Найти тему

Петербург - окно для молодых талантов. Игорь Грибков рассказал о тернистом пути на сцену

Игорь Станиславович Грибков - главный хормейстер и арт-директор Детского хора телевидения и радио Санкт-Петербурга. Деятель культуры рассказал, как раскрыть вокальные таланты детей и дал практические советы для тех, кто начинает свой творческий путь на эстраде.

Игорь Станиславович, почему Вы принимаете участие в творческих конкурсах как член жюри?

Быть членом жюри всевозможных конкурсов для меня – огромный опыт, который пригождается в повседневной деятельности. Здесь я очень много для себя подмечаю: как надо, как не надо, какой репертуар подобран хорошо, а какой –неудачно, насколько развит голос. Эта целая история, в которой я почерпнул для себя много аспектов, полезных для моей текущей профессиональной деятельности. Поэтому я с благодарностью принимаю предложения войти в состав Оргкомитета музыкальных Конкурсов и в состав экспертного жюри.

Приходилось ли Вам ранее оценивать детские конкурсы, направленные на развитие юных исполнителей?

Да, конечно. Я достаточно часто принимаю участию в работе различных жюри и чаще всего это как раз детские Конкурсы либо вокальные, либо хоровые. Соответственно, имею уже наработанный опыт оценки детского творчества. Ну, а дальше пусть компьютер обрабатывает наши оценочные данные, считает баллы и выводит результаты (улыбается).

Как Вы оцениваете уровень исполнительского мастерства и творческий потенциал юных артистов?

Общую оценку еще давать рано. Но конечно я уже отметил немалое число одаренных детей, кого-нибудь, возможно, с удовольствием взял бы к себе (в Детский хор телевидения и радио Петербурга - прим. ред.). Талантливые дети никому не помешают (смеется). Знаете, можно долго рассуждать на эту тему. Но чтобы никого не обижать, я не буду перечислять конкретные имена. Видно, с каким старанием здесь многие дети «живут на сцене», кто-то из них уже выбрал свою стезю – дай бог им всем успеха. Тем не менее, по некоторым детям уже сейчас можно разглядеть, что человек может стать артистом и работать на большой сцене. Такие дети работоспособные, заинтересованные, увлеченные, талантливые. Пожалуй, такие выводы.

Учитывая Ваш богатый опыт главного хормейстера детских коллективов, какие рекомендации можете дать тем, кто решил заниматься вокалом, и тем, кто уже имеет опыт выступления на сцене?

Честно говоря, я хотел бы дать больше рекомендаций педагогам, а не юным музыкантам, поскольку они в юном возрасте выполняют рекомендации своих наставников. Я готов ответить на любые вопросы ребят-конкурсантов. А педагогам я рекомендую внимательнее относиться к выбору конкурсной программы. Так как одним неудачным выбором конкурсной песни можно перечеркнуть все работу или, наоборот, эффектно «выстрелить» звездной песней, композицией. Также советую внимательно выбирать фонограммы, обращать внимание на их качество. В какой-то части своей жизни я занимался аранжировкой и понимаю, что качество некоторых фонограмм не выдерживает никакой критики – так можно подставить ребенка. Есть такие экземпляры, которые не должны звучать не то что со сцены, но даже в душе их петь не нужно - просто это портит слух.

Еще у меня есть определенные наблюдения по поводу одежды. По моему субъективному мнению, девочка в 12 лет не должна выглядеть, как женщина в 40: надо одеваться под свой возраст. Когда выбираются такие наряды, которые заведомо старят детей - это тоже неправильно. Однако из позитивного заметил, как во время выступления у детей горят глаза, как они проживают свою конкурсную песню – и это приятно наблюдать.

Многих артистов, которые выходят на сцену, особенно впервые, одолевает волнение, нередко оно мешает показать все свои таланты. Расскажите, как с ним бороться?

Сразу хочу сказать: бороться с этим практически бесполезно! Это приходит с опытом и с возрастом. Вспоминаю, когда я в первый раз выходил дирижировать хором в большой зал Филармонии - тогда я думал, что после первых четырех тактов просто умру и все...Ничего, теперь как-то все спокойно. Поэтому здесь важен опыт: количество концертов, спетых песен, записанных минут в студии звукозаписи. А бороться с этим бесполезно и даже бессмысленно…если ребенок, в первый раз выходящий на сцену не волнуется - значит это не его призвание, и ему не стоит заниматься музыкой. Ведь нормальный артист, тем более начинающий, должен испытывать хоть легкий налет волнения, которым с возрастом учиться управлять. Вернее, направлять его в правильное русло.

