Найти в Дзене
Литературный салон "Авиатор"

Судьба выпуска ОВВАКУЛ им. И.С. Полбина - 69 г.

Оглавление

Полковник Чечель

«Как ужасно, что сегодняшние молодые люди расчётливы и так кичатся своим имуществом. Людям с расчётливым сердцем не достаёт чувства долга. А тот, кто не имеет чувства долга, не уважает себя...»
                Кодекс БУСИДО
                Хагакурэ, Сокрытое в листве

    Сегодня в Вооружённых Силах РФ отмечается праздник – День Офицера России - Российские военные отмечают День офицера ежегодно 21 августа. Праздник появился благодаря инициативе организации "Офицеры России". При выборе памятной даты ориентировались на День российского флага – 22 августа. Считается, что именно флаг – это символ служения офицеров на благо государства.

     История праздника

      Звание офицера впервые появилось в XVII веке во времена правления Петра I. Сначала его могли удостоиться только дворяне, а потом в офицерский корпус стали входить и служащие без знатного происхождения, но с военными заслугами. Первым русским офицером считают Ивана Бутурлина. Это звание он получил в 1687 году как человек "более ретивый и более принимавший сердцу занятия Петра".

После революции офицеров стали называть командирами. Звание вернули только в 1943 году вместе с прежними погонами и знаками отличия. В наше время офицерами принято называть командный состав всех силовых структур страны.

           В 1904 году у офицеров появился свой негласный кодекс. Его правила были созвучны с моральными устоями общества того времени. Придерживаться их было делом чести. Служащим не следовало обманывать, нарушать свои обещания, брать деньги в долг, хвастаться и устраивать скандалы.

      О подвигах российских офицеров было снято немало фильмов. Один из культовых – картина Владимира Рогова "Офицеры", вышедшая в 1971 году. Спустя почти 40 лет легендарный фильм раскрасили и снова стали показывать на больших экранах.

              СУДЬБА НАШЕГО КУРСА

     Как-то в этот день память сама собою унесла в апрель 1969 года, но самое интересное, что 26 апреля с.г. в подмосковном Марфино собрались 16 мужчин – выпускников из Оренбургской лётки в 1969 году - отметить юбилей 55 лет. Это был ускоренный выпуск, весной вместо осени, так в срочном порядке страна исправляла «глупость», допущенную ген.секом Н.С.Хрущёвым, который «оскопил» военную авиацию, посчитав, что раз есть Ракетные войска, боевые самолёты и лётчики СССР не нужны.

      В итоге, сотни новых истребителей, бомбардировщиков на аэродромах пошли «под нож», а тысячи военных пилотов и техников выгнали на «гражданку». Но суровая действительность очень скоро показала абсурдность такого решения, и правительство под руководством Л.И. Брежнева вынуждено было эту стратегическую ошибку предыдущей власти срочно исправлять, т.к. «холодная война» была в самом разгаре, и в любой момент она могла перейти в её «горячую фазу».

     Для меня было очень приятным сюрпризом, что на встречу приехал мой инструктор на ИЛ-28 в училище А.И. Латыш, с которым у меня потерялась связь. 
http://proza.ru/2011/11/11/177

   Алексею Ивановичу сейчас 89 лет, из Литвы, где он жил раньше, переехал в Калугу, здоров, бодр и весел. Мы с Ириной от души рады за него, и надеемся, что теперь: или он к нам, или мы к нему – обязательно приедем в гости…

        Я задал вопрос однокашнику Александру Лепаловскому, который был на встрече с женой Тамарой:  «Саши, опиши вкратце, как прошло, и кто был?» Вот его ответ:

    «Первый день: сбор, общее фото, потом я всех мучил своими клипами и фильмами, которые сделал к этому юбилею. Но все показать не успел - перенесли на завтра. Вечером в кафе у нас была "чайная церемония", где пили прекрасное вино, которое сделал и привёз Юра Бориславский. Наши девчата (их было 5) организовали девичник в номере Васи и Оли Онищенко. С тем же вином Бориславского...

       На следующий день, с утра экскурсия по-старинному (1760г) санаторию Марфино. Потом я продолжил показ своих фильмов до обеда. Обед, отдых и в 17.30 переход в кафе на торжественный банкет. Ну, а там - все по плану: тосты, водка-коньяк, авиабайки и серьёзные разговоры. Душевные воспоминания и   ужасные истории про здоровье...

       Не было Сазонова - его увезли на операцию. Приболел Буров. Он впервые собирался поприсутствовать, но не вышло...  Мы с Томой из Питера приехали на своей машине.

       Всего было 16+5+1гость…  Да, ехал ещё Корытко из Казахстана, но его не пропустили на границе... Как-то так.

