Советская власть оправдывала свои недостатки пиная экономику царской России, которая, по их мнению, отстала на век от всего мира
Историческая наука в СССР не оставляла никаких шансов Российской империи. По мнению красных ученых, бездумный царский режим вместе с дворянством нещадно эксплуатировал народ на огромном куске мировой суши, при этом почти вся страна бродила по полям, чтобы вырастить зерно на прокорм плодящихся масс. А в то же время на Западе шел активный промышленный рост, который и не снился русскому человеку. Насколько образ России с сохой соответствовал действительности — далее в тексте.
Погоня за Западом
«Сталин принял страну с сохой, а оставил с атомной бомбой» — крылатая фраза, которая вошла во многие учебники истории, и которую любят цитировать сторонники советской власти. Придумал ее то ли британский премьер-министр Уинстон Черчилль, то ли историк Исаак Дойчер, то ли никому неизвестный журналист лондонской газеты «Таймс» во время написания некролога о кончине Иосифа Виссарионовича.
Как бы то ни было, она перекочевала и в русские учебники истории, для описания Сталина в качестве «эффективного менеджера», которому в наследство досталась толпа мужиков и баб с вилами, и которых он повел в светлое будущее.
Сами советские вожди также придерживались подобной риторики относительно «успехов» царской России.
«Революция сделала то, что в несколько месяцев Россия по своему политическому строю догнала передовые страны. Но этого мало. Война неумолима, она ставит вопрос с беспощадной резкостью: либо погибнуть, либо догнать передовые страны и перегнать их также и экономически», — говорил начинатель советского эксперимента Владимир Ленин.
Его всегда поддерживал в этом мнении и Иосиф Сталин.
«Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут», — говорил советский лидер в 1931 году на конференции работников промышленности.
Если слушать исключительно подобные слова, любой человек придет к выводу, что царская Россия была наполнена только замученными крестьянами, которые возделывали землю, а все, что связано с промышленным производством, находилось или в зачаточном состоянии, либо завозилось из нормальных и развитых западных стран. Но откуда же тогда в 1917 году взялась революционная база — пролетарии, состоящие из толпы заводчан, которые смогла перевернуть вместе с крестьянами страну с ног на голову?
Не сохой единой
Рассказывая об отсталой царской стране советские ученые все же упоминали, что в той России были железные дороги, а порабощенный народ с утра до вечера эксплуатировался негодными буржуями на всевозможных заводах.
Что же на самом деле представляла из себя экономика Российской империи?
Эта была действительно великая аграрная страна. В начале 20-го века Россия была мировым лидером по производству и экспорту зерновых, занимала 4/5 мирового производства льна, каждое второе экспортируемое на планете куриное яйцо было из русских ферм.
Но жила страна далеко не одним сельским хозяйством. По разным данным, в 1913 году Россия точно входила в пятерку, а с некоторой вероятностью и в тройку главных промышленных государств планеты, при этом показывая взрывные темпы роста по отдельным направлениям в течение последних 20 лет. Рост добычи и производства угля, меди, стали и чугуна составлял 250-400 процентов. И причиной этого стал не только рост запроса на ресурсы со стороны оборонной промышленности и армии. Также страна была одним из лидеров по добыче нефти.
Транспортная система. К 1917 году в России было построено уже свыше 70 тысяч километров путей железнодорожного сообщения, а крупных заводов, которые производили паровозы, еще в 1913 году было свыше 10-ти. По стране строились вокзале, склады для товаров, которые должны были перевозиться железнодорожным транспортом и т.д.
Первый русский серийный автомобиль Фрезе и Яковлева был показан на выставке в Нижнем Новгороде еще в 1896 году. А уже в 1908 году появился первый настоящий русский автомобильный бренд «Руссо-Балт». А еще через некоторое время на Ижорском заводе в Колпино начали производить бронеавтомобили.
В те же годы начало развиваться и строительство авиационной техники. В царской России делали все, что было тогда придумано в этой области человеческим мозгом: от крупных дирижаблей до тяжелых многомоторных самолетов.
На 1917 год в стране было 15 крупных авиастроительных заводов и несколько предприятий по созданию двигателей для авиационной промышленности.
При этом до Октябрьской революции в России было выпущено уже свыше 5 тысяч самолетов.
Морское судостроение к моменту революции уже существовало в стране несколько сот лет, а лидером в этой области были «Адмиралтейское верфи» в Санкт-Петербурге. Они выпускали как надводные корабли (в том числе крейсер «Аврору»), так и подводные лодки.
На другом питерском судостроительном «Балтийском заводе» выпускались линейные военные корабли, так называемые линкоры. Было производство кораблей и на Черном море, зарождалось судостроительство и на берега Тихого океана.
В итоге большевики пришли к власти в стране, в которой были свои автомобили, самолеты, дирижабли, поезда (в том числе знаменитые бронепоезда), развитая добывающая промышленность, сельское хозяйство. Нередко это были частные предприятия. И уж точно даже близко не пахло тем, что благодаря «прогнившему» царскому режиму Россия отстает от всего западного мира на 50-100 лет. Она если и начала отставать в таком временном коридоре, то только благодаря революции, и изгнанию из страны людей, которые ее создавали.
Не забывайте оставлять свои лайки и комментарии. Это поможет найти материал большему количеству читателей.