Найти в Дзене

Должна ли аудиотехника быть универсальной и мультижанровой?

Оглавление

Дамы и господа, аудиофилы и меломаны, здравствуйте.

Добро пожаловать на Dzen-канал магазина Demograf AE, посвященный аудиотехнике.

Напоминаем Вам, что ознакомиться с нашей аудиотехникой вы можете на сайте audio-tube.ru

Сегодня у нас сборная очередная, интересная статья, честно скомунизженная с просторов интернета для ознакомления нашей дорогой публики.

Источники (авторы): журнал Аудио Магазин № 2 (7) 1996г. Статья А.М. Лихницкого "Должна ли аудиоаппаратура быть универсальной?" (источник).

Отдельно отмечаем, что мнение Demograf Audio может не совпадать с мнением автора статьи.

Итак, поехали!

От редакции:

В разделе „Почта“ целиком приведено письмо нашего читателя О. Попадича из Молдовы. Нижеприведенный Фрагмент письма побудил А. Лихницкого взяться за перо:

...... Личная просьба к А. Лихницкому. В результатах тестирования аппаратуры указывается, какой жанр музыки поп, рок или классическая более предпочтителен для прослушивания на данном аппарате.

Хотелось бы понять это разделение с музыкальной точки зрения: чем так различаются эти жанры, что для их правильного воспроизведения требуется разная аппаратура?"

Важность затронутой здесь проблемы заставила редакцию опубликовать ответ Анатолия Марковича Лихницкого отдельно.

Хочу поблагодарить автора письма за замечательный вопрос. Этот вопрос мне так понравился, что я не пожалел времени и решил дать на него максимально подробный ответ.

Чтобы не повторять определений, я использовал понятия и терминологию, предложенные мною в „АМ“ No 2 (3) 95, c. 43-45 и No 3 (4) 95, c.66-71.

Если признать, что в музыке используются вполне определенные выразительные средства и что для каждого жанра они могут находиться в том или ином соотношении, то можно, определив в результате экспертизы способность конкретного аппарата «передавать» каждое из выразительных средств отдельно, составить обоснованное мнение о том, насколько пригоден аппарат для воспроизведения любимого вами музыкального жанра.

Прежде всего, я бы не стал обращать чрезмерное внимание на то, насколько качественно передает аудиоаппаратура стереокартину (я имею в виду пространственное впечатление и стереофоническое разрешение), а сосредоточился бы только на выразительных средствах самой музыки, от качества передачи которых прежде всего зависит полнота музыкальных впечатлений слушателя.

А средства эти, с моей точки зрения, следующие.

1. Интеллектуальные выразительные средства.

Это то, что музыканты называют гармонической и ритмической организацией музыки.

Гармоническую организацию разделяют на вертикальную, то есть одновременное звучание разновысоких звуков (аккордику), и горизонтальную, то есть последовательное звучание этих аккордов.

Ритмической организацией называется такое распределение звуков во времени, при котором интервалы времени между моментами возникновения этих звуков кратны заданному интервалу времени.

Чем сложнее гармоническая и ритмическая организация музыкального произведения, тем труднее она воспринимается, особенно нетренированным слушателем.

И, кстати, тем хуже она передается аудиоаппаратурой.

Прослушивание симфонической музыки с помощью посредственной аудиоаппаратуры можно сравнивать с рассматриванием картины через плохо подобранные очки.

Если на картине нет мелких деталей, то все вроде бы ничего, однако если она выполнена в филигранной технике, очки начнут вызывать у Вас раздражение.

Так же и с аудиоаппаратурой.

Утрата деталей, спутанность звуков, следующих друг за другом и звучащих одновременно, затрудняет понимание того, что заложил в музыкальное произведение композитор.

Для оценки способности аудиоаппаратуры передавать гармоническую и ритмическую организацию музыки используют критерий «ясность».

Так как роки поп-музыка имеют относительно простую гармоническую и ритмическую организацию, соответствие аудиоаппаратуры этому критерию в данном случае не так уж важно.

Тем же, кто предпочитает слушать симфоническую или джазовую музыку, я бы посоветовал обязательно проверить выбранный аппарат на соответствие критерию „ясность", используя при прослушивании сложные симфонические произведения Шуберта, Брамса, Малера и т. п.

2. Интонационное богатство музыки (эмоциональные средства выражения).

Чем одареннее исполнитель, тем в большей степени обогащает он музыкальное произведение интонацией вне зависимости от жанра.

Например, интонационная выразительность голоса джазовой певицы Б. Холидей (с очень ограниченным диапазоном), на мой взгляд, богаче, чем у отвечающего мировым стандартам голоса оперной певицы Е. Образцовой.

При игре на музыкальных инструментах интонационная выразительность оказывается ограниченной механикой звукоизвлечения.

Наиболее послушными в смысле передачи интонации являются человеческий голос, скрипка, альт, виолончель, а наименее послушными — ударные инструменты и, конечно, средства электронного синтезирования звучания.

