Найти в Дзене

«Меня захлёстывает на каждом концерте!»- признался выдающийся пианист-виртуоз Денис МАЦУЕВ

Оглавление

Денис Мацуев громко заявил о себе в 1998 году, когда в 23-летнием возрасте победил на XI Международном конкурсе Петра Ильича Чайковского, крупнейшем событии в области классической музыки.

Коллаж автора. Фото из архива "7 секретов"
Коллаж автора. Фото из архива "7 секретов"

По словам народного артиста России, он играет еще с четырех лет. Получается, уже ровно 45 лет. В этом году можно запросто отмечать юбилей.

Обычно пишут, что Денис родился в семье музыкантов. Да, его отец Леонид Викторович – пианист и композитор, а мама Ирина Дмитриевна – учитель музыки.

Однако игре на фортепиано маленького внука в первую очередь обучала любимая бабушка Вера Альбертовна. А потом для того, чтобы у Дениса были какие-то средства на первое время в Москве, она даже продала свою корпоративную квартиру и отдала все деньги ему.

В детстве. Фото из архива "7 секретов"
В детстве. Фото из архива "7 секретов"

НАША СПРАВКА

Денис Мацуев родился в 1975 году в далеком Иркутске, от которого до Москвы только по прямой свыше 4200 километров. Когда у пианиста спрашивают, какая у него национальность, музыкант-виртуоз на полном серьезе непременно отвечает, что он - чистокровный сибиряк.

Причем в детстве он был увлечен футболом гораздо больше, чем музыкой. Принимал участие в дворовых турнирах и даже был капитаном команды. Увлечение спортом помогло в успехах и на музыкальном поприще. Исполнитель ростом 198 сантиметров.

Как говорят критики, так мощно на фортепиано больше никто не может играть не только в России, но и в мире. На одном из концертов Денис выступал с такой самоотдачей, что сломал рояль стоимостью почти в 70 тысяч евро. Педаль попросту отвалилась. А на другом концерте он настолько вошел в раж, что у инструмента отлетела массивная нога.

В Московском консерватории. Фото из архива "7 секретов"
В Московском консерватории. Фото из архива "7 секретов"

А на днях состоялась творческая встреча с народным артистом России. Предлагаем наш творческий вариант вопросов и ответов.

Был нормальным ребенком

- Тяжело было «завязать» с футболом?

- Да. Но я ведь родился в музыкальной семье. Мама и папа поняли, что меня нужно двигать в лучшую музыкальную школу мира — при Московской консерватории.

Уверяю вас, в детстве я был нормальным ребенком, а не каким-то вундеркиндом или ботаником, который зациклен на чем-то одном. По десять часов в день я точно никогда не сидел за инструментом.

Я был очень разносторонним. Играл и в хоккей, и в футбол. Но так получилась, что попал на сцену. Хотя действительно был буквально в одном шаге от того, чтобы стать профессиональным футболистом, а вовсе не музыкантом. Но тут свою роль сыграли мои многочисленные травмы.

По сути, я весь переломанный. Ломал и руки, и ноги. Когда сломал правую руку, то выучил леворучный концерт Мориса Равеля для фортепиано с оркестром. Впрочем, по сей день футбол остается моей второй страстью. Играю как только появляется малейшая возможность.

Победители XI Международного конкурса  Петра Ильича Чайковского. 1988 год. Фото из архива "7 секретов"
Победители XI Международного конкурса Петра Ильича Чайковского. 1988 год. Фото из архива "7 секретов"

Поющий инструмент

- Часто говорят об особой русской фортепианной школе. В чем ее особенность? Или это секрет?

- Ну что вы, никакого секрета тут нет. Чтобы понять особенность именно русской фортепианной школы, нужно послушать записи Сергея Рахманинова. Лично для меня он и бог, и икона.

Все его произведения в моем исполнении можно найти в Интернете. Одно время Сергей Васильевич жил в имении в Швейцарии. Мне там довелось побывать.

Я жил в доме, ел, спал, а самое главное - мог играть на рояле самого Рахманинова. Кроме того, специально записывал неизвестные произведения композитора. Это был подарок его внука и моего друга Александра Борисовича.

