Найти в Дзене

Том 11. Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости. (Нассим Николас Талеб) - 2010

Актуальность: вечная Категория: Саморазвитие Читать или пропустить? Читать однозначно Перевернуло восприятие мира. Почувствовал себя индюком, которого кормили 99 дней подряд, а на 100-ый... Как можно предсказывать будущее по прошлому? Разве будет ещё одна СВО, ещё один Байден, долг США заморозится и т.п. То, что вписывается в гаусиану - правильно, а то, что не вписывается - отбрасывается. Но ведь именно выбросы зачастую существенно влияют на дальнейшие события. К ним невозможно подготовиться, а готовиться нужно. А как? После этого я вообще перестал верить в прогнозы по рынку, особенно техническому анализу. Врач после обследования говорит, что я здоров. Но он это сказал после того, как обследовал все до единой мои клеточки, или сделал статистический прогноз на сновании того, что у миллиона пациентов до меня с похожими анализами не было проблем? Верно говорить, что на текущий момент в данной ситуации признаков конкретной болезни не выявлено при применении существующих методов. Но разве
Оглавление

Актуальность: вечная

Категория: Саморазвитие

Читать или пропустить? Читать однозначно

Что понравилось

Перевернуло восприятие мира. Почувствовал себя индюком, которого кормили 99 дней подряд, а на 100-ый...

Как можно предсказывать будущее по прошлому? Разве будет ещё одна СВО, ещё один Байден, долг США заморозится и т.п. То, что вписывается в гаусиану - правильно, а то, что не вписывается - отбрасывается. Но ведь именно выбросы зачастую существенно влияют на дальнейшие события. К ним невозможно подготовиться, а готовиться нужно. А как? После этого я вообще перестал верить в прогнозы по рынку, особенно техническому анализу.

Врач после обследования говорит, что я здоров. Но он это сказал после того, как обследовал все до единой мои клеточки, или сделал статистический прогноз на сновании того, что у миллиона пациентов до меня с похожими анализами не было проблем? Верно говорить, что на текущий момент в данной ситуации признаков конкретной болезни не выявлено при применении существующих методов. Но разве это я хочу услышать? И так во всём.

А что лежит в основе знаменитости знаменитых знаменитостей? Талант? А вот и нет. Почему Жан-Клод-Ван-Дам стал популярным актёром? Говорят, что он обратил на себя внимание тем, что выбил сигару у одного из режиссёров. Джоан Роулинг 12 раз получила отказ на первое издание и только через год её напечатали. А если отказали бы в 13-ый раз? Талантливых людей огромное количество, но везёт единицам...

Мы живем на статистических допущениях. Нам удобно, чтобы завтра было завтра, очень похожее на вчера, а послезавтра на сегодня. Но так не будет вечно. Возможно, а может и невозможно, что завтра не будет. Я к этому готов? Нет. А нужно. И вот про это книга.

А ещё она про то, как мы объясняем прошедшие события. Оказывается, что всё было закономерно и укладывалось в среднестатистические значения, если смотреть на них сегодня)). Просто не ту закономерность использовали...

Книга читается легко, много примеров из жизни, что-то реальное, что-то вымышленное. В книге также есть самоирония и стёб над различными людьми.

Что не понравилось

Сложилось впечатление, что от меня особо-то сильно ничего не зависит, всё пойдёт прахом при появлении чёрного лебедя...

Итог

Книга пугает и обнадёживает одновременно. Кажется, что будущее спрогнозировать невозможно, а в следующий момент, кажется, что нужно просто быть более гибким. Однозначно "Чёрный лебедь" заставит задуматься над, казалось бы, простыми вещами, которые лишь на первый взгляд такими являются.

