Продолжаем знакомить с интересными эссе слушателей 2022-2023 учебного года факультета «Краеведение» Красноярского народного университета «Активное долголетие».
Воспоминания Ланкиной Натальи Васильевны о работе на Красноярском судостроительном заводе.
Я родилась в городе Дудинка. Пятнадцать лет наша семья жила в поселке с интересным названием «Судоверфь». Поскольку все взрослые, так или иначе, были связаны с рекой или портом, то как-то само собой происходило наше познание в области флота. Мы легко различали работающие катера, буксиры и даже имевшийся тогда небольшой ледокол.
Жизнь на Таймыре за Полярным кругом в оторванности от «материка» зависит от навигации, начинающейся сразу следом за ледоколом на Енисее и заканчивающейся с уходом последних судов уже по ледоставу. Самое зрелищное было, когда мощные буксиры приводили многокилометровые плоты Ангарского леса. Буксир тянул плот медленно, даже как-то величественно, местные небольшие катера помогали завести его в речку Дудинку, и в этот момент плот полностью перекрывал речку, зрелище было еще то! Потом плот постепенно при помощи специально оборудованных бревнотасок выбирался на берег и уходил на нужды города и в первую очередь Норильского комбината.
В 10-м классе, будучи на пороге школы я и мои одноклассники выбирали свой будущий путь. Может случайно (а может и нет), узнала, что в Новосибирске есть Институт инженеров водного транспорта. Для человека, выросшего у реки, да еще, такой как Енисей, это звучало определяюще. В силу разных обстоятельств не с первого раза я поступила в вуз на судомеханический факультет. И вот после 3-го курса для прохождения обязательной плавательской практики я была направлена в город Красноярск на судоремонтный завод, где была зачислена в плавсостав буксира-толкача типа ОТ-2000.
Эти буксиры-толкачи тогда только начинали активную работу на Енисее в связи с интенсивным развитием Норильского комбината и возросшими объемами грузоперевозок.
Так я в моей жизни непосредственно столкнулась с баржами, построенными на Красноярском судостроительном заводе, и за навигацию мне пришлось их очень хорошо изучить и освоить нелегкие маневры с их буксировкой.
А через два года после защиты дипломной работы я по распределению попала на Красноярский судостроительный завод, где проработала 20 лет.
Красноярский судостроительный завод в 70-е годы был предприятием с мощной производственной и инженерно-технической базой. Начав, трудиться на заводе в отделе главного технолога я, что называется «вживую» увидела, как из многотонных листов металла выкраиваются детали корпуса, как затем они свариваются в отдельные части-секции, как потом на стапеле это все стыкуется и постепенно вырисовывается корпус баржи или судна.
Потом корпус наполняется многокилометровыми трубопроводами различного назначения, километрами электрокабелей, устанавливается различное оборудование и механизмы. Черный цвет металла после покраски меняется на красный корпуса и белый надстройки. И на протяжении всего многомесячного процесса идет наистрожайший контроль выполнения работ по качеству сварки, соединений, соблюдения всех ГОСТов и особо требований Регистра.
При этом работы на стапеле идут в теснейшем взаимодействии с инженерами-конструкторами и инженерами-технологами. Успех зависит от высокого профессионализма как ИТР, так и непосредственно рабочих, электросварщики и судосборщики считались элитой завода!
И вот наступает долгожданный момент, когда судно выкатывается из эллинга (так называемого «дома», где выросло детище) и начинает свой путь по слипу медленно, со всей осторожностью, с какой можно только передвигать многотонную махину. На последних метрах перед спуском на воду в торжественном присутствии всего коллектива завода традиционно крестная мать разбивает о борт бутылку шампанского, и вот он долгожданный момент касания с водой.
Потом судно еще сколько-то времени будет достраиваться на плаву, будет идти настройка и отлаживание работы всех систем и механизмов и наконец, подав, прощальный гудок судно покидает затон, уходит по Енисею в самые разные бассейны, а то и за границу. Большегрузных судов класса «река-море» проекта 1743 «Омский» с 1972 по 1990 годы построено 45 единиц, и во мне есть некоторая гордость, что и я была причастна к их постройке.
На заводе всегда была твердая рабочая дисциплина, осознавалась ответственность за работу в таком многотысячном коллективе, сплоченном одним делом. Коллектив был дружен не только в работе, но и на отдыхе – у завода была своя лыжная база, база отдыха на Красноярском море, профилакторий. На заводе трудились целые семейные династии, так что строительство кораблей объединило всех и вся.
В 2012 году завод окончательно был ликвидирован.
Сегодня на месте крупных цехов со специальным и порой уникальным оборудованием возведен жилой микрорайон «Южный берег».
Ланкина Наталья Васильевна