IMAF 2024: павильон для Поднебесной, фокус на электромобили и влияние новой ставки утильсбора
«Рынок переформатируется, останутся ключевые игроки, и ряд китайских брендов с не очень большими объемами продаж уйдет. Будет интересно посмотреть на то, что станет с их покупателями, сервисами и дилерами», — рассуждали эксперты на международном форуме автомобилестроения IMAF 2024. Пока власти мечтают, чтобы 85% рынка занимали российские марки, «Москвич» жалуется на трудности конкуренции с «теми, кто завозит авто в страну», а КАМАЗ признается, как спасался от полной остановки производства. Подробности — в репортаже «БИЗНЕС Online».
1 тыс. китайцев и 1 «Москвич»
В эти дни в московском «Экспоцентре» проходит одно из главных автомобильных событий года — международная выставка MIMS Automobility Moscow. Центральным мероприятием на этой площадке стал московский международный форум автомобилестроения IMAF 2024, обещавший собрать «ключевых представителей автомобильной отрасли», а ставший прекрасным олицетворением того, что реально происходит с авторынком, более 60% которого уже оккупировали китайцы.
Восточное завоевание проходит под лозунгом «дружелюбного присутствия». Представители китайских компаний доминируют как количественно (навскидку почти половина встречающихся по пути к залу конференций — лица с азиатской внешностью), так и качественно. Одни демонстрируют новые комплектующие, зазывая на стенд яркими флаерами и конфетками. Другие поставили для привлечения человека… в гигантском костюме китайца. С улицы виднеется целый павильон, который полностью отдали под производителей из Китая. А в толпе то и дело слышатся восторженные отзывы о разных интерактивах: где-то присутствующим подарили сувениры, где-то провели конкурс. У каждого второго пакетики с непереведенными иероглифами. В общем, тотальное внедрение как на рынок, так и в сердца.
А где же российские представители? Очевидно, где-то далеко в коридорах «Экспо». И вплоть до самого конгресс-центра — практически никого. Только стенд автожурналистов, готовящихся покинуть нагретую точку и зайти на IMAF. За новой статистикой, разговорами об «успешном успехе»… и блюдами с кейтеринга.
Зато сам форум решили начать с аналитики. И — парадоксально — с приветственного слова генерального директора ассоциации европейского бизнеса Тадзио Шиллинга. За ним статистику по легковому рынку представил исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов, сравнивший авторынок с романом с закрученным сюжетом, «который развивается вроде бы в предсказуемом направлении, но иногда быстрее, чем это все могли предположить».
«На мой взгляд, рынок сейчас сильно зависит от экономики и действий, которые принимает регулятор… Тем не менее эти действия направлены на то, чтобы, может быть, если не сейчас, то когда-то прийти к ситуации, чтобы на рынке продавалось 80−85 процентов автомобилей, произведенных в стране. Понятно, что сейчас такое невозможно, но движение делается в эту сторону», — задумчиво сказал он.
К июню 2024 года рынок новых легковых автомобилей составил 719,3 тысячи. Рост по сравнению с 2023-м — внушительные 79,1%. Но всплеск произошел не от хорошей жизни. «Мы видим, что июль к июню — это плюс 10 процентов, плюс 40 процентов к июлю прошлого года. Это реакция на то, что с октября, скорее всего, будет опять повышение ставок утилизационного сбора», — заметил он. В среднем ставки вырастут в диапазоне 250–350 тысяч.
Кто и как делит рынок
Так, а что в итоге «с движениями» к 80–85%, «произведенным в России»? Возможно, оно и есть, если речь идет о собранных в стране китайских авто. Их число продолжает расти в геометрической прогрессии. Доля легковых авто made in China с 49% в июне 2023 года достигла 61% в июне 2024-го. А вот доля отечественных сокращается: с 32% в июне 2023-го она подужалась до 31% в июне 2024 года.
Схожая история и с остальными иномарками: доля корейских авто с 7% в июне прошлого года сократилась до 1,3% в 2024-м, японских — с 6 до 1,8%, европейских — с 5 до 1,9% за аналогичный период.
