Итак, знакомьтесь - перед вами довольно популярное (к сожалению!) мнение, что у учителей-то все хорошо, просто мы с вами, коллеги, все ленивые неудачники.
Ну чего вы разнылись, а?! С какой стати вообще вы хотите нормальную зарплату просто за то, что работаете на должности учителя?! А ну-ка, быстро все книги писать и дополнительные часы брать!
Давайте так: вот условная Нина Семеновна. Вот ее официальные должностные обязанности:
3. Должностные обязанности
Учитель школы выполняет следующие должностные обязанности:
3.1. осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы;
3.2. обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы;
3.3. проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения;
3.4. планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события современности; Поддерживает одаренных и талантливых детей.
3.5. обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов);
3.6. систематически оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету (курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы, в своей деятельности;
3.7. соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся;
3.8. осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием традиционных и современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся);
3.9. вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении;
3.10. участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы, систематически повышает квалификацию;
3.11. проводит открытые занятия в соответствии с годовым планом работы школы;
3.12. обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса;
3.13. осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими);
3.14. выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности, проводит инструктаж обучающихся по безопасности труда на учебных занятиях с обязательной регистрацией в классном журнале или журнале регистрации инструктажа;
3.15. допускает в установленном порядке на занятия представителей администрации школы в целях контроля и оценки деятельности педагога;
3.15. заменяет на уроках временно отсутствующих учителей по распоряжению заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе с оплатой замены в установленном порядке;
3.16. дежурит по школе в соответствии с графиком дежурств в перерывах между занятиями, а также за 20 минут до начала и в течение 20 минут по окончании своих уроков;
3.17. проходит периодические бесплатные медицинские обследования;
3.18. соблюдает этические нормы поведения в школе, быту, общественных местах, соответствующие общественному положению учителя, соблюдает деловой стиль в одежде;
3.19.обеспечивает светский характер образования (не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии);
Помимо этого, Нина Семеновна обязана ездить на курсы\семинары повышения квалификации, смотреть вебинары, участвовать в школьных мероприятиях, и все прочее. Нине Семеновне маловато ставки в 40 тысяч рублей, потому что один поход в магазин - это уже примерно тысяч 5-8, еще ей нужно как-то поднимать сына-подростка, как-то помочь пожилым родителям. Нина Семеновна берет дополнительные часы и классное руководство - это означает, что она работает фактически по 10 часов в сутки, не считая еще проверки домашних заданий, которую она осуществляет у себя дома, после всех домашних дел, часов эдак до трех ночи.
Месячный заработок учительницы кое-как "дошкребает" до 70 тысяч, но Нина Семеновна уже находится на последнем издыхании - болит спина, появляются неврологические симптомы, теряется вкус и жажда жизни, постоянно болит голова и нестерпимо хочется спать.
Но, зато, знаете, что? Нина Семеновна - НЕ неудачница! Это, вот, Екатерина Дмитриевна, отрабатывающая ровно свою ставку, без дополнительных часов и прочих нагрузок - вот она неудачница и лентяйка! Да еще и смеет что-то там говорить про повышение зарплаты за свою работу! А в выходные, нет, ну вы только представьте себе это, в выходные она съездила на речку покупаться! Она не проверяла тетради, она, зараза, в бане чай таежный пила и "истории" Вконтакте выкладывала!
Понимаете, называть человека неудачником просто за то, что он выполняет свои рабочие обязанности и хочет получать адекватную заработную плату - равносильно называть морского конька - рыбой-фейком за то, что он плавает вертикально, а не горизонтально. В этом и заключается абсурдность подобного мышления.
Возьмем другой пример - механика. Он приходит на работу, выполняет все свои задачи, отлично ремонтирует машины, соблюдает все нормы и стандарты. Выходит ли он на работу на два часа раньше и остается ли на час позже? Нет. Работает ли он без перерыва, чтобы закончить побольше ремонтов? Нет. Но разве кто-то имеет право называть его неудачником? Конечно, нет. Он выполняет свою работу качественно и ожидает адекватную оплату за свои усилия.
