Ещё раз прогулявшись к Музею Арктики и ещё раз постояв у закрытых дверей, потому что в пятницу музей не работает, а у нас в голове был четверг, мы с подросточкой повернули в Исаакиевский собор.
Собор
Здесь я каждый раз замираю и в голове звучит Розенбаум:
Хочу я жить среди каналов и мостов
И выходить с тобой, Нева, из берегов,
Хочу летать я белой чайкой по утрам
И не дышать над Вашим чудом, Монферран.
Это здание Исаакиевского собора - четвертое.
Сначала была простенькая деревянная церковка, освященная в честь Исаакия Далматского, потому что в день этого святого родился Петр I. В этой церкви он венчался.
Потом на месте, где сейчас Медный всадник, возвели церковь каменную, с высокой колокольней, похожую на Петропавловский собор.
Когда она осыпалась и была разобрана, на нынешнем месте построили третий Исаакиевский собор по проекту Ринальди. Считалось, что это уродливое здание и портит облик города.
На макете первые 3 собора справа налево:
Я так и не поняла почему Александру I упёрлось при строительстве 4го собора непременно сохранить фундамент и большую часть 3го, но этим он здорово усложнил Монферрану и без того сложную задачу. Многое в этом строительстве делалось так, как не делал до этого никто.
Закладывая порох в скалы под Выборгом, вырубали гранитные монолиты. Обтёсывали колонны, грузили на баржи, доставляли в город по воде, а к месту строительства - по специально проложенным рельсам.
Готовые колонны устанавливали вертикально с помощью вот таких лесов с системой кабестанов (лебёдок):
128 человек должны были 40 минут непрерывно вращать кабестаны, чтобы установить 1 колонну весом 115 тонн.
Причем сначала устанавливали колонны - всего их 48 - а потом строили стены.
Купол Монферран сделал железным, чтобы облегчить конструкцию:
Для отделки Монферран использовал несколько видов мрамора из Карелии, Италии, Франции (а там одна доставка чего стоила).
У Царских врат - колонны из малахита, лазурита. Нигде в мире в таких объемах декоративный камень для отделки собора не применялся.
На позолоту ушло 400 кг золота
Обратите внимание на голубка в центре купола. Размах его крыльев 1,2 метра, а кажется крошечным. Потому что высота около 100 метров.
Помимо живописных изображений Монферран решил украсить собор мозаичными - они менее чувствительны к перепадам влажности и температур, а значит устойчивее к петербургскому климату.
Пришлось русским мастерам ехать в Рим изучать мозаичное дело.
Ещё одно новшество, нехарактерное для православных храмов - витраж с изображением воскресшего Христа:
Чего только не случилось за 40 лет создания собора. В 1824 - самое страшное в истории города наводнение, когда Нева поднялась на 421 метр и на место строительства архитектор не пришел, а приплыл. В 1825 - восстание декабристов. В 1831 - страшная эпидемия холеры.
2 тысячи рабочих было единовременно задействовано на строительстве, не считая погибших.
В войну Исаакиевский собор укрывал музейные экспонаты из пригородных дворцов, здесь же было бомбоубежище. Купола были замаскированы, окна заложены кирпичом, по периметру висели аэростаты.
Несколько попаданий снарядов серьезных разрушений толстым стенам не принесли. Главными врагами оказались холод и сырость. Они испортили живопись, мозаику, лепнину, камень. 16 лет ушло на просушку и реставрацию.
К Исаакию и его создателю я ещё вернусь, когда дочитаю "Собор" Ирины Измайловой.
А пока смотрите, какое чудо из янтаря и слоновой кости можно увидеть в часовне напротив Спаса на Крови. Автор - художник-реставратор Александр Крылов, участвовал в воссоздании Янтарной комнаты Екатерининского дворца в Царском селе.
Полюбовались Петром на гром-камне:
Пусть он вечно летит на горячем коне,
До скончания века мы дети Петровы.
И отправились на Шпалерную улицу.
"Вселенная воды"
Необычный современный музейный комплекс, который стоит посетить, особенно с детьми поколения гаджетов:
Поужинали в "Токио-сити" и поехали домой.
Город попрощался с нами проливным дождем и даже в нём был прекрасен.
Предыдущие дни здесь: