Слова Ральфа Уолдо Эмерсона: «За нонконформизм мир хлещет вас своим неудовольствием» ясно показывают, насколько сильны были силы конформизма почти 200 лет назад. Однако Эмерсон, вероятно, был бы удивлён тому, насколько сильно изменилось положение дел с появлением социальных сетей и других технологий массовой коммуникации.
Конформизм больше не навязывается в первую очередь членами своего сообщества. Теперь люди со всего мира могут подвергать остракизму, стыдить и высмеивать тех, кто не придерживается общепринятых убеждений или демонстрирует поведение, которое считается социально приемлемым.
Однако за эту возросшую способность навязывать конформизм приходится расплачиваться. Именно нонконформисты выдвигают новые идеи, создают творения и образ жизни, которые делают общество динамичным. Кроме того, многие мыслители предположили, что чрезмерное соответствие умерщвляет человеческий дух, а полноценная жизнь — это та, в которой человек видит расцвет своей уникальности, а не слепо подражает толпе.
Целью этого цикла статей будет изучение причин нашей восприимчивости к конформизму и понимание важности нонконформизма для полноценной жизни.
Хотя конформизм можно определить как имитацию поведения, убеждений и ценностей, которые считаются социально приемлемыми, нонконформизм — это не просто отказ от общепринятого. Человек, который отвергает вещи только из желания быть «другим», всё равно приспосабливается, поскольку его жизнь, как и жизнь более типичного конформиста, всё ещё формируется внешним источником — толпой.
✅Истинный нонконформизм проявляется в том, что жизненный путь человека, а следовательно, и характер, формируются поведением, убеждениями и ценностями, которые выбираются по личным или подлинным причинам.
Во многих случаях это влечёт за собой принятие вещей, которые считаются социально приемлемыми, но нонконформист принимает их, потому что понимает их полезность, в то время как конформист принимает их просто из желания быть принятым.
Хотя склонность к конформизму обусловлена множеством факторов, некоторые исследователи считают, что страх смерти является одним из наиболее влиятельных. Эрнест Беккер в своей книге «Отрицание смерти», удостоенной Пулитцеровской премии, описывает этот экзистенциальный страх следующим образом:
«В этом весь ужас: возникнуть из ничего, иметь имя, осознание себя, глубокие внутренние чувства и мучительную внутреннюю тоску по жизни и самовыражению — и при всём этом ещё умереть. Это похоже на мистификацию… Что за божество могло создать такую сложную и причудливую пищу для червей?»
По мнению Беккера, мы не можем встретиться лицом к лицу с реальностью нашей смерти, не испытывая изнуряющей тревоги, и поэтому мы пытаемся подавить эту тревогу, «отрицая смерть». Отрицание смерти достигается стремлением к героизму, или, другими словами, привязанностью к цели, делу или творению, которые, как мы верим, переживут наше физическое существование, тем самым даруя нам форму бессмертия.
✅ Есть два основных пути к героизму: путь нонконформиста, или того, что Беккер называет космическим или личным героизмом, и путь конформиста, который он называет культурным героизмом.
Путь нонконформиста состоит в развитии своего уникального потенциала и использовании своих талантов и навыков для создания чего-то нового и значимого.
«В чём заключается истинный талант человека, его тайный дар, его подлинное призвание?» — спрашивает Беккер. — «В чём человек действительно уникален и как он может выразить эту уникальность, придать ей форму, посвятить её чему-то, что выходит за рамки его самого?»
Тему продолжаем в следующей статье, следите за выпусками.
Берегите себя
Всеволод Парфёнов