Впрочем, российские авто продолжают удерживать лидирующие позиции в отдельных сегментах. В классе «B» гордое 1-е место занимает LADA Granta с долей в 23,2%. А вот в следующем по популярности SUV «С» вновь Китай — Haval Jolion c 22,9%.
В топ-15 марок по продажам за первое полугодие 2024-го LADA заняла 1-е место, показав рост в 51,1% (продано 207 404 машины). А дальше вереница китайских брендов — Haval, Chery, Geely, Сhangan, которые нарастили свою долю кто вдвое, а кто, например GAC, и в 19,5 раза. При этом условно российский «Москвич» занял лишь 9-е место, а «УАЗ» и вовсе закрыл рейтинг.
Аналогичная ситуация и в грузовом сегменте. Несмотря на то что спрос на грузовые автомобили последние 7 месяцев снижается после бурного всплеска продаж, число новых марок на российском рынке увеличивается. Этот рост обеспечивается приходом менее известных китайских компаний, заметила руководитель национального агентства промышленной информации (НАПИ) Татьяна Арабаджи.
«Мы видим, что, несмотря на то что от нас ушли все ведущие бренды — европейцы, Бразилия, Япония, Корея и так далее, у нас растет количество представленных новинок марок. То есть, например, в январе – феврале 2022-го было 32, сейчас уже 50 китайских брендов на рынке», — добавила она.
По словам Арабаджи, во всех сегментах наблюдается избыточный рост количества китайских марок, а также чрезмерное число дилеров китайских брендов. «Все это приведет к тому, что рынок переформатируется, останутся ключевые игроки и ряд китайских брендов с не очень большими объемами продаж уйдет. Будет интересно посмотреть на то, что станет с их покупателями, сервисами и дилерами. Мы видели все эти входы, и всегда они были полезны для потребителей и дилерской сервисной системы. Мы не ожидаем массового выхода этих новых китайских брендов в коммерческом сегменте, потому что там уже достаточно насыщено. Скорее всего, наверное, пройдет реформирование дистрибуций китайских коммерческих брендов», — заключила она.
«Мы решаем какие-то сиюминутные проблемы. А решать надо стратегические»
Согласно статистике «Автостата», в России продолжает расти рынок новых электромобилей (возрастом до трех лет), хотя и несколько медленнее, чем раньше. К июлю 2024-го их число увеличилось на 11 387, что в 2,1 раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Для сравнения: в 2023-м рост был еще более впечатляющим — всего 14 089 электромобилей, что в 4,7 раза превысило показатели 2022-го.
Электрокарами активно занимается минэкономразвития, еще в 2021 году ставшее администратором соответствующего федерального проекта. Он разбивается на три основных направления: развитие производства электромобилей, создание зарядной инфраструктуры и освоение технологии ключевых компонентов электродвижения, напомнил начальник отдела департамента развития секторов экономики ведомства Рустам Абульмамбетов.
На данный момент существуют три ключевых вида поддержки: субсидирование спроса, автокредитование и лизинг, где покупателям электромобилей предоставляется «хорошая скидка» в 925 тыс. рублей. «Это, наверное, одна из самых больших скидок, которые существуют сейчас на электромобили. Но это должен быть отечественный электромобиль, произведенный в рамках спецконтракта», — подчеркнул он.
Поддержка зарядной инфраструктуры также в деле — предоставляются скидки как на капитальные затраты, так и на техлиз. «Сейчас это 60 процентов от стоимости зарядки и 30 процентов от техлизов. Эта мера на самом деле, может быть, закончится вот в таком виде в 2024 году. Но мы бы хотели ее продвинуть дальше, на последующий цикл. Потому что она достаточно востребованная… И, как мы видим, на рынке появилось достаточно большое количество отечественных производителей, которые хорошо локализованы…» — говорил Абульмамбетов, заверяя, что в ближайшие два года уровень отечественности электрокаров превысит 50%.
«Если говорить о текущих участниках рынка — это Evolute липецкий, который производит довольно широкую линейку автомобилей; „ЭМ Рум“, который в Москве производится на базе тележки „УАЗа“. И также „Москвич“ под моделью „Москвич-3“. Ожидаем, что в скором времени появится амбициозный проект Калининграда. И очень рассчитываем, что скоро на рынке появится действительно отечественная платформа — „Атом“. Мы видели проект, то, как он реализуется. Это не просто копирование или сборка, а действительно хорошая работа, которая ведется давно. И это будет хорошая платформа как для электромобиля, так и для последователей гибрида», — похвалил он.
Бурный рост электроавто приводит к необходимости массового увеличения числа зарядных станций. Абульмамбетов напомнил, что за последние два года в России было установлено более 1 тыс. быстрых зарядок. В текущем году планируется установить еще более 1,3 тыс. станций в 64 регионах страны. К 2030-му их число составит более 128 тысяч. А сама РФ будет выпускать более 200 тыс. электромобилей в год.
Впрочем, энтузиазм по развитию рынка электроавтомобилей разделили не все. «На мой взгляд, мы решаем какие-то сиюминутные проблемы. А решать надо стратегические. А куда мы идем? А какая автоиндустрия должна у нас быть?» — неожиданно заявил президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексей Подщеколдин.
Он напомнил, что в стране фактически существует только один документ, посвященный стратегии развития автомобильной отрасли. При этом он уже не отвечает текущим реалиям. «Сколько автомобилей должно выпускаться в России? 100 тысяч? 200 тысяч? Миллион? Полтора? Там нет планов, сколько мы автомобилей должны в России выпускать», — обратил внимание он.
Сам Подщеколдин предполагает, что РФ необходимо производить около 2 млн автомобилей в год, данная цифра обоснована средними показателями продаж за последние 10 лет. При этом нужно четко понимать, как и кого будет задействовать государство. «Мы слушаем наших выступающих, рядом со мной сидит уважаемый с самым известным предприятием по выпуску свечей. А вообще, свечи-то будут нужны дальше? Мы же электромобили теперь будем производить!» — призвал спикер корректно расставить приоритеты.
«Надеюсь, вы на них ездили. Надеюсь, они неплохие»
Представители отечественного автопрома выступили аккуратно и хвастаться своими успехами в электротранспорте не стали. КАМАЗ, например, в лице заместителя директора НТЦ «КАМАЗ» Василия Бована решил рассказать, как спасали предприятие от «полной остановки производства». Сегодня на КАМАЗе работает собственный двигательный завод, полностью локализовано производство кабин серии К5, в реализации — проект по выпуску мостов.
Не забыли и об электробусах: «Надеюсь, вы на них ездили. Надеюсь, они неплохие. Также эти автобусы сейчас локализуются. Очень много компонентов уже локализовано…» — подчеркивал спикер. Импортозамещение, по его словам, ведется в том числе в активном сотрудничестве с СИБУРом по пластиковым изделиям.
«Москвич» в свою очередь решил раскрыть тайну, почему локализация его производства идет не столь быстрыми темпами. Если коротко, мэр Москвы Сергей Собянин и так выполнил почти нереальную задачу по сохранению производства. Но компания сталкивается с серьезными трудностями в поддержании конкурентоспособности на рынке. Коммерческий директор АО МАЗ «Москвич» Максим Златокрылец напомнил, что соперничать с брендами, которые просто привозят автомобили в страну, крайне сложно.
«Мы вынуждены одновременно инвестировать в производство и иметь дополнительный бюджет. Это маркетинг, это торговые условия для дилерской сети, это субсидирование кредита, ставок. Это удержание цены, когда на рынке конкурируют только те, кто просто привозит сюда автомобиль», — заметил он.
Локализация идет непросто в том числе и из-за позиции «восточных партнеров». «Они неохотно готовы передавать территориальные права на те или иные детали компонентов. Необходима стратегия win-win, когда вы получаете часть территориального права вашей компании, но взамен ваш партнер может все равно что-то производить… Он начинает производить больше, потому что у вас увеличивается производство», — пояснил он.
Впрочем, планы у «Москвича» амбициозные. В 2023 году, напомнил представитель, было продано 15,3 тыс. автомобилей. По прогнозам компании, в 2024-м объем продаж достигнет 27 тыс., а в 2025 году — 35–40 тыс. единиц. «И когда мы говорим о реализации, положении отечественного производителя и прочих вещах, конечно же, должна быть история вдолгую. И тогда это будет симпатично», — заключил он.