Найти тему
Герман Геншин

Самый страшный сиквел «Чужого» вышел 10 лет назад – и это совсем не фильм

Чужой» остается единственным в своем роде кошмаром. Невозможно повторить ужас триллера Ридли Скотта о глубоком космосе 1979 года. Джеймс Кэмерон знал это и с умом подошел к работе над «Чужими», создав сиквел, в котором безжалостный минимализм оригинала был заменен на зрелищность охоты на жуков. Скотт тоже это знал, судя по тому, в каком направлении он повел франшизу, выпустив пару приквелов, «Прометей» и «Чужой: Завет», в которых было больше философии и мифологии, чем ужасов. Некоторые другие фильмы серии, в том числе вышедший на этой неделе «Чужой: Ромул», жестикулируют в сторону первобытной простоты первого, выставляя небольшую группу отчаявшихся людей против этой склизкой, гладкой машины для убийства из-за звезд. Но все они - лишь отголоски.

На самом деле, единственный сиквел «Чужого», который приблизился к нему на расстояние плевка - по крайней мере, в том, что касается полного уничтожения нервов, - это вообще не фильм. Это Alien: Isolation, игра в жанре survival-horror 2014 года от Creative Assembly.

Игра Isolation, действие которой разворачивается от первого лица Аманды Рипли, взрослой дочери Эллен Рипли, сыгранной Сигурни Уивер, представляет собой прямое продолжение фильма Скотта. Но игра устанавливает нечто большее, чем просто повествовательную связь со своим кинематографическим вдохновителем. Она также в значительной степени опирается на ценности этой научно-фантастической вехи: смертельная тишина, предчувствующая атмосфера, напряжение, толстое, как корпус межгалактической большой машины. При этом он, пожалуй, ближе к хладнокровному и хладнокровному духу «Чужого», чем любое из его потомков на больших экранах.

Alien: Isolation, которой в октябре исполняется 10 лет, была бы отличной игрой даже без бренда IP. Она, как и ее заглавный аттракцион, представляет собой чудо безжалостного дизайна - отточенную машину страха. Действие игры разворачивается на борту разросшейся космической станции (подумайте: Deep Space Nine в беспорядке, наводненная постапокалиптическими падальщиками), в ней чередуются отрезки жутко спокойного исследования с затаившим дыхание стелс-уклонением. Припасы ограничены как по наличию, так и по полезности. Как и большинство отличных хоррор-выживалок, Isolation постоянно прижимает вас спиной к стене. Вы часто умираете.

Как и в «Чужом», здесь только один Ксеноморф (по крайней мере, на протяжении почти 20 часов игрового процесса). Isolation следует примеру таких потомков хорроров на выживание, как Resident Evil, Silent Hill и Clock Tower, превратив культовое существо Х.Р. Гигера в упорного, фактически неубиваемого врага - монстра, который преследует вас из комнаты в комнату. Самым гениальным изменением этой традиции стало снятие чудовища со сценария и поводка. Благодаря сложной системе искусственного интеллекта, Ксеноморф непредсказуем и, кажется, «учится» на вашем стиле игры, заставляя вас постоянно менять тактику бегства.

Эти кошки-мышки, в которых прохождение одного коридора превращается в упражнение в удушающем напряжении, делают Isolation одной из самых страшных игр, когда-либо созданных. Временами она становится еще и ужасно сложной, исполняя пророчество Эша из «Чужого» (Йен Хольм): «Я не могу врать вам о ваших шансах».

С годами ксеноморф утратил свою изюминку. Если Скотт использовал тварь экономно, давая нам ассоциативные полунамеки на ее биомеханическую анатомию и выводя ее из тени (и воздуховодов), то в других фильмах ее фактор страха неуклонно снижался за счет повторения. Isolation восстанавливает силу монстра, бросая игрока на его неустанную тропу войны. Оказывается, Ксеноморф все еще очень страшен, когда преследует вас.

С такой чудовищно умной механикой Isolation могла бы работать и без лицензионных обоев франшизы. Но трудно представить себе игру по мотивам фильма, которая бы лучше передавала его атмосферу. Команда Creative Assembly приложила все усилия, чтобы воссоздать внешний вид, звук и атмосферу «Чужого». А 20th Century Fox предоставила студии доступ к сокровищнице закулисных материалов, включая предпроизводственные эскизы, фотографии декораций и базу данных оригинальных записей звуковых эффектов. Скрупулезная точность «Чужого» распространяется и на продуманный, теперь уже ретрофутуристический дизайн. Каждый элемент технологии, который мы видим или с которым взаимодействуем - зеленые мониторы компьютеров, строчки кода на них, система сохранения ключей-карточек - наводит на мысль о будущем, которое могло присниться только в прошлом. (Одна из самых приятных вещей в новом Romulus - это то, как он повторяет интерфейс).

-2

Isolation также представляет собой удивительно приятное продолжение истории Чужого, хотя и построенное на выполнении заданий и стелс-экшенах. Сага об Эллен Рипли, длившаяся от оригинального фильма до «Чужой: Воскрешение» 1997 года, была фаталистической трагедией: На протяжении десятилетий времени и световых лет космоса одну способную женщину преследует зубастое олицетворение зла и бездушная корпорация, которая его поддерживает. Даже смерть не освобождает Рипли от этой борьбы! Действие игры разворачивается между событиями фильмов «Чужой» и «Чужие», но при этом судьба Рипли распространяется и на ее дочь, как будто бегство от ксеноморфа - это ее темное право. Это жестокий поворот к наследию сиквела, но Isolation смягчает его пронзительным завершением; эмоциональная кульминация игры - момент, когда Аманда Рипли находит бортовой журнал «Ностромо» и слышит прощальное послание, которое оставила ей мать.

И все же самые значимые отношения в Isolation - это отношения между игроком и Чужим. Это глубоко трогательное произведение фанатской фантастики, пропитанное тональной и эстетической симпатией к оригиналу Скотта. Его создатели предложили то, что игры, адаптированные для фильмов, обещают, но редко выполняют: возможность перемещаться по иммерсивной версии кинематографического мира, который вы узнали и полюбили. Isolation - это виртуальный парк развлечений, темой которого является Чужой. Он помещает вас внутрь классики.

И это не просто строго верный аудио/визуальный опыт, игра погружает вас прямо в повышенные эмоции Чужого. Ползая по разрушенной станции, заглядывая за углы, чтобы уловить взглядом рыщущего Ксеноморфа, вы фактически становитесь Рипли. Таким образом, «Изоляция» использует интерактивную составляющую своей собственной среды, чтобы вновь ощутить ужас «Чужого». И это то, чего не могли предложить другие фильмы, даже великие.

Alien: Isolation доступна на PlayStation, Xbox, Nintendo Switch, PC и мобильных устройствах. Чтобы узнать больше о творчестве А.А. Дауда, посетите его страницу на Authory.

Если вам понравилась эта статья, подпишитесь на нее, чтобы не пропустить еще много полезных статей!

Вы также можете читать меня в: