Найти в Дзене

Первичная обработка случайных (и операционных) ран в условиях амбулаторной обстановки

Вопрос о первичной обработке случайных ран не перестает быть предметом обсуждения. На последнем хирургическом съезде в программном докладе проф. Гориневская выявила результаты первичной обработки случайных ран по методу Фридриха (иссечение поверхностных слоев) с глухим швом. Результаты такой обработки согласно анализу большого материала институтов Протезного и им. Склифасовского весьма ободряющие. Но к сожалению по словам самой Гориневской (Сов. хир., 1934) такая обработка требует квалифицированной хирургической работы при вполне подходящей хирургической обстановке (работа в перчатках и т. п.). Да оно и понятно: иссечь поверхностный слой рваной раны во всех ее закоулках по соседству с сосудами и нервами иногда не только очень трудно, но даже рискованно. Неполное же иссечение нарушает весь смысл метода, имеющего задачей удаление вместе с поверхностным слоем из раны попавших в нее микробов превращение ее в хирургически чистую, асептичную. Понятно, что такая обработка требует и хорошей хирургической обстановки, а главное квалифицированного хирургического персонала.

А между тем громадное большинство случайных ранений проходит через амбулатории (поликлиники) и врачебные пункты, где далеко не всегда налицо и настоящая хирургическая оборудованность и квалифицированный персонал. И если по вышесказанным соображениям первичная обработка по Фридриху не может быть, как следует, выполнена, то необходимо избирать иной путь для приведения загрязненной раны если даже в не вполне асептическое состояние, то, по крайней мере, в приближающееся к последнему. Пусть этот другой путь и не будет столь совершенен, как метод Фридриха, но идти по нему мы обязаны.

Согласно большинству исследований микробы, попавшие в рану, находятся на ее поверхности в течение 3-6 часов и только по истечении этого срока внедряются в глубь тканей. Находясь на поверхности, микробы естественно при соприкосновении с антисептическими веществами должны подвергнуться их влиянию, если эти средства в достаточной мере способны оказать это влияние. Весь вопрос только в выборе средства. Необходимо, чтобы антисептическое средство возможно больше вредило микробам и возможно меньше клеткам. К изысканию таких средств стремятся все химические фабрики, вырабатывающие фармацевтические препараты, и в настоящее время мы имеем антисептические средства, в известной мере удовлетворяющие нашим требованиям. Сравнительно недавний общий отказ от пользования антисептическими средствами основывался на том, что старые антисептические средства вредили тканям больше, чем микробам, и большая часть исследований над влиянием антисептических средств на заживление ран относится именно к анализу действия старых средств.

Я давно уже в качестве антисептического средства избрал анилиновую краску метилвиолет (Pyoktanium coeruleum). Это вещество уже издавна применяется широко в ветеринарии при лечении случайных ранений. По исследовании Баумана, в свое время избравшего метилвиолет из большого ряда исследованных и им и другими авторами анилиновых красок, метилвиолет 1:1000 убивает сибиреязвенную палочку в 5 минут, золотистый стафилококк 1:2 000 в полминуты, дифтерийную палочку 1:200 000 – в 10 минут. Задержка роста для стрептококка получается при разведении 1: 330 0000; для пневмококка - 1: 1 000 000; для сибирской язвы – 1: 2 000 000. По Вольфу по опытам с 0,5% водными растворами метилвиолет сильнее трипафламина в 6 раз(трипафламин – одно из сильнейших антисептических средств). Наряду с этим своим могучим антисептическим действием ряду мало вредит клеткам, как это можно судить по прекрасному течению как открытых, так и закрытых ран. Я обычно применяю 1% спиртный раствор метилвиолета. Всякое случайное ранение после механической очистки от видимых загрязнений, удаления волос по соседству с раной, вытирания кожи бензином и т. п. обычных мероприятий смазывается во всех закоулках раствором краски. Кожа по соседству также промазывается краской или 5% раствором спирта-танина. Затем обычная повязка. При смене повязки при наличии нагноения после удаления гноя новое смазывание, конечно очень осторожное, избегая всякой травматизации тканей. В дальнейшем обычное ведение раны. При ранениях, где можно ожидать большого раневого отделения, нередко покрывают раму «липким» пластырем, прекрасно ее защищающим и дающим возможность хорошего выхода отделяемого раны. При такой обработке обычно грануляции растут быстро, имеют здоровый характер, отделяемого мало, рубцевание происходит очень равномерно, без глубоких втягиваний рубца. В окружности раны под влиянием краски или спирт-танина кожа во все время лечения раны остается здоровой, не подвергаясь ни мацерации, ни пиодермии, обычно столь частой по соседству с открытыми ранами.

При ранах, где отсутствие большого дефекта тканей допускает сближение краев, я нередко накладываю швы на всю рану или лишь частично и часто получаю на замкнутом участке первичное заживление.

Объяснение этих хороших результатов можно искать в сильном антисептическом действии метилвиолета, причем при описанной методике благодаря образующемуся после испарения спирта, так сказать, депо краски в ране антисептическое действие является перманентных, ибо краска исчезает очень медленно.

Полная статья на официальном портале:

Первичная обработка случайных (и операционных) ран в условиях амбулаторной обстановки