Найти тему

Об энергиях, о свете тварном и нетварном.

Всем доброго время суток.

Вообще энергии занимают меня значительное время. Будь то материальные энергии очень привлекают, ну а про несозданные это отдельная, интересная и очень стоящая тема. Но вначале напишу о материальной, созданной Творцом энергии.

Всё что мы видим, это есть энергия. В любой вещи скрыт потенциал энергии. Просто мы её не видим, но в каждой вещи, продукте скрыта энергия. Например, в хлебе который мы едим, заложена энергия. Энергия от солнца, через свет, преобразовавшись посредством фотосинтеза откладывается в зёрнах пшеницы. Потом люди собирают их, перемалывают в муку. Затем выпекают в виде хлеба и всяких изделий из зерна. Так естественно энергия солнца преобразовавшись и присутствует потенциально в виде хлеба. Человек потребляет хлеб, и энергия преобразуется в жизненную силу человека для поддержания физического существования. Хотя растения могут иметь другой вид энергии. Например, из растений вырабатывают биотопливо, нефть это накопленная энергия от солнца преобразования через растения и т.д.

Господу подвластны не только естественные энергии, но сверхъестественные. Вспомним, как из пяти хлебов и двух рыбок Христос клонировал множество хлебов и рыбок. Достаточно было накормить ими пять тысяч человек. Да ещё осталось и собрали их отдельные коробки. Здесь явно, что Христос сотворил хлеб не естественным путём. Энергией нетварной преобразовал, сверхъестественной, в тварную энергию, естественную, в виде множества хлебов и рыбок. Так же и как сотворил Бог землю и что на земле, и людей, участвовала нетварная энергия. Из ничего Бог сотворил землю, солнце, звёзды космос и т.д. То есть толчком ко всему живому и неживому стала нетварная энергия Бога.

Богу подвластна как тварная энергия, так и нетварная.

Я думаю, что не случайно Христос говорит такие слова: "Соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало" (Иоанна 6:12). Ибо сотворена высшеестественной, нетварной, святой энергией Бога. При причащении священник внимательно причащает прихожан в Церкви. И считается недопустимым падение хлеба и пролитие вина на пол. И это не без оснований. Ибо энергия нетварная присутствует там.

Богу подвластна низшая, тварная энергия. Низшую энергию неправильной формы, ущербность материи преобразовать в низшую энергию правильной формы, то есть оздоровить организм, тело. В частности Христос исцеляет человека с сухой рукой. Многие из вас видели у кого-то руку сухую. Она имеет неправильную форму. Пальцы могут быть тонкие, сухие, закорюченные и отличаются от пальцев на здоровой руке обычного человека или другой, здоровой руке того же человека. Христос из ущербной руки творит здоровую руку. Да так, что нет изъяна, и она становится такой, как и вторая, здоровая рука или как руки у здоровых людей. То есть без всякого ущерба. Как Он это делает? Лишь Бог знает, как это делается, и творит. А факты говорят об этом. Думаю что Богу подвластны все энергии, тварные и нетварные. Материя трансформируется путём преобразования энергий. Как сказал Христос: "дух бо бодр, плоть же немощна". Мф.26:41.

Дух есть энергия, только высшая. Может влиять и преобразовывать, трансформировать энергию низшую и влиять на неё по усмотрению. Как и претворение воды в вино. И здесь Господь проявил преобразование энергий.

Христа мы называем Светом. То есть Тот, кто умеет управлять энергиями различных видов, в том числе энергий нетварных. Знает все эти энергии и как это делается и творит. Просвещает всякую тварь.

"В НАЧАЛЕ сотворил Бог небо и землю.[1]

2 Пустынной, необитаемой была земля. Мрак окутывал бездну,[2] и Дух[3] Божий витал над водами". Быт.1. Явно, что энергия нетварная, Божья носилась над водой и сотворила свет. Солнце светит уже много миллиардов лет и не затухает. Термоядерная энергия происходит там и даёт вот уже много лет жизнь всем остальным естественным путём. Хотя сотворение было неестественным, сверхъестественным, Божьим. Но Бог захотел так, чтобы всё было по естеству, и вот много лет происходит всё естественно. А там где происходит вмешательство Бога, мы называем чудом, творение сверхъестественное. Но как естественные явления имеет место быть, так сверхъестественные есть. Хотя последнее очень редко, но оно бывает. Особенно Бог проявлял Себя в ветхозаветные времена. Сейчас же проявляет естественно, не вмешиваясь Своей сверхъестественной энергией. Хотя может проявить Себя в любой время, если захочет.

Подумаем о Божестве в Его непостижимой и недоступной сверхсущности и откровения миру в Своих несозданных энергиях. Энергии эти неисчислимы, в них тварь реально приобщается Самому Божеству и Бог присутствует в творении. Одним из таких откровений Божества миру, одной из Его энергий является, по учению св. Григория Паламы, несозданный Божественный Свет. Он не создан, как всякая Божественная энергия, но вместе с тем он не есть Само Божество в Своей сверхсущности. Как говорит об этом св. Григорий Палама: "Бог называется Светом, но не по существу, а по энергии".

Буддисты стремятся возвысить себя выше этого мира, и некоторые из них постигают нирвану. То есть растворяются в Свете. Считая это конечным желанием буддизма. Так и не поняли, что есть Абсолютная Личность Бога, за пределами этой энергии есть Он, Сущий. В основном они атеисты, не верят в Абсолютную Личность Бога, приобщаются лишь к одной из Его энергий.

В Священном Писании как Ветхого и Нового Завета мы встречаем много мест, где говорится о Божественном Свете: " Во свете Твоём узрим свет. Пс.35:10.