Из 100-го тома (https://promo.sber.ru/180/book100/011.html):

…То, что мы будем называть Черным лебедем (с большой буквы), это событие, обладающее следующими характеристиками. Во-первых, оно аномально, потому что ничто в прошлом его не предвещало. Во-вторых, оно обладает огромной силой воздействия. В-третьих, человеческая природа заставляет нас придумывать объяснения случившемуся после того, как оно случилось, делая событие, сначала воспринятое как сюрприз, объяснимым и предсказуемым.
Нассим Николас Талеб, «Черный лебедь»

«Черный лебедь» – пожалуй, самая парадоксальная и шокирующая книга нашего столетия. Объемный труд, вышедший в 2007 году, тридцать шесть недель находился в списке бестселлеров The New York Times и до сих пор будоражит умы интеллектуальной элиты.

Спросите любого более или менее развитого индивида, о чем книга, и он без запинки ответит: черный лебедь – это случайность. Книга о том, что: а) случайности бывают, б) они имеют большое значение и в) к ним надо быть готовым.

– И все? – Ну… да!

Но если бы книга была только об этом, не стоило бы автору писать, а нам читать больше семисот страниц текста. Сам Талеб по этому поводу предупреждает: «Сочетание малой предсказуемости с силой воздействия превращает Черного лебедя в загадку, но наша книга не об этом. Она главным образом о нашем нежелании признавать, что он существует!»

По сути, она о нас с вами – о людях, которым удобно и выгодно жить в псевдопредсказуемом мире. О механизмах и приемах, с помощью которых мы обманываем себя и других людей, пытаясь представить мир прогнозируемым и рациональным. О том, к каким катастрофам это приводит в политике и бизнесе, образовании и общественной жизни.

Книга получилась глубоко личной, в ней философия случайности и предсказуемости органично дополняется историями из жизни автора, притчами и результатами психологических экспериментов.

Черный лебедь

Вокруг этой ключевой метафоры строится вся идеология Талеба. До определенного момента опыт человечества говорил: лебеди могут быть только белыми. Но в 1697 году Виллем де Вламинк, путешествуя по Автралии, испытал культурный шок, увидев лебедей черного цвета. Таким образом европейцы внезапно узнали об ограниченности своих представлений о мире.

Именно эта красивая метафора обеспечила столь мощный успех книге Талеба. Черными лебедями он начал называть все внезапные события, круто меняющие нашу жизнь. Научные открытия, экономические кризисы, революции, книжные бестселлеры и все иные случайности, которые ждут нас в будущем.

С другой стороны, красота этой метафоры подчас работает во вред. Читателю начинает казаться, что книга о роли случайности, тогда как на самом деле речь в ней прежде всего идет о когнитивных искажениях.

Иллюзия понимания

Первый простой тезис: человек стремится жить в спокойном, предсказуемом и подконтрольном мире. И поскольку на самом деле мир таковым не является, мы включаем массу механизмов, которые создают для нас иллюзию предсказуемости и подконтрольности.

Механизм 1. Ошибка усреднения

Мы привыкли строить картину мира на основе наиболее частых событий и явлений, выводя из них некую усредненную модель. Однако нельзя получить представление о характере преступника, рассматривая его среднестатистическое поведение. Он проявляется только в «пиковом» состоянии – в момент совершения преступления. Отбросив такие случаи как статистически редкие и потому ненормальные, мы не сможем понять истинную суть ни одного явления.

Механизм 2. Категоризация

Мы стремимся концентрироваться на ясных и четко очерченных «формах», подгоняя под них реальность. Но правда в том, что реальность обычно лишь в какой-то степени приближается к этим идеальным образам и никогда им полностью не соответствует.

Механизм 3. Индуктивное знание

Для иллюстрации этого механизма искажения автор заимствует у Бертрана Рассела пример с индюшкой, которую весь год дружелюбные представители рода человеческого кормят и поят, но накануне Дня благодарения с ней произойдет нечто «неожиданное». Может ли это предсказать индюшка с помощью индукции, опираясь только на свой прошлый опыт? Конечно, нет! Но большинство «экспертов» и «аналитиков» именно так и делают, составляя прогнозы и модели с опорой на происходившее в прошлом.

