Очевидно древние знали о свойстве духа человека и его способностях. В начале третьей главы «Мундука-упанишад» говорится, что две неразлучные птицы сидят на одном дереве. Когда одна поведает сладкую ягоду, другая наблюдает и не ест. Первую птицу индусы называют «Дживой», а вторую – «Атманом». Первую птицу можно сравнить с живущим человеком, а вторую - с его бессмертным духом.
Когда человек рождается на свет, то его сознание можно уподобить чистому листу бумаги. Социальное окружение: родители, воспитатели, сверстники и взрослые постоянно вносят в сознание ребенка новый контент. Так формируется сознание и мировоззрение ребенка, который через какое-то время, став взрослым, начинает отдавать обществу свои идеи, мысли, устремления, получая взамен тоже самое.
Эта мысль достаточна банальна. Ребенок загружает свое мышление и комуницирует с обществом посредством слов, которые для удобства понимания собраны в предложения и тексты. В этом тоже ничего нового нет.
В качестве ментального диалога с обществом или отдельными персоналиями в их отсутствии используется внутренняя речь, которую от внешней отличает краткость и новизна высказывания. Банальные вещи подразумеваются, не проговариваясь.
Таким образом, в течение жизни каждый из нас постоянно ведет внутренний диалог. Человек обращается к себе при помощи слов как к виртуальному собеседнику. При этом используются алгоритмы мышления, позаимствованные у общества и в нем распространенные.
Нас интересует насколько это внутреннее мышление обладает новизной. Да, и вообще, зачем человек постоянно ведет внутренний диалог самим с собой. Неужели нельзя обойтись без этого вроде бы бесполезного занятия.
Оказывается, польза от ведения этого диалога есть, и она заключается в принятии тех или иных решений. Этот диалог крайне важен в процессе познания, размышления; для постижения нового и для совершения тех или иных поведенческих актов.
Можно предположить, что с одной стороны в диалоге участвует дух человека, а с другой стороны индивидуальный ум, загружаемый с раннего детства самыми разнообразными алгоритмами мышления и поведения.
Как известно, ум человека не может бездействовать. В бодрствующем состоянии режим пассивной работы мозга, когда самые разные ассоциации приходят в голову, свободно сменяя друг друга, чередуется с режимом активной работы мозга, когда индивид ставит перед собой конкретную цель, и ограничивая деятельность ума волевым способом, пытается эту цель достичь.
Конкретную личность отличают индивидуальные желания и устремления. Но откуда они берутся? Нетрудно увидеть, что они формируются под воздействием внутренних психологических качеств, определяющих жизненный интерес каждого человека.
Однако, желания и устремления личности реализуются при наличии возможностей их реализации в социуме, составной частью которого является конкретная личность.
В каждом из нас скрывается две личности: одна личность – фантазер и мечтатель, а другая – деловой человек, хорошо социализированный.
Это связано не с биполярным расстройством идентичности, а с работой мозга. За интеллект отвечает нейросеть активной работы мозга, а за мечты и грезы наяву – нейросеть пассивной работы мозга. Согласованная работа мозга позволяет личностям взаимодействовать и счастливо сосуществовать.
Таким образом, во время мышления участвуют два, а не один субъект. Наше сознание диалектично. Оно впитывает самую разнообразную информацию из внешнего мира, перерабатывает ее, подвергая анализу и синтезу. При всем при этом, мышление индивида не действует в автономном режиме. Оно связано ментальными представлениями о том, как надо мыслить, и о чем.
Эти представления индивид получает от общества в виде инструкции, или программы мышления. В свою очередь, эта программа основана на мировоззрении, которое сформировалось на основе общепринятых концепций и парадигм мышления.
Так, люди воцерковленные ограничивают свое мышление церковными догмами, атеисты отбрасывают все, что, по их мнению, относится к религиозному мировоззрению. Представители разных этнических, сословных и профессиональных групп соответственно ограничивают свое мышление культурными алгоритмами, общепринятыми в их социальной среде преставлениями, а также родом деятельности, которую ведут.
Таким образом, отнюдь не каждый человек способен мыслить независимо. Поскольку, все мы так или иначе, зависим от своего исторического культурного кода, социальной среды и профессии.
Поэтому часто возникают трудности и непонимание между разными людьми, воспитывающимися по-разному и занимающимися разными видами деятельности. Кроме всего прочего, часто возникают ошибки в индивидуальном мышлении, когда человек стремится излишне доверять коллективным представлениям, критически к ним не относится, беря их на веру и ставя во главу угла.
Однако существует механизм преодоления этого. Каждый человек, по нашему мнению, является мыслящим духом. И тот самый постоянный диалог, который ведет этот дух внутри своего ума, пользуясь привычными алгоритмами мышления, может ему помочь или помешать в принятии тех или иных важных для него решений.
