В июне и августе многие районы Приморья "поплыли". В последние годы все чаще регион сталкивается с разрушительными последствиями от сильных дождей, подтоплений, размыва дорог и мостов. Ученые пытаются мобилизовать лучшие климатологические кадры Дальнего Востока, чтобы разобраться, как эффективнее противостоять наводнениям. ИА PrimaMedia обратилась к экспертам за комментариями — что нас ждет и что с этим делать?
Мокрый июнь
"Нынешнее лето в Приморском крае отличается от обычного, — заявляет глава Примгидромета Борис Кубай. — Как правило, в июне наблюдается летняя межень, когда уровни рек минимальные. Идут туманы, морось, но ливневых дождей не бывает. После весеннего половодья, когда сходит лед, апрель, май и июнь — происходит спад уровня рек, в крае сухо. В 2024 году все пошло иначе".
Отметим, что в этом году в июне от наводнения пострадал север края. Затем подтопления повторились — в начале августа критические отметки уровня воды были преодолены на Большой Уссурке, Малиновке. Это север Приморья: Дальнереченский, Пожарский и Красноармейский районы. В последние дни здорово досталось южным районам, особенно Хасанскому округу и Владивостоку.
Получается, один август в 2023 году принес столько разрушений, сколько все другие опасные явления с 2019 года.
Но вот заместитель руководителя Федерального агентства водных ресурсов Вадим Никаноров указал, что второй этап защиты Уссурийска от наводнений в районе Солдатского озера стоит около 7 млрд рублей, а это цифра, сопоставимая с ущербом от августовского паводка. Поэтому Никаноров считает, что, по возможности, нужно переселять людей из мест, которые периодически затапливает и ни в коем случае не планировать там строительства новых зданий. Также надо плотнее заниматься работой со страховыми компаниями, считает Никаноров.
Эксперты подчеркивают, что страдает местное население, а строительство финансируют федеральные структуры, которые придерживаются логики, что "проще выселить из мест затопления, чем строить дамбы". К тому же, цены, как указал ранее Алексей Дешпет, растут.
Второе — факт того, что "природа пошла на нас войной", никем пока официально не признан. Да, заливает чаще и мощнее, но никто не спешит пересматривать ни градостроительных, ни санитарных норм, ни максимально увеличивать финансирование по противостоянию ЧС. Да и видимо, в нынешней непростой международной ситуации эта проблема не рассматривается в числе главных.
В-третьих, у краевого правительства есть понимание, что нужно решать проблему любыми доступными средствами. Но имеющийся инструментарий и финансирование позволяет Приморскому краю максимум закупить немного техники, да поменять чиновников, которые не справляются с поставленными задачами.
Накануне, в ходе рабочей встречи главы региона Олега Кожемяко и руководителя Федерального агентства водных ресурсов Дмитрия Кириллова обсудили меры защиты от паводков: строительство дамб, очистку рек и планирование водохозяйственных мероприятий. Изменения в федеральном законодательстве и действия агентства гидротехнических сооружений Приморья уже показали свою эффективность. По словам Дмитрия Кириллова, успешный опыт края будет изучен и, возможно, применен в других регионах.
Приморский край "продемонстрировал эффективные методы борьбы с наводнениями", как видим, далеко не новаторские.
Хотя видение перспектив есть. В своем телеграмм-канале губернатор Олег Кожемяко сообщил, что "решение проблемы паводков требует совокупного подхода и точного прогноза климатических процессов". Для этого в Приморском крае на базе ДВО РАН создадут Дальневосточный природно-климатический центр. Тема обсуждалась с президентом РАН Геннадием Красниковым и председателем ДВО РАН Юрием Кульчиным. По мнению Кожемяко, "важно, чтобы ДВО РАН и Дальневосточный федеральный университет стали основой для подготовки специалистов".