      А вообще, наш выпуск тогда состоял из 129 лейтенантов: человек 90 в морской форме, остальные – в «зелёной» форме ВВС. «Моряки» через день пошли в отпуск,  и потом разъехались четырём флотам Советского Союза, «львиная» доля попала на ТОФ, Дальний Восток, а «пехота», как мы их в шутку тогда называли, через отпуск поехали воинским частям, (из них не менее 10 оставили в училище инструкторами на Л-29, ИЛ-28. Безусловно, этим ребятам досталась самая благородная, но при этом – нелёгкая доля).

     Мало того, что они были лучшими, в технике пилотирования, они могли учить ЛЕТАТЬ!!! На это способно лишь 10-15 % сильных лётчиков, обладающих отличной техникой пилотирования. И вот, вы представьте, вместо освоения новых типов ЛА, о чём мечтает каждый уважающий себя лётчик, им снова возиться с «желторотиками», на износ, с не нормированным раб. днём и прочими «прелестями» этой «нервной» профессии. Именно поэтому редко какой пилот выбирает эту стезю сам, добровольно. Но впоследствии многие находят в этом труде призвание, и отнюдь не случайно появилась поговорка: «Курсанты помнят первого инструктора ещё сильней, чем первую любовь!!!»

      А ещё вспомнились стихи одного из пилотов полка, которым я командовал, Анатолия Полонского, которые он написал еще курсантом… А ныне, Анатолий Полонский является «Заслуженным летчиком – испытателем России.»

   «Красиво, торжественно, строго
    Стоим мы в прощальном строю
    Не знает никто, даже боги
    Судьбу твою и мою…»

   Первый, кто погиб с нашего курса, был ВОЛОДЯ СОЛОМИН. Это произошло на Северном флоте через три месяца после выпуска из училища и всего через месяц после Володиной свадьбы. Самолет ТУ-16к, столкнувшись со стаей гусей, упал на посадочном курсе из-за остановки обоих двигателей, не долетев до полосы 14км.

   Вторым Судьба настигла ВАЛЕРУ ГРЕБЦОВА. Самолет ИЛ-28 на Балтике столкнулся с землей из-за позднего вывода из пикирования при стрельбе из передней пушечной установки. Я навсегда запомнил тот яркий солнечный морозный день 12 января 1972 года. Мы тогда летали на соседнем аэродроме в Эстонии. Зарулив на стоянку после полета, я узнал, что 30 минут назад разбился экипаж Гребцова. Мозг отказывался верить, что в такую красивую солнечную погоду можно погибнуть.

   ТОЛЯ ФЕСЬКО. Самолет Л-29 упал в районе аэродрома Пугачи Оренбургской области из-за несинхронного выпуска закрылков. У него осталось двое детей. И мне никогда не забыть согнутой от горя спины полковника Румянцева, его тестя, когда он гулял с этими детьми во дворе Оренбургского училища.

   САША СТЕПАНЕНКО, Северный флот. Самолет ТУ-16 врезался в землю при уходе на второй круг. В облаках при заходе на посадку отказали авиагоризонты, перейти на пилотирование по дублирующим приборам экипаж не успел.

   ВАЛЕРА ЕВСТИГНЕЕВ, Балтийский флот. При взлете с аэродрома Чкаловск у самолета ТУ-22р произошел отказ управления. Шансов спастись у экипажа не было. На этом самолете катапультирование происходит у всего экипажа вниз, для чего нужна высота не менее 300м, которой не было.

   КОЛЯ ХОЦКАЛЁВ, Тихоокеанский флот. У самолета ТУ-16 после взлета ночью разрушились тяги руля высоты, но с помощью триммера самолет управлялся. Связались по телефону с КБ Туполев, там довели факт, что летчики – испытатели дважды в подобной ситуации сажали самолет ТУ-104 с помощью триммера руля высоты, и оба раза успешно. Этот факт сообщили Коле, и он также принял решение садиться на триммере. К сожалению, посадка не получилась. Самолет после взмывания с большой вертикальной скоростью ударился о полосу, загорелся. Экипаж в полном составе погиб. Кстати, для Коли Хоцкалева «первый звонок» был годом раньше, когда в его ТУ-16з "танкер – заправщик" при пристраивании для выполнения дозаправки топливом в воздухе врезался ТУ-16к, пилотируемый капитаном Витей Мазитовым, также выпускником нашего курса 1969 года. Тогда оба экипажа сели чудом.

   ГЕНА СЕРЕДИН, Балтийский флот. После перегонки противолодочного самолета ИЛ-38 в Индию, возвращаясь домой на АН-12 над Карачи, Пакистан, попали в грозу. Стали все четыре двигателя. Самолет разрушился в воздухе от запредельных перегрузок.

