В один из приездов в мой любимый Санкт-Петербург друзья приготовили настоящий подарок - организовали потрясающую экскурсию в Академию имени барона Штиглица. Дело в том, что попасть в музей Академии не так-то просто, только по предварительной записи.
Невероятно красивое здание расположено в Соляном переулке под номером 13, это «Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица».
Очень повезло с экскурсоводом, барышня была явно влюблена в свою профессию, так увлеченно и интересно она рассказывала об экспозиции и истории музея. При моей нелюбви к экскурсиям я получила невероятное эстетическое наслаждение! Так что если вы собираетесь в Северную Столицу, запланируйте заранее и запишитесь на официальном сайте.
Немного официальной истории.
- "Центральное училище технического рисования вместе с богатым художественно-промышленным музеем и отлично оборудованной библиотекой было основано в 1876 году по указу Александра II. Деньги на уникальное учебное заведение пожертвовал банкир, промышленник, крупнейший российский финансист, меценат, благотворитель барон Александр Людвигович Штиглиц.
- Благодаря этому гениальному финансисту в России появились первые железные дороги. Барон Штиглиц участвовал в постройке Балтийской железной дороги и сооружении Петербурго-Московской (Николаевской) железной дороги. Он занимался устройством дел Государственного банка России, был председателем Биржевого комитета и прочая, прочая. Но главным его достижением считается основание Училища художеств, в настоящее время по праву названного в его честь.
- Пожертвовав на первоначальное устройство училища огромную сумму в один миллион рублей, барон фон Штиглиц продолжал субсидировать училище и впоследствии. До последнего дня своей жизни был его почетным попечителем. После смерти Штиглиц завещал училищу около семи миллионов рублей, благодаря чему оно могло получить самое широкое и благотворное развитие. На проценты от этих денег готовило художников декоративно-прикладного искусства для промышленности, а также учителей рисования и черчения для средних художественно-промышленных школ.
- Здесь начали готовить художников декоративно-прикладного искусства для промышленности, а также учителей рисования и черчения для средних художественно-промышленных школ. В училище принимали всех желающих, без различия сословий и пола, требовалось только наличие знаний в объеме минимум четырех классов гимназии и успешная сдача экзамена по рисунку.
- Вскоре после открытия академии директор училища Месмахер взялся за формирование художественной коллекции для целей обучения студентов. Также со всех уголков страны начали поступать дары в виде произведений искусства. Директор училища решил, что музей – это абсолютно необходимый элемент познания учащимися истории искусства. Так началась история создания музея прикладного искусства. Официальной датой его основания считают 15 мая 1878 года.
- Первоначально музей Училища занимал восемь залов второго этажа основного здания. Однако коллекции продолжали интенсивно расти, и пришлось задуматься о постройке отдельного музейного здания. К тому времени в собрании музея имелось уже несколько десятков тысяч произведений декоративно-прикладного искусства, в том числе текстиль, керамические изделия, фарфор, стекло, мебель, гобелены, бронза и т.д. Тут были памятники Античности, Средневековья, Возрождения, а также произведения западноевропейского, русского и восточного прикладного искусства XVI-XVIII веков. Все эти ценности требовали особых условий хранения."
Не буду рассказывать подробно про каждый зал музея, остановлюсь лишь на некоторых, особо поразивших и впечатливших меня.
Музей познакомит нас с историей развития целых отраслей прикладного искусства, таких как ткани и шитье, резьба по дереву, камню и кости, гобелены, фарфор, фаянс, стекло, майолика, с момента зарождения и по XIX век.
Предупреждаю, уже при входе в вестибюль Академии у вас будет эстетический восторг!
Роскошный вестибюль -это как гардероб в театре: полированный гранит, мраморы, бронза, живопись — всё это богатство в художественных сочетаниях поражает и ослепляет сразу же.
Дальше вы попадаете в зал "Теремок", вернее, вы попадаете в сказку!
Изначально этот зал предназначался для отдела древнерусского искусства
Словами всю эту красоту описать невозможно! Декор этого сказочного зала напоминает палаты Теремного дворца в Москве. Пилоны, арки, своды были расписаны по рисункам директора Академии Месмахера и покрыты «лазорием чудным, золотом охры и теплой тьмой коричневых земель», отчего убранство зала казалось «живой сказкой, нашептанной русской природой» .
Неудивительно, что этот зал облюбовали кинематографисты. Последний фильм, снятый в этих декорациях - "Борис Годунов".
В этом же зале расположена выставка кукол, одетых в костюмы разных эпох и народностей.
Но самое большое впечатление на меня произвел Зал печей!
В Зале печей представлено уникальное собрание русских изразцовых печей XVII-XIX веков. В 1887 году в музей поступила первая печь, приобретенная у купчихи Прядиловой в Нижнем Новгороде.
Печи были привезены из Владимирской, Псковской, Калужской губерний, из Коломны и Москвы.
В XVI-XVII веках изразцовые печи стали появляться в храмах, трапезных, парадных княжеских и боярских хоромах, а в XVIII столетии — и в обычных жилых помещениях.
В то время изразцовые орнаментальные печи стали неотъемлемой чертой зажиточного русского дома. Они грели, «кормили», украшали жилище и вносили в него уют. Не удивительно, что о красоте печей заботились не меньше, чем о красоте одежды и утвари.
Печи несколькими поясами охватывают изразцы с изображением сценок из городской и сельской жизни, бытового, нравоучительного, любовного и шуточного характера.
Еще один из залов музея это Рафаэлевская галерея
Декор этой галереи навеян мотивами итальянского Ренессанса. Живописное убранство галереи повторяло лоджии, оформленные для Ватиканского дворца Рафаэлем по заказу папы Льва X в начале XVI века.
Завершается экскурсия в Большом выставочном зале (Итальянский зал).
Этот двухэтажный зал, напоминающий двор итальянского палаццо, изначально предназначался для студенческих и преподавательских выставок.
На верхней площадке лестницы изначально была установлена мраморная статуя сидящего в кресле барона фон Штиглица работы М.М. Антокольского. В советское время памятник убрали.Но скульптура чудом сохранилась, и в июне 2011 года ее вернули на историческое место.
Большой выставочный зал не относится к музею, это огромная аудитория и здесь творят студенты Академии.
- "В 1953 году училищу присвоено имя народного художника СССР Веры Игнатьевны Мухиной, внёсшей большой вклад в создание монументального и декоративно-прикладного искусства СССР. хотя она здесь не училась. В 1979 году музейное здание было взято под охрану государства как уникальный памятник архитектуры, а с 1980 года началась планомерная реставрация. В 1994 году Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной переименовано в Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию, а в 2006 году ей вернули имя создателя – Александра Людвиговича Штиглица."
Все фото в статье сделаны автором, то бишь мной)
Спасибо, что "путешествуете" со мной!
Будет еще много рассказов коротких и длинносериальных,
А чтобы не пропустить нажмите кнопку "ПОДПИСАТЬСЯ" и "like"
#tangeros_peregrinos
#туристы_на_всюголову
#авто_путешествия