Найти тему
Полит74

Зачем учебникам нужна экспертная оценка

Оглавление

На излёте августа Государственная Дума приняла в третьем и окончательном чтении закон, утверждающий, что любой издаваемый в стране учебник или учебное пособие для школьников теперь будет проходить экспертную оценку Российской академии наук.

Уже в августе закон был одобрен Советом Федерации, подписан президентом и опубликован.

Отметим, что ранее у РАН уже были обязанности по проверке учебников на предмет научной достоверности и правильности излагаемых в них фактов, однако, затем данное положение было отменено.

О том, зачем учебникам нужна научная экспертиза и какой массив работы предстоит выполнить РАН корреспондент агентства Полит74 узнал у Сергея Головихина, декана факультета управления ЧелГУ, доктора экономических наук.

Зачем отменили

- С чем было связано решение об отмене экспертной оценки школьных учебников со стороны научного сообщества?

- Ранее научную экспертизу школьных учебников проводили две уважаемые организации – Российская академия образования и Российская академия наук. РАН отвечал за научную экспертизу, а РАО – за педагогическую. На первый взгляд, вполне разумная модель. Казалось бы, где здесь может быть подвох?

Но российский рынок учебников оказался монополизирован крупным игроком и еще несколькими книжными издательствами.

Не удивительно, что издательства-монополисты сделали из школьных учебников прибыльный бизнес, стали сами заказывать экспертизы книг для школьников в РАН, РАО, а иногда и в других российских академиях, получали положительные оценки и печатали учебники.

Такая система подкреплялась тем, что экспертная оценка учебника оплачивалась заказчиком, обычно, издательством. А иногда экспертизу вообще оплачивали авторы непосредственно экспертной организации.

В обоих случаях такой подход к возмещению расходов на проведение экспертизы школьных учебников ставил под сомнение объективность выводов и качество проведенных экспертиз и приводил к конфликту интересов, поскольку издательства платили за рецензии немалые деньги. Разумеется, экспертизу школьных изданий необходимо проводить в рамках государственного задания, чтобы эксперт не был связан финансовыми отношениями с издательствами.

Чтобы избежать огрехов такого подхода, чтобы учителя и школьники не утонули в разнообразии противоречивых учебников министерство просвещения РФ в 2022 году и ввело госэкспертизу учебников.

Госэкспертизу возложили на существующий при минпросвещения научно-методический совет по учебникам. В состав совета включили представителей федеральных органов государственной власти, межрегиональных общественных организаций, вузов, научных и некоммерческих организаций. Однако, не смотря на то, что представителей научного сообщества включили в состав научно-методического совета по учебникам, минпросвещения фактически полностью замкнуло на себе процедуру экспертизы школьных изданий.

- За то время, что не проводилась экспертная оценка научным сообществом, произошло ли ухудшение качества школьных учебников и пособий? Может есть какие-то конкретные громкие кейсы?

- Исключение научной общественности из процесса экспертизы, как отдельного равнозначного научно-методическому совету субъекта, конечно же, не могло не отразиться на качестве школьных изданий. Я не стану перечислять все многочисленные опечатки, ляпы и фактические ошибки, которым безусловно, не должно быть места в учебной литературе для детей. Но на некоторых вопиющих вещах, каким-то образом все же оказавшихся в школьных учебниках, остановлюсь.

В 2023 году общественные деятели Северного Кавказа раскритиковали новый учебник по отечественной истории для 10 класса под редакцией Мединского, Чубарьяна и Торкунова. Поводом стал абзац о сталинских депортациях народов, которые оказались упомянуты сразу после «власовцев» и «бандеровцев».

По тексту следовало: «На основании фактов сотрудничества с оккупантами карачаевцев, калмыков, чеченцев, ингушей, балкарцев, крымских татар ГКО в 1943-1944 гг. принял решение ликвидировать государственные образования этих народов внутри СССР и подвергнуть их коллективному наказанию (депортации) — насильственному переселению в восточные регионы страны».