   ВОЛОДЯ ЗУБКОВ, Тихоокеанский флот, самолет ТУ-142. Володя первым с нашего курса стал командиром полка. За несколько месяцев до катастрофы мне довелось прилететь с Балтики в их гарнизон Монгохто Хабаровского края, и я помню, как нам было хорошо и весело у него в гостях на кухне. Самолет Володи вошел в глубокую левую спираль при полете над океаном и с высоты 7800м упал в воду. Они не сказали ни слова в эфир. Из девяти членов экипажа никто не смог покинуть самолет.

   ТОЛЯ ПОЛТАВЦЕВ, самолет ТУ-22м2, аэродром Кульбакино. Дата  12 апреля 1989 года тоже не забудется никогда. В тот день я впервые сходил на сверхзвук. А во время запуска двигателей на второй полет сначала боковым зрением увидел, что с самолетом, который сейчас взлетает, что-то не так. А когда поднял глаза – картина была страшная. Самолет после отрыва переворачивается на спину, за ним тянется огненный шлейф метров 40. Затем взрыв до "небес", (заправка была 36 тон керосина), и у самой земли всего один купол парашюта.

      Это при крене 90 градусов на высоте 20 метров удалось катапультироваться штурману экипажа Саше Ручко. Командир экипажа полковник Анатолий Иванович Багаев, второй пилот майор Анатолий Полтавцев и штурман – оператор Саша Полинер погибли. С тех пор каждый год 12 апреля мы, пока не было СВО, собирались у братской могилы экипажа в Николаеве и поминали наших товарищей.

   Последним из нашего курса ушел из жизни ОЛЕГ ПРИПУСКОВ. Катастрофа произошла при заходе на посадку на аэродроме Турин, Италия. Самолет АН-124 «Руслан» выполнял заход в автоматическом режиме. Погода была сложная, РП дал нижний край облачности 400 метров, но выскочил приземный туман с нижним краем всего 30 метров.

    А полоса из-за ремонта была укорочена на 950 метров. Из-за нечеткого взаимодействия в экипаже при уходе на второй круг и конструктивно-производственного недостатка в устройстве двигателей произошел провал тяги, самолет с большой вертикальной скоростью ударился о землю. Командир корабля Александр Тимофеевич Угрюмов, сидевший в правом кресле, и Олег Припусков, стоявший между креслами, погибли, Второй пилот Алексей Бородай, сидевший в левом кресле в этом полёте, остался без ног, остальные члены экипажа получили травмы различной степени тяжести. Олег имел звание «Заслуженный летчик – испытатель СССР».

   Еще троим из нашего курса пришлось всем экипажем катапультироваться, чтобы спасти свою жизнь: Вите Савинову с ТУ-22р, Мише Позднякову с ТУ-22м, Косте Припускову с СУ-24, а Анатолия Акинина из горящего ИЛ-28 после падения на землю в районе БПРМ, вытащил стрелок – радист, но штурман самолёта майор Филин погиб.

                ИТОГ:

       Из 129 пилотов нашего курса 10 разбилось на самолётах, а более 40 померло от ран и болезней. Последним, увы, пока, ушёл две недели назад подполковник запаса Саша Тараненко, с которым мы летали на Л-29, и которого вы видите на фото в начале рассказа. Ещё один член нашего экипажа Вася Перетятько ушёл на Небеса лет 5 – 8 назад.  Самому титулованному лётчику из наших, Герою Советского Союза, космонавту Александру Викторенко 18 августа с.г. отметили год после смерти. Генерал Володя Рябов и полковник Гена Напёрстков ушли на Небеса в позапрошлом году…

     А вообще, если говорить не только о тех, кто не дожил до сегодняшнего дня, а и тех, кого дал наш курс, к космонавту и генералу можно добавить:

   - 5 лётчиков-испытателей: Олег Припусков – Заслуженный лётчик-испытатель СССР, Костя Припусков – Лётчик-испытатель 1-го класса, (обоих братьев уже нет в живых). Миша Поздняков и  Валерий Михалкин, оба «Заслуженные лётчики-испытатели РФ», Сергей Буров – «Лётчик-испытатель 1-го класса»

    - Вася Чечель -  "Заслуженный специалист Вооружённых Сил СССР" за №205, которое по недальновидности тогдашнего военного руководства страны сменило звание "Заслуженный Военный ЛЁТЧИК СССР" в 1988 году.. Чтобы додуматься до такого - сменить гордое "Лётчик" на безликое "специалист" - это надо очень долго "думать" или выпить литра два "шлемы" без закуски, а потом смаху поднести Генсеку бумаги на подпись...

