Найти тему
Компаратор

Мнение о Casio CT-S500 в сравнении с... и немного "лирики"

Оглавление

Сажусь за инструмент и начинаю слушать, что-то наигрывая. Буквально несколько нот. Своего рода случайные рифы. И когда звук хороший, у меня появляются идеи развития рифа до уровня какой-то композиции. Так вот, у этой машинки таких звуков, катализирующих лично мой "творческий потенциал" (сорян за пафос!), оказалось очень и очень много.

Друзья, это репост статьи с моего Boosty. Надеюсь - пока. В будущем планирую публиковать тут самостоятельные материалы. Но это уже зависит по бОльшей части от вашей активности: будете ли подписываться и, самое главное, будете ли читать столь длинные тексты ("дочитывание" у Дзена - краеугольный камень в оценке качества материалов).
А пока - если что-то тут не открывается (например, видеовставки), или открывается в меньшем разрешении, обращайтесь пожалуйста к
первоисточнику.

Для начала поговорим о достоинствах

Отличный звук! Это не фигура речи. Правда отличный! Тут есть звуки реалистично звучащих гитар (чего лично я не встречал даже в хороших китайских самоиграйках вроде Medeli A1000 или, скажем, Medeli M361 и её клонах) и уже этим всё сказано.

А ещё я тут впервые встретил звук фортепиано, который во время игры аж прошиб меня на слезу.

Я не шучу. Видимо, звук этот затронул какие-то струны в моей душе, тянущиеся из самого из детства - в бытность моего обучения в музыкальной школе. Хорошо тогда было...

-2

Очень порадовало большое количество звуков органов, духовых (звуки саксофонов так и вовсе ошеломительно потрясающие!.. Впрочем, последние отлично звучат и в хороших китайских самоиграйках).

Вообще чувствуется, что над подбором тембров работало как будто бы прославленное дизайн-ателье. Что-то вроде Pininfarina или Джуджаро, только в нашем случае это "саунд-дизайн" ателье. И в отличие от набора звуков в хороших китайских самоиграйках, тут в общем-то нет повторяющихся тембров (за исключением явной репликации стандартного набора General MIDI).

Короче, у CT-S500 практически все звуки интересные. Даже те, которые тебя никогда не интересовали (например, этнические - их тут много). Как человек, очень много занимающийся с синтезаторами, ответственно заявляю: "синтетические звуки также подобраны отменно".

В общем-то, у меня критерий качества и интересности звука простой: Я сажусь за инструмент и начинаю слушать, что-то наигрывая. Буквально несколько нот. Своего рода случайные рифы. И когда звук хороший, у меня появляются идеи развития рифа до уровня какой-то композиции. Так вот, у этой машинки таких звуков, катализирующих лично мой "творческий потенциал" (сорян за пафос!), оказалось очень и очень много.

Versatile-тембры. Или в терминах русскоязычной версии РЭ - гибкие тембры. Это такие специальные наборы звуков, где весь спектр звучания того или иного инструмента разложен по всему диапазону значений velocity и диапазону нот. Возьмём для примера классическую гитару с нейлоновыми струнами. Диапазон нот от C1 до B6 тут отдан под звучащие ноты - те, которые извлекает гитарист щипком струны. При этом, малые значение velocity (от 1 до 30) соответствуют звукам, которые прямо записаны путём тихой игры на реальной классической гитаре.

Значения velocity от 31 до 60 соответствуют умеренно громким и громким звукам.

А, например, velocity со значениями от 76-90 заставит воспроизвести звуки глушения. 106-120 - глиссандо, 121-127 - флажолеты. И так далее.

Как вы понимаете, в реальности контролировать скорость нажатия клавиш с такой точностью не способен ни один нормальный музыкант. Соответственно, эти тембры предназначены для работы Casio CT-S500 в качестве звукового модуля под управлением мощного секвенсера.

И таких звуков на борту у нашей самоиграйки семь штук: две акустических гитары (с нейлоновыми и стальными струнами), одна электрическая со звукоснимателем типа single, два электрических баса и две трубы.

Мощный арпеджиатор со 150 типами арпеджио. Что тут ещё сказать? Кто в теме, тот понимает. У Ямахи целая модель (PSS-A50) на этом подходе основана!

Отличная акустика. Тут явно не обошлось без профессионалов. Динамики вроде маленькие (13 x 6 см, 2.5 Вт), но посажены глубоко. Ход у диффузоров  очень короткий. И ещё эти таинственные выходы на заднюю панель, что-то загадочное под решёткой, с надписью Casiotone... Тут явно хорошо рассчитанная и настроенная акустическая система.

Беспроводной Bluetooth MIDI интерфейс! В этом классе я у конкурентов подобного не встречал.

-3

Формально, на бумаге, всё выглядит просто замечательно - комплектный WU-BT10 умеет передавать и принимать MIDI, и принимать Bluetooth-аудио, чтобы Casio CT-S500 мог работать как неплохая Bluetooth-колонка!

-4

И к последней части функционала этого у лично у меня никаких претензий нет. А вот к первой, самое главной - есть.

Я очень надеялся, что Casio, будучи солидной фирмой, сделает всё... ну хотя бы, примерно как это сделал Korg. Пусть и с особым драйвером, но на устройствах этой компании MIDI over Bluetooth под Windows работает хорошо.

Увы, но в аналогичном вопросе Casio оказался даже хуже китайской M-VAVE, у которой на их клавиатуре SMK-25 беспроводная передача MIDI в Windows [иногда / у кого-то] работает через чужой (корговский) драйвер.

Впрочем, у многих (и у меня тоже) SMK-25 через Korg-овский драйвер не заводится. Таким бедолагам приходится подключать эту клавиатуру при помощи "костыля" loopMID+MIDIberry.

Увы, но с Casio WU-BT10 даже это не работает - он просто не цепляется за Bluetooth в Windows!

Так что на сегодняшний день я могу только гарантировать (вернее, гарантирует Casio, а я лишь подтверждаю), что беспроводная передача MIDI туда и обратно без проблем работает на мобильных устройствах Apple.

Как видите, на iOS всё работает безупречно. В этом видео я показал работу в Steingerg Cubasis 2, но поверьте мне на слово, абсолютно также безупречно беспроводной интерфейс WU-BT10 работает и в любом другом музыкальном iOS-приложении (из числа приличных. За неприличные не поручусь) - и в GarageBand, и в Korg Gadget всё работает идеально.

А вот на Android-девайсах работа по беспроводному интерфейсу возможна лишь в двух фирменных приложениях Casio Chordana и Casio Music SpaceCasio Chordana считается устаревшей программой. Её приемник - Music Space, но о нём - в самом конце раздела "ДОСТОИНСТВ", в видео, демонстрирующем основные возможности этой программы. В самом начале того видео как раз и будет показано подключение WU-BT10 к Android-устройству.

В общем, на деле WU-BT10 оказался по бОльшей части мелким удобством, а не рабочим инструментом. Если конечно основой вашего сетапа не является устройство, произведённое компанией Apple.

Габариты и масса (менее 5 кг! 4.7, если точно). Хочется написать: "Без комментариев!" Ну в самом деле!.. С такой клавиатурой, с таким звуком, в этом ценовом диапазоне конкуренты (Yamaha) предлагают инструменты в корпусах, которые в два раза больше и на пару килограмм тяжелее (а это имеет значение). Пример? Да вот,Ю пожалуйста - 
Yamaha PSR-E473.

Тонны глубоко настраиваемых DSP-эффектов. Тут есть буквально всё! Не знаю с каким качеством звука оно работает, но уж вряд ли хуже какой-нибудь из педалек мульти-эффектов Zoom. А теперь вычтите стоимость педальки, беспроводного адаптера из стоимости этого Касио, и вы поймёте, что данное предложение способно составить конкуренцию китайским самоиграйкам (из числа приличных, конечно... тех, которыми не брезгуют торговать О-ОЧЕНЬ именитые производители музыкальных инструментов!.. Если вы понимаете, о чём я ;)

Впрочем, справедливости ради скажу, что на DSP-эффекты сейчас определённая мода и у серьёзных конкурентов из Японии дела с этим обстоят скорее всего не хуже.

Полувзвешенная клавиатура. Пока что это просто самое лучшее, что мне встречалось среди цифровых синтезаторов. Любых: самоиграек, true-аналоговых, цифровых, MIDI-клавиатур... Мне пришлось привыкать, но думаю, оно того стоит.

Матричный ЖК-экран с подсветкой. Контрастный, хорошо читаемый.

-5

Современный программный интерфейс, в котором всё достаточно просто и понятно.

-6

И что важно, в логике интерфейса видна продуманность. Например, в том, как происходит временный переход на какую-то настройку, а потом возврат к тому уровню (экрану) настроек, с которого ты "отвлекался". Это приятно так удивляет после тупизны символьно-мнемонических экранов одноклассников нашего Кассиотона!

-7

Руководство по эксплуатации (РЭ) на русском языке. И быстрое, и подробное, которое в электронном виде.

Casio_CTS500_usersguide_RU.pdf 19.89 Mb Скачать

На сайте в разделе поддержки выбирается русский язык. Похоже, Casio, единственный из японцев, который обошёлся максимально порядочно с покупателями из России.

