Найти тему
Русские правила

«Сталин принял страну с сохой»: была ли Россия до 1917 года той забитой аграрной страной, как про нее пишут историки

Советская власть оправдывала свои недостатки пиная экономику царской России, которая, по их мнению, отстала на век от всего мира

Историческая наука в СССР не оставляла никаких шансов Российской империи. По мнению красных ученых, бездумный царский режим вместе с дворянством нещадно эксплуатировал народ на огромном куске мировой суши, при этом почти вся страна бродила по полям, чтобы вырастить зерно на прокорм плодящихся масс. А в то же время на Западе шел активный промышленный рост, который и не снился русскому человеку. Насколько образ России с сохой соответствовал действительности — далее в тексте.

Погоня за Западом

«Сталин принял страну с сохой, а оставил с атомной бомбой» — крылатая фраза, которая вошла во многие учебники истории, и которую любят цитировать сторонники советской власти. Придумал ее то ли британский премьер-министр Уинстон Черчилль, то ли историк Исаак Дойчер, то ли никому неизвестный журналист лондонской газеты «Таймс» во время написания некролога о кончине Иосифа Виссарионовича.

Как бы то ни было, она перекочевала и в русские учебники истории, для описания Сталина в качестве «эффективного менеджера», которому в наследство досталась толпа мужиков и баб с вилами, и которых он повел в светлое будущее.

-2

Сами советские вожди также придерживались подобной риторики относительно «успехов» царской России.

«Революция сделала то, что в несколько месяцев Россия по своему политическому строю догнала передовые страны. Но этого мало. Война неумолима, она ставит вопрос с беспощадной резкостью: либо погибнуть, либо догнать передовые страны и перегнать их также и экономически», — говорил начинатель советского эксперимента Владимир Ленин.

Его всегда поддерживал в этом мнении и Иосиф Сталин.

-3
«Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут», — говорил советский лидер в 1931 году на конференции работников промышленности.

Если слушать исключительно подобные слова, любой человек придет к выводу, что царская Россия была наполнена только замученными крестьянами, которые возделывали землю, а все, что связано с промышленным производством, находилось или в зачаточном состоянии, либо завозилось из нормальных и развитых западных стран. Но откуда же тогда в 1917 году взялась революционная база — пролетарии, состоящие из толпы заводчан, которые смогла перевернуть вместе с крестьянами страну с ног на голову?

Не сохой единой

Рассказывая об отсталой царской стране советские ученые все же упоминали, что в той России были железные дороги, а порабощенный народ с утра до вечера эксплуатировался негодными буржуями на всевозможных заводах.

Что же на самом деле представляла из себя экономика Российской империи?

Эта была действительно великая аграрная страна. В начале 20-го века Россия была мировым лидером по производству и экспорту зерновых, занимала 4/5 мирового производства льна, каждое второе экспортируемое на планете куриное яйцо было из русских ферм.

Русская нефтедобыча
Русская нефтедобыча

Но жила страна далеко не одним сельским хозяйством. По разным данным, в 1913 году Россия точно входила в пятерку, а с некоторой вероятностью и в тройку главных промышленных государств планеты, при этом показывая взрывные темпы роста по отдельным направлениям в течение последних 20 лет. Рост добычи и производства угля, меди, стали и чугуна составлял 250-400 процентов. И причиной этого стал не только рост запроса на ресурсы со стороны оборонной промышленности и армии. Также страна была одним из лидеров по добыче нефти.

Транспортная система. К 1917 году в России было построено уже свыше 70 тысяч километров путей железнодорожного сообщения, а крупных заводов, которые производили паровозы, еще в 1913 году было свыше 10-ти. По стране строились вокзале, склады для товаров, которые должны были перевозиться железнодорожным транспортом и т.д.

-5

Первый русский серийный автомобиль Фрезе и Яковлева был показан на выставке в Нижнем Новгороде еще в 1896 году. А уже в 1908 году появился первый настоящий русский автомобильный бренд «Руссо-Балт». А еще через некоторое время на Ижорском заводе в Колпино начали производить бронеавтомобили.

В те же годы начало развиваться и строительство авиационной техники. В царской России делали все, что было тогда придумано в этой области человеческим мозгом: от крупных дирижаблей до тяжелых многомоторных самолетов.

На 1917 год в стране было 15 крупных авиастроительных заводов и несколько предприятий по созданию двигателей для авиационной промышленности.

-6

При этом до Октябрьской революции в России было выпущено уже свыше 5 тысяч самолетов.

Морское судостроение к моменту революции уже существовало в стране несколько сот лет, а лидером в этой области были «Адмиралтейское верфи» в Санкт-Петербурге. Они выпускали как надводные корабли (в том числе крейсер «Аврору»), так и подводные лодки.

На другом питерском судостроительном «Балтийском заводе» выпускались линейные военные корабли, так называемые линкоры. Было производство кораблей и на Черном море, зарождалось судостроительство и на берега Тихого океана.

-7

В итоге большевики пришли к власти в стране, в которой были свои автомобили, самолеты, дирижабли, поезда (в том числе знаменитые бронепоезда), развитая добывающая промышленность, сельское хозяйство. Нередко это были частные предприятия. И уж точно даже близко не пахло тем, что благодаря «прогнившему» царскому режиму Россия отстает от всего западного мира на 50-100 лет. Она если и начала отставать в таком временном коридоре, то только благодаря революции, и изгнанию из страны людей, которые ее создавали.

Не забывайте оставлять свои лайки и комментарии. Это поможет найти материал большему количеству читателей.