      Правда, его присваивают: "За Выдающиеся заслуги перед Советским государством и высокое мастерство в профессиональной деятельности". Когда я прочитал формулировку "за выдающиеся заслуги", аж прослезился, и ночью три раза вставал, чтобы удостовериться, что написано именно так, а не иначе. Да, богат на слова русский язык!!!

     А чтобы читатели поняли, что заслуги всё-таки были, приведём лишь такой факт - имел честь командовать 12 отдельным морским ракетоносным орденов Кутузова и Александра Невского авиационным полком, который более 30 лет не имел аварий и катастроф по вине личного состава. Таких полков в Вооружённых Силах СССР можно, к сожалению, пересчитать по пальцам. Кстати, с образованием РФ, как государства, ВКС России сразу исправило эту глупость маршала Язова и вернуло Лётчика на место специалиста, и теперь это почётное звание звучит так - "Заслуженный военный лётчик Российской Федерации".

    Кстати, мужики, всё я про себя озвучил, чтобы убрать пробел в ваших знаниях, ШО такое «Специалист», и с чем его «едят»? И ещё - мне, наверно, единственному с нашего курса, кому официально доверили не только летать, но и пилотировать корабельный КА-27. Пишу «наверно», т.к. на банкете «50 лет после выпуска» Мишаня Поздняков, сидевший рядом, после 3-го стакана проговорился, что он, несмотря на звание «Заслуженный испытатель…РФ» на вертолётах не летал, а простой строевой пилот Чечель на нём боеготов не только днём, но и  наполовину ночью…

     Про остальных испытателей не знаю, при случае, спрошу. Кстати, Михаил, ты уж прости фамильярность «Мишаня», но 59 лет знаем друг друга – иногда можно позволить и такое обращение, «без политесу»? Если продолжить тему про полёты, у нас Слава Лукашевич летал на МИГ-25 комэской, Геша Напёрстков на СУ-17м командиром полка, Лёня Волобой командиром отряда на БЕ-12 – остальные как нормальные «бомбёры»: ТУ-16, ТУ-22р, ТУ-22м3,м2; ИЛ-38, ТУ-95рц, ТУ-142м; ИЛ-62м, АН-2; ЯК-18т и прочие «рабочие лошади» Морской авиации…

     Ещё наш курс дал 8 командиров полков, и штук 15-20 человек получили звание «полковник» на инспекторских должностях; несколько человек стали легендарными комэсками, типа, подполковников, Игоря Маслия (ИЛ-38) или Юры Михалёва (Михаля - для своих), (ТУ-16) – кстати, самого фотогеничного, заправляемого, морского лётчика Северного флота. Его портрет с усами и нестерпимо волевым подбородком не реже, чем раз в месяц появлялся на страницах не только местных газет, но и «Красной Звезды», даже наша «Страж Балтики» о них писала…

     Ещё мы вырастили одного Кандидата военных наук – Мишу Гусева и пилота лайнера ТУ-95 или ТУ-142м, которого отправили на Кубу штатным РП, в «2-х -годичный отпуск» с министерским окладом. Это я про полковника Николая Карпуся речь веду. Был эпизод, когда мне срочно на ТУ-22м3 прекратили выполнение п.з. и посадили. А всё для того, чтобы я на такси сгонял на рынок, купил мешок лука и успел его засунуть в улетающий на Кубу ИЛ-62м, мол, у кашника от цинги зубы выпадают. Через месяц с этим же бортом мне передали огромную ветвь зелёных бананов. Я попробовал - что за херня? Трава травой. На помойку было лень идти, выкинул на балкон и забыл, думаю, тоже мне "благодарность", лучше бы бутылку Кубинского рома прислал!!! А через месяц, в марте на свой д.р. вспомнил.…

    Полез на балкон, бананы уже жёлтые - попробовал - вкус изумительный, потом неделю всей семьёй ели с наслаждением!!! Вот тогда я оценил Колин подарок!!!

     В общем, мужики, «пардон, что написал длинно, и не обо всех, но коротко писать нет времени», опять же, у нас был такой замечательный курс, что о нём в двух словах не скажешь…

  "Земля, не уйти от тебя.
    Небо любя, море любя,
    Земля, не уйти от тебя.

                Сколько хороших ребят
                Вернулось к тебе неживыми...
                Звёзды горят над ними.
                Нам не уйти от тебя.

                Но по бетонке пыля,
                Вновь мы уходим в высоты.
                Что человек без полёта?
                Спасибо тебе, Земля..."

-2
Судьба выпуска Оввакул им. и. с. Полбина - 69 г (Полковник Чечель) / Проза.ру

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Другие рассказы автора на канале:

Полковник Чечель | Литературный салон "Авиатор" | Дзен