Стили звучат интересно. Как будто чувствуется, что они "породистые". С лёгкостью допускаю, что у конкурентов (особенно одного, самого серьёзного - Yamaha PSR-E473) дела со стилями обстоят ещё лучше. Тем более, что для него их тысячами можно скачивать... Но ведь многие просто покупают инструмент и просто играют, не забивая себе голову поисками стиля под какую-то интересную ему песню, чтобы он смог сыграть её максимально аутентично.

А тут (у CT-S500) я увидел множество достаточно универсальных стилей - вроде "игры под гитару". И сделаны эти стили, как мне показалось, не совсем уж банально.

По составу я бы охарактеризовал стили CT-S500 примерно так:

Первая сотня - самая годная. Тут разместили наиболее универсальные "8 бит" / "16 бит", поп, рок, танцевальные, джазовые. Под занавес затесалось сюда и немного традиционных стилей - вальсы, танго, марши.

Вторая сотня - условно на выброс. Из этой сотни более трети занимают латиноамериканские самбы, сальсы и т.п. Ну куда их в таком количестве???

Справедливости ради, звучит это всё не плохо и не очень-то навязчиво. Полагаю многое из этого можно использовать так, что не каждый заподозрит вас в "свадебном колхозе.... или колхозной свадьбе..." Ну вы понял :)

Остальные примерно две третьих, это народные. Среди этих есть такая лютая юго-восточная экзотика!.. Что аж интересно и познавательно :)

Есть что-то сильно народное, но очень уж красивое (в основном среди китайских и японских стилей). Тут же пару стилей "русского шансона" и без малого десяток - кантри. Тоже, кстати, годная штука. Так что "на выброс" скорее означает - "про запас для поиска вдохновения". Ну а почему и нет-то?
Оставшиеся сорок с небольшим - это два десятка баллад (годнота!), а остальное - всякие пианистские. И лично мне это всё показалось более чем годным для экспресс-музицирования (вместо "бренчания" у Medeli M361 и её клонов), а также стильно-экстравагантных вставок в основной стиль из первой сотни.

Почти нет мусора! Нет тонны обучающих песен, которые раздражают своей издевательской колхозной аранжировкой. Нет этих странных рекомендуемых предустановок стиля, тембра и темпа под некую "типическую-претипическую песню". Ура!

Комплект поставки. Включает всё. Даже стреп-локи для ремня! Самого ремня, правда, в комплекте нет, но он и не нужен. Не надо эту машинку вешать на ремень. Ну не кейтар это. И смотрится нелепо, и играть неудобно. Поставь стоечку поближе к краю сцены и выделывайся за ней, если уж приспичило. Но фирменые стреплоки лично меня порадовали несказанно! Я их своему Korg RK-100S задарю!..

Но самое главное, конечно, это комплектный блок питания:

-8

А то знаете как бывает!.. Можешь питаться от батареек? Вот тебе комплектик на первое время - наслаждайся и не в чём себе не отказывай.

Быстро включается. Хорошо. Приятно. Намекает на сильно переработанные "мозги".

Мобильное приложение. Оно предоставляет довольно интересные возможности для интерактивного обучения и кое-что ещё, но описывать всё это уже нету сил. Если интересно, то посмотрите видеозапись моих мытарств с этим кривым поделием программистов Casio... ну или компании, которую Casio наняла для аутсорса:

Теперь о недостатках. Они есть. Куда ж без них?!

  • Не передаёт ноты автоаккомпанемента по MIDI. Лично для меня, это самый-самый главный недостаток и разочарование в Casio CT-S500.
  • Видимо придётся таки мне купить ещё и Ямаху, чтобы проверить - может она позволяет записывать автоаккомпанемент?
  • Если же у вас есть такая самоиграйка, проверьте пожалуйста и напишите в комментарии под этим постом о результатах своих тестов. Спасите меня от ненужных трат. Заранее признателен.
  • Нет кнопок сдвига октав! Ну камон, парни! Ну чего вы пляшете на граблях??? Неужели одному мне не хватает 61 клавиши? Да не в жизнь не поверю!
  • Ну да, можно обойтись регистровой памятью, настроив два абсолютно одинаковых пресета с разными значениями сдвига октав, но это же костыль! Долгий в настройке, неудобный в использовании, расточительный по отношению к памяти.
  • Нет второго колеса модуляции. Да, крутилка-регулятор есть, но она уступает по эргономике колесу.
-9

Может стоило кнопку установить? Некоторые так делают...

  • Ударные инструменты, назначенные на клавиши клавиатуры не подписаны. Выглядит это, конечно, стильно, но не особо удобно...
-10

Вместо этого Casio в подробной версии РЭ CT-S500 предлагает обширные слабочитаемые Таблицы соответствия клавишам звуков ударных инструментов.

