Найти в Дзене

7 сильных цитат Антона Семёновича Макаренко

Источник: https://hub.ldpr.ru/media/images/sverdlovsk/af8d9cd9fb8be501d7aa278ccaf7b1e18c92c75cb3db27912f62d2a34e504bb2.jpg
Источник: https://hub.ldpr.ru/media/images/sverdlovsk/af8d9cd9fb8be501d7aa278ccaf7b1e18c92c75cb3db27912f62d2a34e504bb2.jpg

Когда 20 лет назад я прощался со школой, которой отдал 5 трудных и счастливых лет, - мне подарили эту книгу. Она там была в библиотеке, я брал её читать – и был, кажется, единственным читателем. Очень хороший подарок. Сборник цитат Антона Семёновича Макаренко из разных его работ, уникальное издание. И – хороший рабочий материал. Для каждого, кто так или иначе работает в детской сфере.

Источник: https://cache3.youla.io/files/images/780_780/5a/c9/5ac9de3e074b3e558e493d12.jpg
Источник: https://cache3.youla.io/files/images/780_780/5a/c9/5ac9de3e074b3e558e493d12.jpg

1. "Творческий труд возможен только тогда, когда человек относится к работе с любовью, когда он сознательно видит в ней радость, понимает пользу и необходимость труда, когда труд делается для него основной формой проявления личности и таланта".

2. "И мы должны учиться, как надо любить. Мы обязаны быть сознательными гражданами в любви, и мы поэтому должны бороться со старыми привычками и взглядом на любовь, что любовь - это наитие свыше, налетела вот такая стихия, и у человека только его "предмет"и больше ничего. Я полюбил, поэтому я опаздываю на работу, забываю дома ключи от служебных шкафов, забываю деньги на трамвай. Любовь должна обогащать людей ощущением силы, и она обогащает".

3. "Когда вы видите перед собой воспитанника - мальчика или девочку, вы должны уметь проектировать больше, чем кажется для глаза. И это всегда правильно. Как хороший охотник, давая выстрел по движущейся цели, берёт далеко вперёд, так и педагог в своём воспитательном деле должен брать далеко вперёд, много требовать от человека и страшно уважать его, хотя, по внешним признакам, может быть, этот человек и не заслуживает уважения..."

4. "Индивидуальный подход к ребёнку в том и заключается, чтобы применительно к его индивидуальным особенностям сделать его преданным и достойным членом своего коллектива, гражданином Советского государства".

Источник: https://krasrab.ru/media/1/2/2/2/5/7/nn1183/original_photo-thumb_1920.jpg
Источник: https://krasrab.ru/media/1/2/2/2/5/7/nn1183/original_photo-thumb_1920.jpg

5. "Мы фактически ученика не воспитываем, мы ничего от него не требуем, кроме самых примитивных тормозов, необходимых для нашего удобства. Мы добиваемся (не всегда), чтобы он тихо сидел в классе, но мы не ставим перед собой никаких целей положительного дисциплинирования. У наших школьников иногда ещё бывает дисциплина порядка, но не бывает дисциплины борьбы и преодоления".

6. "Для себя лично я создал такую теорему. Там, где я не уверен, можно ли потребовать чего-либо, правильно или неправильно, я делал вид, что я ничего не вижу. Я ожидал случая, когда и для меня становилось очевидным, и для всякого человека со здравым смыслом становилось ясно, что я прав. В таком случае я и предъявлял до конца диктаторские требования, и так как они казались лучше от такой очевидной правды, я действовал смелее, и ребята понимали, что я прав, и легко мне уступали".

Источник: https://silamira.ru/wp-content/uploads/2019/01/glav-46.jpg
Источник: https://silamira.ru/wp-content/uploads/2019/01/glav-46.jpg

7. "Я встречал такие рассуждения педагогов: ребёнок [в школе, на переменах] должен бегать, должен кричать, в этом проявляется его натура.

Я возражаю против этой теории. Ребёнку это совсем не нужно. Как раз этот общий крик только расстраивал всё время нервы, больше никакой пользы не приносил. Наоборот, я на своём опыте убедился, что в детском коллективе можно с успехом проводить движение упорядоченное, с торможением, с уважением к соседу, к имуществу, к дверям, к окнам и т. д.".

Та самая «ориентировка», которую старался воспитывать Антон Семёнович. Как бы это не помешало сейчас – точнее, в детстве тех, кто привык ездить с громко включённой музыкой. Или громко разговаривать в транспорте – по телефону или так; обычно в негативном ключе и впустую и с твёрдым убеждением, что вокруг никого нет. Или что всем очень интересно слушать данные излияния.
Один раз в автобусе я услышал, как мальчик громко что-то стал доказывать папе – и папа спокойно, вежливо, но твёрдо сына остановил. Объяснил ему, что тот находится в общественном месте и нужно говорить вполголоса. Спасибо этому папе!

Ещё цитаты будут, ещё есть о чём поговорить. И есть что применить в жизни...