Что будет с топливом в России после атак ВСУ на нефтебазы
Эксперты считают, что дефицита ждать не стоит, а вот цены на бензоколонках, скорее всего, вырастут.
Активизировавшиеся за последнее время попытки вооруженных сил Украины атаковать российские топливные склады и нефтебазы вряд ли отразятся на доступности в стране бензина и дизеля. А вот цены для обычных граждан вырастут, но не из-за налетов беспилотников, а по законам рынка. Такими данными поделился ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
Скачка цен на бирже не наблюдается
Эксперт Игорь Юшков отметил, что дать объективную оценку сложившейся ситуации сейчас непросто. Причина в том, что подробная информация о нанесенном ущербе нефтеперерабатывающим заводам не публикуется в открытых источниках, что вполне понятно в сложившихся обстоятельствах.
«Однако мы можем сделать косвенные выводы по ситуации на бирже, — уточнил эксперт. — А там никакого скачка цен мы сейчас не наблюдаем. Напротив — после введения запрета на экспорт бензина, который будет действовать еще в сентябре как минимум с возможностью пролонгации до конца года, цены пошли вниз. Если в июле бензин АИ-95 торговался по 78 тысяч рублей за тонну, то сейчас он стоит где-то 72 тысячи и может подешеветь до 70».
Как пояснил Игорь Юшков, есть несколько причин, по которым сложно дать точную оценку ситуации. Во-первых, нефтеперерабатывающие заводы не только выходят из строя полностью или частично, но и восстанавливают свою работу. Так, недавно вновь начал функционировать Нижегородский НПЗ – один из крупнейших в стране по производству бензина, который ранее находился на ремонте. Кроме того, завершается автомобильный сезон – люди возвращаются с отпусков, сокращается количество дальних поездок, а, соответственно, и спрос на топливо, что ведет к стабилизации цен и объемов.
«Угроза дефицита бензина действительно реальна, потому что 90 процентов производства у нас традиционно идет на обеспечение внутренних нужд и только 10 процентов экспортируется, — отметил Игорь Юшков. — Но именно для этого и был введен запрет на экспорт, который позволил эти 10 процентов сохранить и использовать в качестве резервов. Поэтому по совокупности факторов ситуация, на мой взгляд, складывается хоть и непростая, но не представляющая какой-либо реальной угрозы».
Запасы превышают потребности
Кроме того, с дизельным топливом ситуация выглядит стабильной. Если для бензина соотношение между внутренним потреблением и экспортом традиционно составляет 90% к 10%, то для дизельного топлива оно примерно равно 50% к 50%. Это говорит о том, что имеются значительные запасы дизельного топлива, и даже теоретическая вероятность дефицита в этом секторе отсутствует.
«Другое дело, что по дизелю порой возникают проблемы с доставкой, — уточнил эксперт. — Обратите внимание, что ВСУ часто бьют не по НПЗ даже, а непосредственно по базам, где хранится уже готовое топливо. Из-за этого, например, до той же Ростовской области, где потребление идет большое за счет того, что часть топлива оттягивает СВО, а еще часть сельское хозяйство, дизель могут попросту не успеть довезти. Но опять же это означает лишь временные трудности с поставками, а не дефицит как таковой».
Что касается ожиданий для обычных автомобилистов, то, по словам Игоря Юшкова, здесь действуют несколько иные закономерности. Цены на бензоколонках формируются не так, как на биржевых торгах, где они могут как повышаться, так и снижаться. На розничном рынке топлива цены демонстрируют тенденцию только к росту.
«Сохранится эта динамика и в этом году, — констатировал эксперт. — Однако традиционно у нас рост стоимости топлива для населения не превышает уровень инфляции. И сегодня у Правительства есть все инструменты для того, чтобы в этот показатель уложиться. Особенно с учетом того, что весной цены особо не росли, а летом, наоборот, принялись повышаться. На мой взгляд, если уровень инфляции составил по итогам года около 9,5 процента, есть все шансы, что рост цен на топливо это значение не превысит».
Напомним, за последние дни ряд нефтеперерабатывающих заводов и нефтебаз пострадал от ударов украинских беспилотных летательных аппаратов. Например, губернатор Ростовской области Василий Голубев сообщил, что 28 августа произошло возгорание на топливном складе в Каменском районе в результате атаки беспилотника. Кроме того, незадолго до этого нефтебаза в городе Пролетарск также подверглась атаке.
Фото: «Парламентская газета
Сергей Михневич
Делитесь информацией, оставляйте комментарии. Нам важно ваше мнение! Еще больше материалов на нашем сайте PulsLive.com