Билеты на все виды транспорта растут в цене по всей России. Особенно заметное увеличение тарифов на проезд произошло в регионах Сибири и Дальнего Востока. Эксперты ожидают сохранения тенденции, но россияне не планируют отказываться от путешествий.
Подорожание проезда на городских автобусных маршрутах зафиксировано в июле в Центральных регионах, в Поволжье, на Дальнем Востоке, в Сибири и на Юге. Самые дорогие билеты – в Магадане (85 рублей) и Москве (61 рубль). Наибольшее повышение цен на проезд на трамвае и троллейбусе произошло в Сибири – в Омской области (+36,6 процента) и Красноярском Крае (+24,3 и +25 процентов соответственно). В Северо-Западном федеральном округе, напротив, средняя цена билета на трамвай опустилась до 41 рубля. За проезд на маршрутке в январе–июле пассажирам в среднем приходилось платить на 10,2 процента больше, чем в течение того же периода прошлого года. Самые дорогие поездки в июле – в Магадане (73 рубля), Москве и Серпухове – по 61 рублю.
В российской столице стоимость проезда на городском транспорте повышается ежегодно. С 20 мая оплата поездки картой «Тройка» выросла с 53 до 57 рублей, без неё – до 70 рублей, по биометрии – 53 рубля.
Недёшево, но с комфортом
По данным Росстата, наибольшее подорожание среди всех видов транспорта за первые семь месяцев 2024 года пришлось на такси. Средняя стоимость поездки в перерасчёте за один километр пути в России выросла на 27 процентов по сравнению с таким же периодом 2023 года – до 43,11 рубля.
Самые высокие цены в конце июля зафиксированы в регионах Дальнего Востока, Центрального и Северо-Западного федеральных округов. За каждый километр пассажир такси в Салехарде в среднем платил 169 рублей, в Надыме – 150 рублей, в Белокурихе (Алтайский край) и Нарьян-Маре – по 140. В этих городах работают самые дорогие таксисты, что объясняется нехваткой водителей, а также ростом цен на новые и подержанные автомобили эконом-класса.
Кроме того, «Яндекс» ещё в 2023 году указывал, что пассажирские перевозки в России дорожают из-за активного подключения водителей к тарифам «Комфорт» и «Комфорт+», а «Эконом» они практически игнорируют.
Среди других факторов, разгоняющих тарифы на поездки в такси, – вступивший в сентябре 2023 года закон, обязывающий водителей получать лицензию и покупать страховой полис. Пока реализация закона протекает негладко: 75 процентов таксистов не выполнили новые требования. Союз пользователей цифровых платформ «Цифровой мир», который лоббирует интересы крупных таксопарков и индивидуальных водителей, на этой неделе попросил главу кабмина Михаила Мишустина отложить вступление в силу новых правил.
Тем не менее, россияне пока не собираются массово пересаживаться с такси на другой транспорт. Как отмечал в начале месяца заместитель мэра Москвы и глава Дептранса Максим Ликсутов, за первое полугодие этого года таксисты перевезли 305 млн пассажиров – почти столько же, сколько за весь 2019 год (325 млн).
Путешествовать стало дороже
Средняя стоимость поездки на электричке (следуют на расстояние не более 200 км. – Прим. τ) за январь–июль текущего года по сравнению с тем же периодом 2023-го выросла в Приволжском федеральном округе и в центральных регионах. Больше всего пассажиры пригородных поездов платят в Архангельске (114 рублей) и Владимире (110). При этом на Дальнем Востоке проезд на электричке подешевел до 57 рублей (–21,4 процента).
Путешествия в плацкартном вагоне скорого фирменного поезда дальнего следования на Дальнем Востоке подорожали на 23,2 процента (до 262 рублей) за 100 километров. Самыми дорогими билеты оказались в Туле (1077 рублей), Орле (708) и Смоленске (689). Главное статистическое ведомство страны устанавливает их среднюю цену, анализируя данные перевозчиков и агрегаторов за 28 дней до отправления, без учёта льготных тарифов.
Поездки в купе выросли в цене и на Дальнем Востоке, и в регионах Северного Кавказа. Самые дорогие билеты продавались также в Туле (1603 рубля), Ярославле (1449 рублей) и Твери (1025 рублей). Здесь Росстат опирается в своей аналитике на данные разных сроков бронирования.
За первые семь месяцев этого года 727,8 млн пассажиров предпочли путешествовать на железнодорожном транспорте. Это на 7,5 процента больше, чем в прошлом году. Основной объём приходится на пригородные поезда – 654,4 млн человек (+7,6 процента). Количество поездок на поездах дальнего следования в период с января по июль по сравнению с аналогичным периодом 2023 года вырос на 6,8 процента, до 73,4 млн человек.
В НИЦ «Перевозки и инфраструктура» подчеркнули, что РЖД устанавливает стоимость билетов с помощью динамического ценообразования.
– Выгоднее выкупать билеты за 90 дней до отправления. 31 августа они дороже чем 31 июля, потому что конец лета – пик сезона, на них высокая надбавка. Самые низкие цены у РЖД – 31 декабря. Люди в этот день почти не ездят, появляются скидки, – рассказали эксперты. – Тариф регулируется раз в год, устанавливается 1 января, далее к нему применяется утверждённая календарная методика. Другие перевозчики, те же автомобилисты, могут «двигать» цены в зависимости от спроса. Но многие предпочитают ориентироваться на железную дорогу. На примере авиатранспорта мы это прекрасно видим: иногда билеты на самолёт стоят дороже, чем на поезд, но бывает и наоборот. Там более гибкая система реагирования на спрос.
Увеличение пассажиропотока на поездах дальнего следования летом может быть связано с сезоном отпусков на фоне закрытия южных аэропортов, а также с растущей популярностью внутреннего туризма.
Рост стоимости перелёта в салоне эконом-класса в среднем по России в период с января по июль 2024 года составил 19,4 процента, то есть в среднем –9121 рубль. Самое большое повышение наблюдается в Сибири (+32,4 процента) и на Урале (+19,6). Самые дорогие перелёты в конце июля были в Пензе (19,2 тыс. рублей), Белгороде (18,9 тыс.) и Сыктывкаре (17,6 тыс.).
Несмотря на существенное подорожание, популярность воздушного транспорта в стране растёт.
Группа компаний «Аэрофлот» (помимо одноимённого авиаперевозчика в неё входит «Россия» и лоукостер «Победа») по итогам первого квартала перевезла 11,5 млн пассажиров, что на 22 процента больше, чем за тот же период 2023 года.
Прошлым летом совладелец аэропорта «Внуково» и авиакомпании «Азимут» Виталий Ванцев среди причин подорожания авиабилетов указывал увеличение затрат перевозчиков на техобслуживание лайнеров после введения в 2022 году западных санкций. Эксперты также заявляли о таких факторах как изменение структуры перевозок, росте цен на керосин, снижении объёма господдержки отрасли. В августе рост стоимости авиаперелётов продолжается, свидетельствует исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Но он заверяет, что уже к ноябрю билеты станут доступнее.
🅾️Все материалы: octagon.media