"Тогда откроется, как заря, свет Твой - вызывает пророк Исаия, - ...и слава Господня будет сопровождать Тебя". Гл.58:8. "Тогда свет Твой воссияет во тьме, и мрак Твой будет как полдень". Гл.58:10. "Солнце правды" называет пророк Малахия грядущего Мессию. Мал.6:2. В Новом Завете Сам Христос говорит, что "праведники восхищаются, как солнце, в Царстве Отца их". Мф.13:43. А апостол Павел пишет о Боге, Который обитает в неприступном свете". 1Тим.6:16. Но особенно ярко пишет Иоанн Богослов в своих посланиях: "Я свет миру" Ин.8:12; "Я свет пришёл в мир". Ин.12:46; Бог есть свет". 1Ин.1:15; "В Нём была жизнь, и жизнь была свет человеков". Ин.1:4; Был Свет истинный, который просвещает всякого человека, проходящего в мир. Ин.1:9. и т.д.

Этим Светом, который является "благом будущего века" сияло лицо Моисея, на славу которого не могли взирать сыны Израилевы. Сияние этого Света на лице первомученника Стефана не были в состоянии вынести смотревшие на него иудеи. Этот же несозданный Свет облистал Апостола Павла на пути в Дамаск. И что интересно, действие его, несмотря на свою нетварность и невещественность отразилось на его телесных очах, и некоторые из присутствующий не видели его. Явное влияние и взаимодействие нетварной энергии на тварную. Этим Светом, Светом Воскресения" была наполнена пещера гроба Господня, когда по Воскресении пришла туда Мария Магдалина и "божественно увидела" этот Свет. Наконец, наиболее ярким примером несозданного Божественного Света является Свет, осиявший Господа на горе Преображения и виденный там Его учениками.

Григорий Палама много пишет о Фаворском Свете в своих творениях. Этот Свет Преображения превышает, как мы видели всякий разум и всякое чувство... Так, он называет его "неизреченным, несозданным, присносущным, непреступным, бесконечным, неограниченным и т.д. С положительной стороны он характеризует преимущественно как красота и слава Божья, "... первообразная и неизменяемая красота, слава Бога, слава Христа, слава Духа, луч Божества.

Важно отметить, что Свет этот, по учению Григория Паламы не есть человеческие галлюцинации, плод яркого воображение возникающим в нашем сознании как какое-то мечтание или представление чем-то возникшим в определённый момент (Преображения) и вскоре исчезнувшем. Свет этот извечный присуще Богу, и на Фаворе произошло только его обнаружение, да и то лишь частичное перед апостолами. Отсюда можно заключить, что Свет этот существует как объективная реальность, то есть независимо от нашего сознания. Сам по себе он неизменно с той разницей, что, будучи извечно внепространственным, как Само Божество, с момента воплощения он сосредоточился в теле Христовом, в Котором обитала вся полнота Божества. И вообще, изменяется не сам Свет, но наша способность воспринимать его в большей или меньшей силе, степень нашего причастия Божеству. Или вообще не воспринимать. Как это было с теми, кто рядом находился с Апостолом Павлом. Они не видели того Света, Которого увидел Павел.

Григорий Палама не отвергает мнения, что ученики видели Свет телесными очами. Но придерживается мнения, что апостолы были преображены силою Духа Святого, и само видение Света не было обычным процессом естественного зрения, но сверхъестественное, благодатным. Григорий Палама утверждает, что "не возникает и не исчезает, не описывается и не воспринимается чувственной силой Свет Господня Преображения" хотя и виден был телесными очами...но благодаря изменению чувств перешли тогда от плоти к Духу таинники Господни". "Ни Свет этот чувственен, ни видевшие видели его просто чувственными очами, но измененными силой Божественного Духа". "И так Христос преображается, однако, того, чем Он не был, или изменяясь в то, чем Он не был (до Преображения), но делая явным Своим ученикам то, чем Он был". "Видели воистину апостолы это несозданное и Божественное осенние, но Бог при этом остался невидимым в Своей тайной сверхсущности".

Это Божественное осияние, виденное апостолами на горе Фаворской, доступно людям, очищенным Духом, ещё здесь на земле. Хотя полное откровение Божественного Света будет дано только в будущем жизни, когда мы узрим Бога лицом к лицу. И Григорий Палама любит называть "великое зрелище Света Господня Преображения", Божественный и неизреченный Свет" "таинством восьмого дня", то есть "будущего века", "видением и наслаждением святых в непостижимом веке". В этом смысле несозданный Свет можно назвать Царством Божьим, имеющим в полне открыться в конце времён. Но уже сейчас отчасти является духоносным людям соответствующему их внутреннему совершенству и способности воспринимать Божественное. Благодать принимающей христианами сейчас является как бы залогом будущей неизреченной благодати, которую воспримут души любящие Бога. Подобно невесте обрученой жениху имеет предвкушение сладостное о будущей жизни с мужем. Так и христианин утешается благодатью частичной воспринимаемой от Бога. Переносит все тяготы и скорби этой жизни легче, думает о том нескончаемом блаженство которое ждёт его после этой жизни. Но даже и там, в будущем веке, как ни полно будет откровение славы Божьей и при её непосредственном созерцанием "лицом к лицу" в виде несозданного Света всё же останется навеки невидимой и недоступной для твари как превосходящая своим величием всякую тварную способность к восприятию. Это и так понятно. Ведь тварь это не Бог. Но для твари причащение Божества в частичной мере уже считается благом. Поэтому я считаю, что причащением Бога здесь, Его энергий уже считается благом для души. Чего себе желаю. А что себе, то и вам.

Из открытых источников Яндекса.
Из открытых источников Яндекса.