Найти в Дзене

"Мухинское" училище или Академия имени Штиглица

В один из приездов в мой любимый Санкт-Петербург друзья приготовили настоящий подарок - организовали потрясающую экскурсию в Академию имени барона Штиглица. Дело в том, что попасть в музей Академии не так-то просто, только по предварительной записи.

Невероятно красивое здание расположено в Соляном переулке под номером 13, это «Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица».

Фото автора
Фото автора

Очень повезло с   экскурсоводом, барышня была явно влюблена в свою профессию, так увлеченно и интересно она рассказывала об экспозиции и истории музея. При моей нелюбви к экскурсиям я получила невероятное эстетическое наслаждение! Так что если вы собираетесь в Северную Столицу, запланируйте заранее и запишитесь на официальном сайте. 

Ждем опоздунов
Ждем опоздунов

Немного официальной истории.

  • "Центральное училище технического рисования вместе с богатым художественно-промышленным музеем и отлично оборудованной библиотекой было основано в 1876 году по указу Александра II. Деньги на уникальное учебное заведение пожертвовал банкир, промышленник, крупнейший российский финансист, меценат, благотворитель барон Александр Людвигович Штиглиц.
  • Благодаря этому гениальному финансисту в России появились первые железные дороги. Барон Штиглиц участвовал в постройке Балтийской железной дороги и сооружении Петербурго-Московской (Николаевской) железной дороги. Он занимался устройством дел Государственного банка России, был председателем Биржевого комитета и прочая, прочая. Но главным его достижением считается основание Училища художеств, в настоящее время по праву названного в его честь.
  • Пожертвовав на первоначальное устройство училища огромную сумму в один миллион рублей, барон фон Штиглиц продолжал субсидировать училище и впоследствии. До последнего дня своей жизни был его почетным попечителем. После смерти Штиглиц завещал училищу около семи миллионов рублей, благодаря чему оно могло получить самое широкое и благотворное развитие. На проценты от этих денег готовило художников декоративно-прикладного искусства для промышленности, а также учителей рисования и черчения для средних художественно-промышленных школ.
  • Здесь начали готовить художников декоративно-прикладного искусства для промышленности, а также учителей рисования и черчения для средних художественно-промышленных школ. В училище принимали всех желающих, без различия сословий и пола, требовалось только наличие знаний в объеме минимум четырех классов гимназии и успешная сдача экзамена по рисунку.
  • Вскоре после открытия академии директор училища Месмахер взялся за формирование художественной коллекции для целей обучения студентов. Также со всех уголков страны начали поступать дары в виде произведений искусства. Директор училища решил, что музей – это абсолютно необходимый элемент познания учащимися истории искусства. Так началась история создания музея прикладного искусства. Официальной датой его основания считают 15 мая 1878 года.
  • Первоначально музей Училища занимал восемь залов второго этажа основного здания. Однако коллекции продолжали интенсивно расти, и пришлось задуматься о постройке отдельного музейного здания. К тому времени в собрании музея имелось уже несколько десятков тысяч произведений декоративно-прикладного искусства, в том числе текстиль, керамические изделия, фарфор, стекло, мебель, гобелены, бронза и т.д. Тут были памятники Античности, Средневековья, Возрождения, а также произведения западноевропейского, русского и восточного прикладного искусства XVI-XVIII веков. Все эти ценности требовали особых условий хранения."

Не буду рассказывать подробно про каждый зал музея, остановлюсь лишь на некоторых, особо поразивших и впечатливших меня.

Музей познакомит нас с историей развития целых отраслей прикладного искусства, таких как ткани и шитье, резьба по дереву, камню и кости, гобелены, фарфор, фаянс, стекло, майолика, с момента зарождения и по XIX век. 

 Кабинет в силе неоготики, резьба по дереву
Кабинет в силе неоготики, резьба по дереву

Вестибюль
Вестибюль

Предупреждаю, уже при входе в вестибюль Академии у вас будет эстетический восторг!