Так в чем же гениальность музыкальных творений этого удивительного маэстро? Как известно, фортепиано это ударный инструмент. По струнам бьют молоточки.

Мы не можем, как струнники, вибрировать пальцами. Мы тоже лишь бьем ими по клавишам. Однако Сергей Рахманинов заставлял рояль петь. Это и стало каноном русской фортепианной школы.

Если инструмент у тебя не поет, то значит, ты еще не дорос до выступлений. Конечно, тут нужна величайшая техника. Плюс рождение образа, страсть, артистизм...

С родителями.  Фото из архива "7 секретов"
С родителями. Фото из архива "7 секретов"

Магия инструмента

- Получается, что на слух можно узнать, откуда музыкант родом?

- Конечно. Если я слышу, что фортепиано «поет», то я точно знаю, что музыкант из России или представляет русскую исполнительскую школу. Именно в пении — самая главная магия моего любимого инструмента.

Этот секрет переняли и самые выдающиеся профессора Московской консерватории. Я часто сталкиваюсь с таким фактом: если на каком-то конкурсе побеждает пианист из Азии, Европы или какого-то другого региона, то непременно выяснятся, что у него русские педагоги.

Возьмем, например, Вана Клиберна, победителя самого первого Международного конкурса Петра Ильича Чайковского, который состоялся в 1958 году (Ван Клиберн стал первым в мире исполнителем классической музыки, завоевавшим платиновый альбом за исполнение «Первого концерта для фортепиано» П. И. Чайковского — Прим. ред.).

Как выяснилось, его педагогом в знаменитой Джульярдской школе в Нью-Йорке была выдающаяся исполнительница Розина Левина, которая еще в 1898 году окончила Московскую консерваторию с золотой медалью.

С женой - балериной  Екатериной Шипулиной. Познакомились на открытии ресторана. Фото из архива "7 секретов"
С женой - балериной Екатериной Шипулиной. Познакомились на открытии ресторана. Фото из архива "7 секретов"

- А можно «по-русски» исполнять на фортепиано западных композиторов?

- Многие так и делают. Тут вопрос, насколько музыкант проникся любовью к характерной игре на инструменте. И тогда во время исполнения Моцарта или, скажем, Бетховена, произведения этих композиторов воспринимаются как «песни».

Кстати, иногда говорят, что русских композиторов хорошо исполняют только русские артисты. И наоборот. Нет, я не согласен. Мне кажется, это клише. Талант не имеет национальности.

Скажем, Горовец, Рахманинов, Рихтер, Гилельс гениально играли и Моцарта, и Бетховена, и Баха, и Шопена или, скажем, Шамановского. Им рукоплескал весь мир. Причем они представляли именно нашу «поющую» исполнительскую школу.

Искусство это всегда страсть

- «Пение» на фортепиано - ваш самый главный секрет игры?

- Не только. Всякий раз меня буквально захлестывает на концерте. И я хочу, чтобы это состояние никогда не прекращалось. Помню, еще Пласидо Доминго мне говорил, что искусство без страсти не существует.

Конечно, это не значит, что я искусственно вызываю «захлест». Нет, он сам появляется откуда ни возьмись и накрывает меня с головой. Я уверен: пока так продолжается, то мне нужно выходить на сцену.

А если перестанет захлестывать, то придется подумать о смене профессии. Пойду в директора фабрики по производству инструментов (смеется).

На родном берегу. Фото из архива "7 секретов"
На родном берегу. Фото из архива "7 секретов"

- Многие стремятся в мировые столицы, а вы устроили свой фестиваль в родном Иркутске, который находится очень далеко от той же Москвы.

- Я всегда с гордостью говорю, что Сибирь — это моя Родина. Мне повезло там родиться. Сибиряки — точно особые люди. Это отдельная национальность. В них чувствуется глубина.

Такая же, как в нашем Байкале. От моего родного города до него всего ничего. Это озеро — чудо природы. В нем столько силы, столько энергии и столько чистоты.

Когда я играю, то все это чувствую. У нас говорят, что сибиряк сибиряка видит издалека. И это вовсе не шутка. Как и то, что рыбак рыбака тоже видит издалека. Я всегда гордился, что из Иркутска.