Дуальная сущность человека позволяет находить верные решения каждому из нас в тот или иной момент своей жизни, не опираясь на выхолощенную систему знания и мышления.
Дух человека может мыслить независимо от алгоритмов, которыми пичкает его общество с самого раннего детства и до глубокой старости.
Как утверждают экстрасенсы, развоплощенный дух человека, свободный от биологического тела, мыслит куда более свободно. Он способен знать наперед, что будет, а также знает, что было. И это касается не только его самого, но и других духов и людей.
Экстрасенсы часто используют это качество развоплощенных духов – условное всезнание, для проникновения в чужие тайны, для «считывания» информации с других людей. Они «прикармливают» некоторых духов, привязывая их к своему собственному духу системой взаимовыгодного сотрудничества. При этом, часто они используют духи самоубийц, которые неуютно чувствуют себя в духовных сообществах, ибо чувствуют сильную привязку к материальному миру, который они оставили до срока положенного им судьбой.
Меж тем, дуальная природа, воплощенного в биологическом теле, человека и постоянный внутренний диалог, который ведет каждый из нас внутри своего сознания при помощи внутренней речи и образов с ней связанных, позволяет каждому из нас обращаться к своему собственному духу для прояснения сложной ситуации и для принятия тех или иных решений.
Этот разговор духа с самим собой может вестись по любому поводу, и даже без повода вовсе. Приведем пример. Мы действуем сообразно выверенной инструкции мышления и поведения, намереваясь сделать что-то. И вдруг, слышим свой внутренний голос, который предупреждает нас, что то, что мы задумали не осуществится. Для того, чтобы осуществить задуманное, надо сделать что-то другое, вопреки расхожему алгоритму мышления, которому мы собрались следовать. Часто дух нам советует, что надо сделать в качестве альтернативы.
В этой ситуации перед человеком возникает выбор: действовать по инструкции, или действовать согласно вербальному сообщению духа. Если мы будем действовать по инструкции, то вскоре убедимся, что по какому-то непредвиденному нами обстоятельству, мы не можем осуществить задуманное.
Если мы будем следовать внутреннему голосу, то с удивлением обнаружим, что именно в этом случае, что удивительно, получилось все как надо.
Так, что у каждого из нас есть выбор.
В этой ситуации для нас интересно было бы понять, по какой причине дух знает грядущее? И почему шаблонное мышление, которое и призвано решать подобные ситуации не сработало?
Очевидно дух имеет отношение к иному бытию и обладает куда большим знанием прошлого и будущего, чем расхожий житейский опыт, который мы привнесли в свою голову при помощи мыслей, воспринятых от социальной среды, общества, других людей в процессе жизни.
Однако дух (наше внутреннее «Я»), который предупреждал нас о неудаче, также пользуется речевым аппаратом, ведь мы слышим в голове голос, который нас предупреждал о чем-то.
Из чего мы можем сделать нетривиальный вывод, что в нас как бы существуют два человека. Один – внутренний – мыслящий дух, а другой - социализированный ум, наполненный инструкциями, установлениями и директивами для внутреннего и внешнего употребления. Дух и социализированная личность попеременно могут владеть речью и даже всем нашим телом.
Индивидуальный ум в этом случае можно уподобить биокомпьютеру, ИИ и совершенной счетно-решающей машине, которая в определенный момент думает за нас, освобождая нас от рутинных операций по осмыслению действительности и для принятия решений. Биокомпьютер ума получает информацию извне, ее перерабатывает и выдает готовое решение, которому мы стараемся следовать в повседневной жизни. Это все прекрасно работает. Благодаря этому мы социализированы и встроены в свое социальное окружение.
Однако в определенный момент - это неожиданно для нас перестает работать и тут вмешивается наш дух, который на мгновение завладевает умом и мозгом, поглощенного делами, человека, и сообщает через речевое послание, что этот вариант сейчас не пройдет.
Если мы настаиваем, желая реализовать задуманный нами мыслительный и поведенческий акт, на осуществление которого уже настроились, то дух может уступить и замолкнуть, не желая дальше вступать в длительный диалог и доказывать, почему задуманное действие не получиться.
Однако, то, что дух уступил, не означает, что задуманное нами осуществиться. И мы в этом сами вскорости убеждаемся, обнаруживая непредвиденное нами обстоятельство, которое мешает нам осуществить задуманное действие.
В этом случает мы говорим с раздражением «так и знал, что так получится».
Если механизм диалога перестает работать, и человек усилием воли отключает в себе голос мыслящего духа, то его дух засыпает, а человек превращается в зверя.