-5

Роскошный вестибюль -это как гардероб в театре: полированный гранит, мраморы, бронза, живопись — всё это богатство в художественных сочетаниях поражает и ослепляет сразу же.

Дальше вы попадаете в зал "Теремок", вернее, вы попадаете в сказку!

-6

-7

Изначально этот зал предназначался для отдела древнерусского искусства

-8

Словами всю эту красоту описать невозможно! Декор этого сказочного зала напоминает палаты Теремного дворца в Москве. Пилоны, арки, своды были расписаны по рисункам директора Академии Месмахера и покрыты «лазорием чудным, золотом охры и теплой тьмой коричневых земель», отчего убранство зала казалось «живой сказкой, нашептанной русской природой» .

Неудивительно, что этот зал облюбовали кинематографисты. Последний фильм, снятый в этих декорациях - "Борис Годунов".

-9

В этом же зале расположена выставка кукол, одетых в костюмы разных эпох и народностей.

-10

Но самое большое впечатление на меня произвел Зал печей!

-11

В Зале печей представлено уникальное собрание русских изразцовых печей XVII-XIX веков. В 1887 году в музей поступила первая печь, приобретенная у купчихи Прядиловой в Нижнем Новгороде.

-12

-13

Печи были привезены из Владимирской, Псковской, Калужской губерний, из Коломны и Москвы.

-14

В XVI-XVII веках изразцовые печи стали появляться в храмах, трапезных, парадных княжеских и боярских хоромах, а в XVIII столетии — и в обычных жилых помещениях.

-15

-16

В то время изразцовые орнаментальные печи стали неотъемлемой чертой зажиточного русского дома. Они грели, «кормили», украшали жилище и вносили в него уют. Не удивительно, что о красоте печей заботились не меньше, чем о красоте одежды и утвари.

-17

Печи несколькими поясами охватывают изразцы с изображением сценок из городской и сельской жизни, бытового, нравоучительного, любовного и шуточного характера.

Рассматривала печи разинув рот!
Рассматривала печи разинув рот!

Еще один из залов музея это Рафаэлевская галерея

-19

Декор этой галереи навеян мотивами итальянского Ренессанса. Живописное убранство галереи повторяло лоджии, оформленные для Ватиканского дворца Рафаэлем по заказу папы Льва X в начале XVI века.

-20

-21

-22

Завершается экскурсия в Большом выставочном зале (Итальянский зал).

-23

Этот двухэтажный зал, напоминающий двор итальянского палаццо, изначально предназначался для студенческих и преподавательских выставок. 

-24

На верхней площадке лестницы изначально была установлена мраморная статуя сидящего в кресле барона фон Штиглица работы М.М. Антокольского. В советское время памятник убрали.Но скульптура чудом сохранилась, и в июне 2011 года ее вернули на историческое место.

-25

Большой выставочный зал не относится к музею, это огромная аудитория и здесь творят студенты Академии.

-26

Каждая деталь интерьера -шедевр!
Каждая деталь интерьера -шедевр!
  • "В 1953 году училищу присвоено имя народного художника СССР Веры Игнатьевны Мухиной, внёсшей большой вклад в создание монументального и декоративно-прикладного искусства СССР. хотя она здесь не училась. В 1979 году музейное здание было взято под охрану государства как уникальный памятник архитектуры, а с 1980 года началась планомерная реставрация. В 1994 году Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной переименовано в Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию, а в 2006 году ей вернули имя создателя – Александра Людвиговича Штиглица."

Все фото в статье сделаны автором, то бишь мной)

Спасибо, что "путешествуете" со мной!

Будет еще много рассказов коротких и длинносериальных,

А чтобы не пропустить нажмите кнопку "ПОДПИСАТЬСЯ" и "like" 

#tangeros_peregrinos 

#туристы_на_всюголову

#авто_путешествия