Хотя авторы оговаривались, что в результате высылки целых народов «было репрессировано множество безвинных людей», ряд организаций потребовали запретить или хотя бы переписать учебник. Выяснилось, что данная глава была взята без изменений из предыдущих изданий, и авторы заверили о готовности привести ее в порядок. Новая версия учебника подверглась переделке. В нем исправили абзац, посвящённый массовый депортации в военный период. Из учебника убрали упоминание конкретных народов, подвергшихся насильственному переселению, и их «вины».

Другой пример, в учебнике по английскому языку крупного издательства для шестого класса издания 2021 года обнаружили ссылку на порносайт. Причем ссылка встречалась также в более ранних изданиях учебника от 2014 года (изданного тиражом 50 тысяч экземпляров) и 2008 года (70 тысяч экземпляров). После выявления этого факта в минпросвещения заявили о пересмотре заключений экспертов по данному изданию и отзыве учебника.

Еще один более ранний пример, в конце 2017 года научно-методический совет по учебникам минобрнауки тогда под руководством Ольги Васильевой отправил на дополнительную экспертизу учебник по истории России под редакцией Волобуева, Карпачева, Романова, предназначенный для 10 класса. Учебник возмутил спикера Совета Федерации Валентину Матвиенко из-за формулировки присоединения Крыма к России, затем был переиздан с другим описанием событий весны 2014 года.

К сожалению, действующее законодательство не предусматривает ответственности экспертов и экспертных организаций за ошибки, допущенные при проведении экспертиз учебников.

Изменится ли что-то

- Подтверждает ли повторное введение оценки учебников со стороны научного сообщества подтверждением тезиса, что их качество за период отсутствия оной ухудшилось?

- Об этом судите по цифрам статистики. В период действия экспертизы со стороны научного сообщества каждый пятый школьный учебник, направленный на оценку в Российскую академию образования, экспертизу не проходил и не рекомендовался для включения в соответствующий федеральный перечень.

Среди забракованных были учебники для начальной школы, книги по обществознанию, основам безопасности жизнедеятельности, химии, математике, физике, иностранным языкам. Основные причины: в учебниках мало внимания уделялось первоначальным представлениям о предмете, об истории его развития, либо приводилось мало заданий, плохо подавался материал, отсутствовали вопросы для самоконтроля учеников.

То есть научное сообщество все же следило за качеством учебного материала, который попадал в руки детям, и выполняло роль своеобразного «фильтра», через который отсеивалась литература, которую публиковать не следовало. Теперь же эта функция утрачена. В результате иногда для обучения стали предлагаться учебники, содержащие фактические ошибки, сфабрикованные факты, в том числе о событиях Великой Отечественной войны, неуважительные высказывания в адрес народов, проживающих на территории России, дискредитацию традиционных семейных ценностей.

- Насколько масштабная предстоит работа по оценке? Как она будет проводиться? Она касается тех учебников, по которым уже учатся в школах?

- В августе нынешнего года был подписан закон, который устанавливает, что теперь школьные учебники будут включать в федеральный перечень по результатам экспертизы, которая будет проводиться федеральным органом исполнительной власти при участии Российской академии наук. То есть закон вновь возвращает полноценную экспертную оценку школьных учебников со стороны научного сообщества, не отменяя процедуры госэкспертизы.

Целью этой меры является повышение качества учебной литературы для детей

Проверять будут учебники, которые допущены к использованию при реализации программ начального общего, основного общего и среднего общего образования. Пока это касается только вновь издаваемой литературы. Сегодня учителя по-прежнему могут использовать учебники, не входящие в федеральный перечень. Для этого нет формального запрета. При этом учебники не из списка также должны соответствовать требованиям государственного образовательного стандарта.

- По вашему мнению, поможет ли эта мера повысить качество школьных учебников, их достоверность?

Конечно же целью этой меры является повышение качества учебной литературы для детей. А научно-методическому совету по учебникам минпросвещения теперь придется тщательнее оценивать учебники и учебные пособия с точки зрения «общественной пользы» и в первую очередь подвергать госэкспертизе в новом формате, с участием РАН, учебники по истории, чтобы исключить из них факты фальсификации истории нашей страны.