Тяга к родным краям у меня никогда не прекращалась. Именно благодаря этой тяге я и придумал свой фестиваль, которому в этом году исполняется уже ровно 20 лет.

Звёзды в Байкале

- Удивительно, что каждый год вам удается пригласить в далекий Иркутск весьма именитых гостей.

- Да, там побывали практически все мои друзья. И каждый из них прошел через особый ритуал. Я веду всех в русскую баню на берегу Байкала. После чего «макаю» в озеро.

Хотя в нем может быть лишь немногим выше нуля. Но ни один гость этой участи не избежал. Даже самые прославленный. Зубин Мета (индийский дирижер — Прим. ред.), Юрий Темирканов, Владимир Спиваков, Валерий Гергиев... — и далее по списку. Все побывали в озере.

Я думаю, что, может, в честь юбилея стоит в сентябре переименовать фестиваль из «Звезды на Байкале» в «Звезды в Байкале». Я всех ваших читателей приглашаю в Иркутск. Если доберетесь, то, уверен, не пожалеете!

С дочерью Аней.  Играет на пианино  и занимается балетом. Фото из архива "7 секретов"
С дочерью Аней. Играет на пианино и занимается балетом. Фото из архива "7 секретов"

- Вы выступали на самых престижных площадках мира. Наверняка у вас море воспоминаний.

- Конечно. Часто вспоминаю один удивительный случай, связанный с выступлением в концертном зале «Карнеги-холл» в Нью-Йорке. В этом городе мы обычно останавливаемся в отеле рядом с площадкой, чтобы недалеко было добираться.

В тот день я проснулся и увидел перед собой... тарелку с настоящими сибирскими пельменями. Представляете мое удивление! Оказывается, их приготовили мои родители прямо в номере, где в закутке была небольшая кухонька. Все ингредиенты они купили в одном русском магазине в Нью-Йорке, а лепили глубокой ночью, пока я крепко спал.

Отмечу, что мои мама и папа - замечательные кулинары. Они дадут фору любому, даже самому звездному мишленовскому ресторану. А я люблю поесть (гладит себя по животу). Обожаю заглянуть в японский, итальянский или китайский ресторанчик.

Но я уже давно понял, что нет ничего вкуснее домашней кухни. Мои родители тут действительно самые лучшие повара на свете. Подчеркну, что концерт тогда, когда они приготовили мне в Америке сибирские пельмени, вышел особенно удачным. Просто объедение! (смеется)

Футбол вторая страсть с детства. Фото из архива "7 секретов"
Футбол вторая страсть с детства. Фото из архива "7 секретов"

Эверест любовного романа

- Вы сильно волнуетесь перед выходом на сцену?

- Всегда. Хотя никакого мандража нет. Я же часто выступаю перед публикой. Так что привык. К тому же все отрепетировано от и до. Тем не менее непременно присутствует сценическое волнение, которое, я считаю, должно быть.

Если его нет, то, значит, мероприятие какое-то проходное... Но у меня таких точно нет. Слава богу, меня никогда не учили не волноваться перед выходом на сцену.

Наоборот, я знал, что самый прекрасный, самый волнительный момент в твоей жизни — это выход перед публикой. И не важно - это семейный концерт, зачет в музыкальной школе или выступление в зале.

Я стараюсь непременно сыграть лучше, чем на репетиции. Выход перед слушателями — это конечный Эверест твоего любовного романа с тем или иным музыкальным произведением. Все, что я играю, я не учу, а вынашиваю в себе.

А потом в какой-то момент чувствую, что готов поделиться с публикой. Это уже действительно какая-то вершина, которую ты стараешься покорить. Причем зритель не должен знать, что буквально вчера у тебя был очередной концерт с другими произведениями.

Что ты всю ночь летел, а теперь тебе нужно снова собраться и произвести фурор в зале. Победителям различных музыкальных конкурсов я обязательно повторяю такие слова: «Да, сегодня у вас триумф. Но уже завтра нужно все начинать с чистого листа, чтобы снова получился триумф...»

- Благодарим за интересную беседу, желаем дальнейших творческих успехов!

Артисты на канале "Дмитрий Март" | Дмитрий Март | Дзен
Знаменитости на канале "Дмитрий Март" | Дмитрий Март | Дзен