще принимается решение подниматься на ступень выше( выходить на более серьезные и прибыльные рынки). Получается что график будущих продаж всегда выстраивается восходящей линией, а подрывная инновация зарождается внизу. Она появляется в сегментах ниже и способна заставить организацию перестроить все планы и стратегию.
Три главных факта выйти на сегмент выше:
- Ожидание более высоких доходов.
- Увеличение качества жизни потребителей.
- Использование по назначению эффекта масштаба(снижение затрат на единицу продукции при укрупнении производства ).
Маленькие рынки не удовлетворительно обеспечивают потребности в росте, так что бизнесу ничего не остается как стараться перейти на более крупную площадку. Как же быть в таком случае хорошему менеджеру, заметившему бреш на рынке? Есть три пути:
- Менеджер может развивать рынок до нужной степени и стать на нем лидером, но такой подход требует много ресурсов.
- Он может подождать когда рынок сам станет крупной площадкой, при этом в пускается время и лидерская позиция.
- Он может найти или создать небольшую компанию-дочку основной, которая займется прорывной инновацией.
Дилемма инноватора №3.
Переизбыток качества.
Чем качественнее товар - тем он лучше, парадоксально, но нет.
В экономической теории, есть всем известная кривая спроса (кривая, показывающая, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени), при черезмерном улучшении качества происходит следующее смещение кривой, которая как бы отражает другой рынок. Т.е иногда улучшая качество товара, производитель рискует своей прибылью. Риск в подобных ситуациях не может быть оправдан в виду многих причин, например таких: покупатели не желают приобретать более качественный товар, по более высокой цене, если их устраивало прежнее соотношение. Производитель перескакивает ступень жизненного цикла товара, он ускоряет процесс его увядания и смерти.
Что подразумевается под качеством? Есть набор определенных характеристик товара или услуги, и значимое изменение в одной из характеристик, приводит как правило к движению в другой, а в конечном итоге товар становиться дороже.
Дилемма инноватора №4.
Анализ несуществующего.
Как можно выбрать проект, рынок для которого невозможно проанализировать?
В этом и еще одна дилемма. С одной стороны грамотный менеджер тщательно исследует рынок, планирует каждый шаг, а с другой стороны, подобные действия отсекают возможность стать инициатором кардинального изменения на рынке. Такие обстоятельства отпугивают компании от того, чтобы заняться прорывными инновациями серьезно.
Как поведет себя хороший менеджер работающий над прорывной инновацией? Он должен понимать, что новый рынок является не основным для компании и возможная неудача не означает крах всей фирмы. Менеджер составляет бизнес план, направленный на изучение среды вокруг, при этом нет цели осуществления заранее продуманной стратегии.
Заключение
- Для решения проблемы инноваций нужно стараться лучше управлять, больше работать и не делать глупых ошибок.
- Инновации не всегда могут предполагать скачек в качестве продукта или услуги.
- Прорывные инновации случаются в любой отрасли, не зависимо от скорости ее развития.
- Стоит быть осторожным и внимательным не только к клиентам и инвесторам, но и к конкурентам и их разработкам в долгосрочной перспективе, особенно к новичкам, они обычно самые рискованные игроки и самые не предсказуемые.
Выводы
Из книги Клейтона Кристенсена «Дилемма инноватора» можно вынести следующие ключевые уроки:
- Необходимо учитывать разрушительные инновации
- Ориентируйтесь не на настоящее, а на будущее
- Научитесь адаптироваться и быть гибким
- Инвестируйте в новые технологии
- Наблюдайте и понимайте малый рынок
- Избегайте ловушки успеха, исследуйте новые пути
Спасибо за внимание
С уважением Агеев К.И