Критериями оценки того, насколько хорошо доносит аудиоаппаратура интонационное богатство, являются ясность интонационного рисунка и вовлеченность слушателя.

Передача интонации важна для любого жанра музыки.

Для проверки аппаратуры на соответствие этим критериям я бы посоветовал использовать хорошие записи выдающихся исполнителей разных жанров, например певцов М. Каллас, Э. Фитцджеральд, Э. Пиаф, Ф. Шаляпина, Э. Карузо, Н. Печковского, а также скрипачей Я. Хейфеца, И. Менухина и др.

3. Тембральное богатство (музыкальные краски).

Этот аспект выразительности также не связан с каким-либо одним жанром музыки.

Тончайшие оттенки тембра можно услышать в симфонических произведениях Римского-Корсакова, в джазовых композициях Д. Эллингтона, в сонорных произведениях С. Губайдулиной и даже в некоторых образцах электронной музыки.

Чем больше задействовано разных музыкальных инструментов и чем интереснее выполнена оркестровка музыкального произведения, тем богаче и тоньше по колориту его звучание и одновременно тем заметнее недостатки аудиоаппаратуры, когда ей не по силам передать тембральное богатство музыкального произведения.

То, насколько точно отражает аудиоаппаратура красочность звучания музыки, лучше всего оценивать по тональному балансу (субъективный критерий) и диапазону воспроизводимых частот (объективный критерий).

Когда Вы слушаете авторскую песню и рок-музыку, Ваша аппаратура не обязана жестко соответствовать этим критериям.

Но при передаче полноценного звучания симфонического или джазового оркестров, хора соответствие ее названным критериям непременное требование.

При испытании аппаратуры на соответствие критерию „тональный баланс" обычно проверяется сходство специфических красок звучания оркестровых произведений Бетховена или Брамса тому, что хранит ваша память об услышанном в „живом“ исполнении.

4. Характер звукоизвлечения.

Для слушателя характер звукоизвлечения это прежде всего выражение индивидуальности звучания музыкального инструмента, иными словами, его узнаваемость.

В формировании этого ощущения решающую роль имеют процессы установления звука.

Например, если запись игры на рояле воспроизвести в обратном направлении, то Вы не сразу догадаетесь, что слушаете именно рояль.

Индивидуальность каждого из музыкальных инструментов, контрастность их звучания (например, скрипки и рояля) создают ощущение одухотворенности музыки.

Даже при больших искажениях спектра музыкального звука характер звукоизвлечения дает слушателю возможность узнать и практически полностью реконструировать в сознании истинное звучание инструмента.

Например, звук щипкового контрабаса (даже если полоса частот громкоговорителя ограничена ниже 100 Гц) при правильной передаче процессов установления воспринимается слушателями неискаженным.

При отсутствии ярких красок в звучании (например, в камерной музыке) точная передача характера звукоизвлечения вообще самое главное.

Если сравнить музыкальные жанры в отношении того, насколько важна для них передача характера звукоизвлечения, на первое место я бы поставил джаз, затем классическую музыку и только потом рок и поп-музыку.

Качество передачи характера звукоизвлечения оценивают по критериям "детальность“ и „натуральность".

Для тестирования аппаратуры под этим углом зрения я бы предложил использовать певческий голос и речь, а также звучание натуральных (не адаптеризованных) инструментов, таких как рояль, гитара, контрабас (щипковый), труба концертная и тромбон.

5. Динамика как средство выражения смены настроения

Динамика по мере развития музыкальной мысли может проявляться различным образом.

Это в первую очередь изменение громкости (громкостная динамика) и скорость, с которой эти изменения происходят.

При передаче музыки через аудиоаппаратуру, оказывается, хорошо слышно даже небольшое несоответствие „шагов“ громкости тому, что ожидается слушателями.

В отношении использования громкостной динамики музыкальные жанры очень отличаются друг от друга.

-2

Это можно проиллюстрировать количеством используемых композиторами шагов громкости и диапазоном между самым громким и самым тихим звуками:

Ограниченный динамический диапазон поп и рок-музыки объясняется тем, что в рамках одной композиции редко наблюдается заметная смена настроения.

Грофессионалы в области звукозаписи хорошо знают, что произведения упомянутых жанров записывают и исполняют на концерте почти всегда с дополнительным компрессированием громкостной динамики.

Скорость изменения громкости (кроме тех случаев, когда композитор ее сознательно ограничивает) определяется Музыкантами-исполнителями и создает эмоциональную заряженность музыки.

Лидирует здесь классическая музыка, а также джаз. Критерии оценки - „динамика" и "энергичность".

Для тестирования аппаратуры по этим критериям я бы советовал использовать записи музыкантов высокого класса, например симфонического оркестра под управлением А. Тосканини, джазового оркестра под управлением Д. Эллингтона или К. Бейси, а также записи фортепьянной музыки в исполнении В. Горовица.

А.М. Лихницкий

-3