  • Беспроводной адаптер лучше было бы встроить в корпус инструмента, чтобы он не занимал единственный слот для USB-flash накопителя.
  • Нет реального MIDI-интерфейса. Особенно того, который на вход. Лично я бы с удовольствием использовал этот инструмент как звуковой модуль - без компьютера.
  • РЭ написано (переведено) совершенно отвратительно! Какие-то рубленные фразы в повелительном наклонении! Нет, русские люди так не пишут и не говорят.
  • Излишняя минималистичность элементов управления.
-11
  • Кнопок мало. Не помешал бы блок цифровых клавиш.
  • Не помешали бы кнопки регистровой памяти.
  • При желании место на корпусе для них нашлось бы (где-то правее от нынешней панели управления, там, где сейчас пассивная решётка).
  • Нет графики на экране. Совсем нет. Хотя экран это может.
  • Очень много специфических (этнических) стилей, которые будут лежать мёртвым грузом.
  • Слабенький микшер каналов аккомпанемента.
  • Низкое разрешение экрана.
  • Сэмплирование для галочки. Работать с сэмплами (редактировать хотя бы стартовые, конечные точки и точку зацикливания) этот инструмент не умеет.

Теперь ЛИРИКА

Признаюсь, у меня были большие сомнения насчёт выбора именно этой модели. Особенно после просмотра одного японца, который обозревает едва ли не все современные самоиграйки. Вот он очень советовал Ямаху PSR-E473, которая и по акустике лучше, и по тембрам, и ещё много по чему. Правда, эта конкурирующая самоиграйка здоровая нереально!.. И я  мудрого(?) японца не послушал, и теперь несказанно рад, что сделал выбор именно в пользу CT-S500.

И удивительно, это оказался как раз тот редкий случай, когда ожидания оправдались!

В общем-то, почти всё самое важное я более чем подробно расписал выше, а тут вроде и добавить нечего...

Скажу только, что опыт эксплуатации самоиграек у меня приличный, а Casio я выбираю уже в четвёртый раз. Это я к тому, что вижу ситуацию, скажем так, в динамике:

Не будучи производителем самого первого эшелона, Casio старается всегда идти на шаг впереди своих конкурентов в рамках одного и того же класса инструментов.

Когда-то, например, они предложили рынку потрясающую серию MZ-X500 / MZ-X300:

-12

Это было что-то невероятно потрясающее!

С пользовательским интерфейсом, в котором было всё - и аппаратные регуляторы (вплоть до движков органных регистров!)...

-13

...и виртуальныё сенсорный интерфейс:

-14

Полный набор всех необходимых коммуникативных интерфейсов:

-15

И даже какая-то невероятная по меркам самоиграек акустическая система:

-16

С двухполосными "колонками", объёмом 4.3 литра...

-17

...и чуднЫм рупорным фазоинвертором:

-18

Я до сих пор жалею, что так и не решился на покупку такого инструмента.

Рынок же, видимо, тогда в Casio не поверил и производитель эту модель довольно быстро снял с производства и вернулся к изготовлению и продаже унылых и традиционных до последней крайности самоиграек: "Как у всех..." Одну такую (Casio CT-X5000) я купил и даже в ней разглядел попытки Casio не изменять себе и пытаться предлагать что-то интересное.

А потом вышел Casiotone. И младшенькую 200-ку (CT-S200) я тоже попробовал. Конечно, она была для меня изначально мала, но потенциал серии я оценил и сразу стал целиться в одну из старших моделей.

Была, конечно, у меня мысль купить поюще-говорящую CT-S1000V, но в итоге я выбрал примерно то же самое, но без этих малоприменимых для меня фразочек и текстов на чужих языках. И в общем-то не жалею.

Теперь же, ознакомившись с CT-S500 воочию, мне видится, что в ней  тоже есть те инновационные черты, которые были в MZ-X500.

Да, у нынешней инновационности совсем другой вектор - на мобильность, доступность в освоении и минимализм, но лично меня это всё не может не радовать. Как-то застоялся нынче рынок самоигаек. Не находите? Вспомните, как весело было в 90-е с их Portasound-ами и теми же Кассиотонами!

А теперь одна вот Casio только и пытается дёргаться...

Нет, конечно, до теперь уже легенды, герою моего обзора очень и очень далеко. Но вот попытка сделать что-то реально новое, выбивающееся из унылого ряда почти одинаковых по принципу управления, форме и конструкции музыкальных инструментов, тут видна невооружённым взглядом. Как я уже сказал, прежде всего, это массо-габариты и эргономика управления. И если для вас все эти "материи" имеют не последнее значение, то CT-S500 вам может понравиться.

Только я всё же вынужден вас предупредить: С любой Casio-самоиграйкой у вас не будет абсолютно гладкой и беспроблемной жизни. Если вам нужно просто и без заморочек - "как у всех", то лучше пойти по мэйнстриму - вы знаете как его зовут - YAMAHA.