Механизм 4. Ретроспективное искажение

В учебниках истории события всегда представляются более понятными, упорядоченными и взаимозависимыми, чем они есть на самом деле. Из триллионов мелких и крупных фактов, которые приводят к некому событию, мы с вами произвольно выбираем те, что соответствуют нашим убеждениям, и увязываем их в непротиворечивую историю.

Механизм 5. Искажение нарративом

Мы не способны рассматривать цепочку фактов, не скрепляя их логической связью. Это придает событиям смысл. Но одновременно и укрепляет нас в иллюзии понимания, поскольку смыслы – это то, что вкладываем в историю мы сами.

Нарратив искажает не только восприятие настоящего, но и представление о прошлом: в памяти остаются лишь те факты, которые вписываются в повествование.

Кроме Среднестана есть Крайнестан

Одна из основных мыслей Талеба заключается в том, что Черные лебеди живут не везде. Место их рождения – Крайнестан. Это пространство, где отдельное событие имеет определяющее влияние на историю.

Соберите на стадионе тысячу человек и измерьте их вес. Даже если вы присоедините к этой выборке самого тяжелого человека на земле, его доля в весе присутствующих будет не больше десятых долей процента. Это Среднестан – пространство, где вариации ничего не определяют, доминируют средние значения.

Но попробуйте также проанализировать финансовое состояние всех людей на стадионе и добавьте к ним Билла Гейтса. Какая часть общего капитала будет принадлежать ему? Примерно девяносто девять и девять десятых процента! Крайнестан – это страна, где первую скрипку играют крайние величины.

Важность «антизнания»

Логика Черного лебедя делает то, чего мы не знаем, гораздо более важным, чем уже знакомое.

Черные лебеди не возникли чудесным образом, они существовали и до встречи с ними, но в том пространстве, которое было неисследованным. Наиболее эффективный способ контролировать Черных лебедей – признать, что область неизвестного гораздо обширнее того, что мы знаем на сегодняшний день.

Неизвестное, про которое мы знаем, что оно неизвестно, – хороший инструмент для контроля Черных лебедей.

Почему Сбер выбрал эту книгу для своей библиотеки

Книга Талеба во многом изменила картину мира современного человека, и в том числе представителей бизнес-сообщества. До ее выхода в общественном сознании доминировала парадигма порядка и организованности. Считалось, что чем более системным и предсказуемым будет наш бизнес, тем вероятнее его ожидает успех. Талеб же доказал, что именно иллюзия организованности и предсказуемости часто оказывается источником неудач. Его предложения на первый взгляд звучат парадоксально:

1. Как можно меньше полагаться на планирование.

2. Как можно больше импровизировать.

3. Сосредоточиться не на том, что мы знаем, а на том, чего мы не знаем.

4. Помнить, что к истине приближают отрицательные, а не подтверждающие примеры.

5. Как можно меньше верить «экспертам» и «аналитикам», опирающимся на прошлый опыт.

6. Избегать искажения нарратива.

7. Приспособиться к существованию Черных лебедей вместо того, чтобы отрицать их важность.

Реальный опыт показал высокую эффективность этих идей в практике бизнеса.

Об авторе

Нассим Николас Талеб – американский философ ливанского происхождения. Получил степень магистра делового администрирования (MBA) в Уортонской школе бизнеса и степень доктора в Университете Париж-Дофин. Стал известен в мире финансов с 1987 года, когда в роли главного трейдера Credit Suisse First Boston предсказал экономический кризис и заработал на этом 40 миллионов долларов. Успешно использовал собственные разработки для прогнозирования глобальных финансовых потрясений.

Сегодня Талеб – один из самых уважаемых авторов в современном мире. Газета The Times назвала его выдающимся мыслителем мира, а лауреат Нобелевской премии Даниэль Канеман предложил включить имя Талеба в список лучших представителей интеллигенции.

Том 10 - Полный список - Том 12