Мы живем в мире, где работа должна цениться за ее качество, за вклад, который человек вносит. Учитель, который тратит свои силы и здоровье, чтобы вкладывать знания и мудрость в головы детей, заслуживает уважения и достойной зарплаты. Когда человек работает более чем на ставку, он фактически выполняет двойную или тройную нагрузку. Нужна ли система, где учителя должны приносить себя в жертву, чтобы просто свести концы с концами? Конечно, нет.
Каждый имеет право жить, а не выживать. Логика же, по которой человек становится вдруг неудачником, потому что он просто хочет сохранить своё здоровье и эмоциональное состояние, не имеет ничего общего с разумом и справедливостью. Екатерина Дмитриевна выбрала для себя баланс и заботится о своём благополучии. И это абсолютно нормально. Те, кто ставит подобные “стандарты” жертвенности на пьедестал, в первую очередь забывают о том, что такое человечность.
Если возвращаться к Нине Семеновне, ее ситуация отнюдь не уникальна в современном мире педагогов. Множество учителей ежедневно сталкиваются с необходимостью выбирать между своим здоровьем и финансовым благополучием. А все из-за того, что их труд не оценивается по достоинству. И почему? Потому что кто-то решил, что учитель должен быть несчастным ради работы?
Профессия учителя должна быть уважаема и достойно оплачиваема. Некомпенсируемый труд, дополнительная нагрузка и постоянный стресс не ведут к качественному обучению. Более того, это ведет к выгоранию и потере действительно хороших специалистов. Пора понять, что труд учителя важен и нуждается в адекватной оценке. В том числе и в финансовом выражении.
И да, каждый учитель должен иметь право на отдых и личное время. Будь то поездка на речку, поход в баню или просмотр фильма с семьей. Потому что только счастливый и отдохнувший человек может быть хорошим педагогом и наставником для детей. И это именно то, что должно оцениваться и поощряться.
Если глубже вникнуть в вопрос, насколько ценится работа педагога, становится очевидно, что высокие стандарты качества образования можно поддерживать только через признание и адекватное вознаграждение за труд учителей. Существующая система, в которой педагоги вынуждены выбирать между своим здоровьем и финансовым благополучием, не только несправедлива, но и контрпродуктивна.
Разве можно требовать от учителя быть вдохновителем, наставником и психологом, если этот человек измотан и находится на грани выгорания? Почему современное общество продолжает игнорировать тот факт, что удовлетворение и мотивация работников напрямую влияют на качество их труда?
Исследования показывают, что удовлетворенные своей работой учителя могут более эффективно обучать и вдохновлять своих учеников. Вдохновленный учитель важен не только для передачи знаний, но и для формирования личности ученика, его социальных навыков, уверенности в себе.
Учитель, работающий по две смены, занятый огромным количеством дополнительных задач и почти не имеющий времени на отдых, не сможет полностью раскрыть свой потенциал. Со временем он может просто «выгореть», что приведет к потере одного из самых ценных специалистов. Такая ситуация не только несправедлива по отношению к самому учителю, но и вредит всей системе образования в целом.
Общество, которое не уважает и не ценит своих учителей, рискует остаться без качественного образования и. как следствие, без будущего. Ведь именно учителя воспитывают будущее поколение, закладывают в него основные нравственные и образовательные принципы.
Так что давайте поддерживать и уважать наших учителей, признавать их усилия и заслуги. В конце концов, это они помогают нам и нашим детям становиться лучше, умнее и сильнее. И это точно стоит того, чтобы наконец перестать считать их труд само собой разумеющимся.
Что скажете? Какие у вас мысли? Кстати, приходите ко мне в телеграм, там много всего полезного для учителей! (https://t.me/seaanavl)
К слову, у меня еще есть полезные статьи для вас, вот, посмотрите, пожалуйста: