Отец с дедом меня учили, что двигатель нужно всегда прогревать, однако, автопроизводители сегодня заявляют обратное. Так кто же неправ? Давай разбираться, мой дорогой друг, чтобы не попасть впросак!
Как происходит прогрев двигателя?
Чтобы двигатель мог считаться прогретым необходимо довести все его детали и необходимые жидкости довести до рабочей температуры. Смотря на панель приборов можно оценить температуру охлаждающей жидкости, именно на неё указывает стрелка на шкале температуры. Одновременно с ней доходит до рабочей температуры верхняя часть двигателя. Гораздо дольше нагревается масло в поддоне, о чем будет свидетельствовать повышенный расход топлива на холостом ходу, который будет постепенно снижаться. И последним к рабочей температуре приходит катализатор.
Для чего прогревать двигатель?
Чаще всего мы прибегаем к прогреву мотора с наступление морозов. Связано это с тем, что при –20 ℃ перестает течь минеральное масло, а при –45 ℃ – синтетические масла. Но даже при меньшем минусе масло начинает густеть и терять одно важно свойство – текучесть. В таком случае масло теряет способность смачивать узлы трения, поэтому возрастает трение между ними. Что приводит к повышенному расходу топлива и скорейшему износу двигателя.
Эксперты «За рулем» провели исследование, в котором выявили зависимость расхода топлива в зависимости от способа прогрева.
Всего рассмотрим три варианта прогрева. В первом случае, двигатель будет прогрет полностью и только потом будет начато движение. Во втором случае без прогрева, запустился-поехал. И в последнем – запустил двигатель, подождал пару минут и поехал. Исследование проводилось при минус 15 градусах на улице.
В первом и третьем случае расходуется топливо не только на дорогу, но и на прогрев двигателя. И на коротких дистанциях это может сказаться на затраченных литрах бензина или дизеля. Однако, из-за уменьшения расхода при прогретом моторе в дальних поездках сэкономить не прогревая только время.
Итого, если исходить с точки зрения экономии топлива, то необходимо комбинировать все три варианта, в зависимости от того, куда и как далеко необходимо добраться.
Влияние на экологию
Одним из основных аргументов против прогрева двигателя является отнюдь не расходы на топливо. Пока катализатор не прогрелся до нужной температуры он не выполняет свою функцию в полной мере, из-за чего в атмосферу поступает большое количество токсичных компонентов.
В моменты прогрева в двигатель поступает чрезмерное количество топлива ввиду того, что бензин/дизель в холодную погоду не успевает испаряться в должной мере. И чтобы компенсировать недостаточную испаряемость автомобиль начинает подавать большее количество топлива. Та же часть горючего, что не испарилась в процессе сгорания – летит в выхлопную трубу и загрязняет атмосферу. Исходя из этого перед автопроизводителями стоит главная задача – как можно быстрее вывести температуру активной зоны катализатора в рабочий диапазон.
Внутри катализатора происходит дожигание токсичных компонентов. Данный процесс идет с выделение энергии. Соответственно нужно только довести нейтрализатор до рабочих температур, дальше он будет справляться сам. Из-за того, что до рабочих температур его доводит горячий поток отработанных газов, а значит на холостом ходу нет возможности довести катализатор до его рабочей температуры.
Если же рассмотреть разницу в выбросах, то на старте содержание СН будет чрезмерно высоко, в районе 1000 ppm, что не умещается ни в одни нормы по Евро-4 и выше. После выхода температуры незамерзайки на рабочие значения выбросы значительно снижаются, однако, эти значения тоже слишком высоки – 180 ppm. Такой результат случается ввиду того, что нейтрализатор не прогрелся без движения.
Если же поехать сразу после старта, то в начале значения ppm будут аналогичные, но уже через какое-то время снизятся до 20, что уже неплохо.
Однако, если рассмотреть третий вариант, где мы греемся не очень долго, а затем начинаем движение, то можно будет увидеть, что мотор и на стоянке не успевает выбросить много токсичных компонентов, и при прогреве в движении работает заметно лучше, набрав ранее какую-то температуру.
Так почему же автопроизводители советуют на сегодняшний день не греть автомобили? Все просто, для них важен вклад, а точнее его отсутствие в экологию. А то, что таким способом ресурс двигателя скорее кончается их волнует не сильно. Ведь после гарантийного срока им выгодна замена или «капитака» двигателя.
Итоги
Помимо этого существует ещё ситуация, что не прогрев свой силовой агрегат ты начал движение, но случилась на дороге нештатная ситуация, в которой нужно резко нажать на педаль газа. В таком случае клапаны могут зависнуть и встретиться с поршнем, или провернутся вкладыши коленчатого вала. По приезду в автомастерскую эксперты скажут, что произошло это ввиду неправильной эксплуатации, а это, увы и ах, не гарантийный случай.
Поэтому, дорогой мой друг, мой тебе совет, прогревай свой двигатель в мороз хотя бы немного и только после начинай движение. Время ты не сэкономишь, а вот деньги и нервы – сможешь.
Твой Дзен-друг, Егор!
🥰