А есть ли у вас рекомендации по преодолению стресса у юных исполнителей, исходя из личного опыта?

Знаете, их очень много! Но дело в том, что все очень индивидуально. Есть человек, которому категорически нельзя говорить: «Успокойся!» или «Что ты нервничаешь!» - это лишь усилит волнение. И наоборот. Мне кажется, педагог должен позитивно настраивать своего подопечного перед выходом на сцену. Он должен обязательно подбодрить ребенка: «Ты все можешь», «У тебя все получиться» и т.д. А если ты как педагог нашел какие-то ошибки и недочеты – следует исправить их деликатно, к примеру: «Обязательно получиться в следующий раз» - и т.п. Ни в коем случае перед выходом на сцену нельзя говорить ребенку: «Неудачник, все сделал неправильно». Это проходит со взрослыми артистами, которых иногда нужно «пинать». Как говориться, на то и щука, чтоб карась не дремал… Такой психологический прием действительно практикуется в профессиональных взрослых коллективах, когда на генеральной репетиции режиссер устраивает артистам «разнос». После этого премьера проходит блестяще, и все понимают, что такой метод работы дает результат. Но, еще раз повторяю, с детьми так нельзя, им важно понимать, что они «талантливые, хорошие» и у них все получиться».

Не секрет, что зачастую талантливым детишкам из провинциальных городов трудно пробиться на большую сцену. Как помочь детишкам «из глубинки» развивать свой дар, найти своего зрителя, чтобы стать профессиональными артистами?

Ваш вопрос я бы разделил на две части. Во-первых, что ежегодные музыкальные фестивали и творческие конкурсы - абсолютно правильная затеи. Это огромный шанс для человека из провинции, скажем из Бурятской республики, приехать выступить в Санкт-Петербург. Я не призываю к увеличению количества фестивалей, но хочу, чтобы те, которые уже существуют,сохранялись и получали поддержку на государственном уровне. В нашей стране на искусстве много не заработаешь, поэтому без поддержки городского или регионального Правительства не обойтись.

Во-вторых, что касается организации фестивалей - опять-таки, это серьезный вопрос. К сожалению, в сфере культуры у нас все упирается в финансирование. Не нужно быть семь пядей во лбу, чтобы устраивать ежегодно по 3 фестиваля в регионах. Но чтобы местные коллективы подготовили свои концертные номера, для этого требуются средства от местных органов власти. Замкнутый круг. Поэтому, мне кажется, что для детей, живущих в так называемой «глубинке», «Artis» – возможность заявить о себе и своем таланте. В любом случае, необходимо работать, показывать себя, записывать в студии, писать письма в продюсерские агентства. И, как уже сказал, участие фестивалях- прекрасное окно для молодых талантов.

Часто считается, если человек талантлив, то непременно добьется успеха. А как считаете вы?

Конечно, талант пробьется, но только если ему поможет случай. Есть миллион примеров, когда сверхталантливый человек, например, инструменталист, пианист, всю жизнь проработал в районной музыкальной школе, и ему не повело где-то открыться, сверкнуть: так звезды встали…С другой стороны, нередки случаи, когда человек с абсолютно посредственными данными при наличие полезных связей, раскрутках и счастливых совпадениях, в принципе может стать настоящей звездой и купаться в лучах славы. Конечно, талант – это огромное подспорье в достижении творческих целей, но, к сожалению, нельзя сбрасывать со счетов влияние случая.

Допустим, какой-то исполнитель добился определенной известности. Как же не заболеть «звездной болезнью» и сохранять теплые отношения с поклонниками?

Честно говоря, не очень знаю, что это такое (улыбается). Оставаться самим собой нужно, каким был до прихода славы. Даже если друзья, знакомые, коллеги работают в другой сфере, ни в коем случае нельзя декларировать свое «Я» окружающим. Это очень неуместно, лучше оставить такое «Я» при себе.

Напоследок, прошу дать доброе напутствие для творческой молодежи России и зарубежья. Что хотите пожелать молодому поколению?

Пожеланий много! Я уважаю детей, подростков и молодых людей, которые занимаются творчеством. За одно это им уже огромный «респект». Как правило, люди, увлеченные искусством, не проводят время праздно. Я хочу сказать, в нашей стране, особенно в Санкт-Петербурге, все-таки существует множество способов самореализации. И я желаю каждому найти свой путь и постараться достичь больших творческих успехов!

Автор: Владислав Устелёмов

#новые_медиа #лицатвоегорегиона #ТопБЛОГ #ТопБЛОГ4сезон
#РоссияСтранаВозможностей