Когда 20 лет назад я прощался со школой, которой отдал 5 трудных и счастливых лет, - мне подарили эту книгу. Она там была в библиотеке, я брал её читать – и был, кажется, единственным читателем. Очень хороший подарок. Сборник цитат Антона Семёновича Макаренко из разных его работ, уникальное издание. И – хороший рабочий материал. Для каждого, кто так или иначе работает в детской сфере.
1. "Творческий труд возможен только тогда, когда человек относится к работе с любовью, когда он сознательно видит в ней радость, понимает пользу и необходимость труда, когда труд делается для него основной формой проявления личности и таланта".
2. "И мы должны учиться, как надо любить. Мы обязаны быть сознательными гражданами в любви, и мы поэтому должны бороться со старыми привычками и взглядом на любовь, что любовь - это наитие свыше, налетела вот такая стихия, и у человека только его "предмет"и больше ничего. Я полюбил, поэтому я опаздываю на работу, забываю дома ключи от служебных шкафов, забываю деньги на трамвай. Любовь должна обогащать людей ощущением силы, и она обогащает".
3. "Когда вы видите перед собой воспитанника - мальчика или девочку, вы должны уметь проектировать больше, чем кажется для глаза. И это всегда правильно. Как хороший охотник, давая выстрел по движущейся цели, берёт далеко вперёд, так и педагог в своём воспитательном деле должен брать далеко вперёд, много требовать от человека и страшно уважать его, хотя, по внешним признакам, может быть, этот человек и не заслуживает уважения..."
4. "Индивидуальный подход к ребёнку в том и заключается, чтобы применительно к его индивидуальным особенностям сделать его преданным и достойным членом своего коллектива, гражданином Советского государства".
5. "Мы фактически ученика не воспитываем, мы ничего от него не требуем, кроме самых примитивных тормозов, необходимых для нашего удобства. Мы добиваемся (не всегда), чтобы он тихо сидел в классе, но мы не ставим перед собой никаких целей положительного дисциплинирования. У наших школьников иногда ещё бывает дисциплина порядка, но не бывает дисциплины борьбы и преодоления".
6. "Для себя лично я создал такую теорему. Там, где я не уверен, можно ли потребовать чего-либо, правильно или неправильно, я делал вид, что я ничего не вижу. Я ожидал случая, когда и для меня становилось очевидным, и для всякого человека со здравым смыслом становилось ясно, что я прав. В таком случае я и предъявлял до конца диктаторские требования, и так как они казались лучше от такой очевидной правды, я действовал смелее, и ребята понимали, что я прав, и легко мне уступали".
7. "Я встречал такие рассуждения педагогов: ребёнок [в школе, на переменах] должен бегать, должен кричать, в этом проявляется его натура.
Я возражаю против этой теории. Ребёнку это совсем не нужно. Как раз этот общий крик только расстраивал всё время нервы, больше никакой пользы не приносил. Наоборот, я на своём опыте убедился, что в детском коллективе можно с успехом проводить движение упорядоченное, с торможением, с уважением к соседу, к имуществу, к дверям, к окнам и т. д.".
Та самая «ориентировка», которую старался воспитывать Антон Семёнович. Как бы это не помешало сейчас – точнее, в детстве тех, кто привык ездить с громко включённой музыкой. Или громко разговаривать в транспорте – по телефону или так; обычно в негативном ключе и впустую и с твёрдым убеждением, что вокруг никого нет. Или что всем очень интересно слушать данные излияния.
Один раз в автобусе я услышал, как мальчик громко что-то стал доказывать папе – и папа спокойно, вежливо, но твёрдо сына остановил. Объяснил ему, что тот находится в общественном месте и нужно говорить вполголоса. Спасибо этому папе!
Ещё цитаты будут, ещё есть о чём поговорить. И есть что применить в жизни...