Найти тему

Восприятие звука.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. На вкус и цвет товарища нет. Это всё про субъективное восприятие. Если с изображением нам в помощь фото и видео съёмка, то со звуком не помогают ни графики, ни измерения. В эту субъективность восприятия закладывается основное – мы слушаем музыку через посредников (акустические системы, усилители, Цапы, носители). Если не искать общих принципов оценки создаваемого звонкого поля, полотна, то можно бесконечно спорить про мёртвый цифровой звук, теплоту лампы, естественность грампластинок.

-2

Для примера возьмём всю полноту восприятия человек, находящегося на лесной поляне в летний полдень. Тут оговоримся, что человек наслаждается пребыванием на лугу, а не с трудом передвигая ноги старается его пересечь. Наслаждение предполагает, что всё происходящее - в радость: стрёкот кузнечиков; щебет птиц; писк комаров; запах цветов, нагретой земли и травы; дуновения ветерка; шелест леса. Всё происходящее – натурально и современными средствами передать весь спектр не получиться. Более полную картину даст фотография или видео съёмка, но в первом случае уйдут звуки, во втором не будет запахов и не всё сможет записать-передать электроника камера, телевизора.

-3

Проще для восприятия музыкального полотна прибегнуть к сравнению с тремя категориями построения, связывания звуков в единую картину: лесная поляна, городская площадь, цех обработки металла. Так лесная поляна – это натуральные звуки (там мало искусственных, рукотворных источников). Она больше подходит для описания музыкального полотна при воспроизведении оркестра, джаз-банды, инструментов близких к естественным излучениям вибраций (звуков). Городская площадь – наполнен искусственными источниками (автомобили, трамваи), накладывающимися на фоновый шум дневной суеты. Цех – это букет звуков, которые могут быть на границе болевого порога, не все они приятны, но чётко локализуются и распознаются.

-4

Это на мой взгляд сильно упростит понимание искателя «своего звука». Ценителям натурального звучания инструментов не нужны напор и скорость атаки. Ему интересно что за птица запела, зависит ли стрёкот кузнечиков от температуры воздуха. Искусственный звук будет резать уха такого слушателя, заставлять менять позицию прослушивания, удалятся в глубь леса, подальше от шумов. Как при прослушивании живой музыки сюда естественно включаются и огрехи: дыхание, звук пальцев на струне, неверно взятая нота. Перкуссия воспринимается как пение птиц – не всегда знаешь название, но сможешь выделить в другой раз такой «источник» звука. Естественно звучат оркестровая музыка, джаз, акустические концерты. Шумы приветствуются, но… Когда кашляют у вас за спиной в пустой комнате, где вы один – это вызывает совсем другие эмоции, чем при личном посещении концерта.

-5

Для ценителей рока, рок-н-ролла, диско, электронной музыки ближе сравнение с городской площадью. Естественные инструменты применяются, но редко. Тут можно играться со звуками, закидывать их вам за спину, использовать вибрации, которых нет в реальной жизни.

-6

Любителям тяжмета и ищущим бум-бум - цех обработки металла. Где найди лучший бумс чем стоять рядом со стотонным кузнечным прессом? А разбираться в запилах электрогитар – мастерство отличать болгарки по мощности, материалу по которому ей работают.

Так же имеет значение уровень громкости. Можно дать Melody Gardot шептать, петь, но не кричать. А вот слушать шёпот Manowar – это уже перебор.

-7

Домашний сетап: Ноутбук + Album Player foobar2000; TempoTec V6; IOTAVX MA3 (OPA1622); АС 851 на динамиках Асалаб (апгрейд фильтра), размещены по длиной стене комнаты 18 м2 (из звуковой подготовки комнаты - мебель).
Рабочий сетап: Компьютер + Album Player foobar2000; iBasso DC03; Fosi Audio V3 (OPA2604); АС Opti 17 (апгрейд фильтра).
Референс: Ноутбук + Album Player; FIIO KA17; AKG K371-BT.