Акоп Акопян — выдающийся художник Армении
Родился 24 мая 1923 года в армянском квартале Александрии (Египет), куда, спасаясь от геноцида 1915 года, эмигрировали его родители — армяне Антепа. В 9 лет начал учёбу в армянском колледже Мелконян на Кипре. В 1941 году возвратился в Александрию и поступил на текстильную фабрику. Спустя три года переехал в Каир, стал работать дизайнером и поступил в Каирскую Королевскую высшую художественную академию, которую окончил в 1947 году. В 1952 году отправился учиться в Париж, где в 1954 году окончил Академию Гран-Шомер. В 1961 году перебрался на историческую родину. С 1962 года жил в Гюмри. В 1989 году написал картину «Сумгаит», посвящённую сумгаитскому погрому.
Умер 8 марта 2013 года в Ереване. Похоронен в пантеоне имени Комитаса. Народный художник Армянской ССР (1977). За свою творческую жизнь удостоился множества высоких наград и званий, его работы участвовали в выставках разных стран мира. Сегодня картины художника выставлены во многих музеях мира. Неоценима роль и значение Акопяна в армянском изобразительном искусстве. Среди наиболее известных работ художника: «Сад около храма Рипсиме. Эчмиадзин» (1976), «В цвету» из серии «Моя земля» (1977), «Виноградники зимой» (1979), «В мастерской художника» (1980), «Заброшенный уголок» (1980), «Арарат» (1980), «Ущелье Гарни» (1980). Особое место в творчестве мастера занимает украшающая купол семинарии Геворкян восьмигранная фреска — Комитас и Мать-природа, созданная к 100-летию гениального композитора.
В ранний период творчества создала натюрморты, в которых подчеркнуты чувства печали и одиночества: «Женщина на кухне», «Чеснок», «Печаль», «Портной». За годы жизни в Спюрке Акопян в основном рисовал тематические картины, в которых с особой силой и тонкостью обобщил душевное состояние западных армян, переживших геноцид и живущих вдали от родины. В контексте пейзажных картин ощутимы чувства напряжения и тревоги, возникающие в смутное время, что проявляется в картинах «Нет нейтронной бомбе», «Сумгаит» и скульптуре «Семья».
Художника, потерявшего в детстве отца и прожившего тяжёлую жизнь, всегда трогали образы людей, находящихся в водовороте жизни, несчастных, страдающих, борющихся с судьбой. Акопа Акопяна Мартирос Сарьян называл «художником, глубоко переживающим, чувствующим время, в котором он живёт и поклоняется любви». Самобытные пейзажи казались армянскому мастеру опустелыми, но при этом «дышали богатой душой». «Такое сращение с природой означает дарить предельную искренность», — говорил Сарьян, восхищаясь живописью Акопяна.
"До сорока лет я прожил на чужбине, но приехав в Армению, без особых трудностей связался с родиной, страной, людьми. Я никогда не думал о возвращении в Египет. До приезда на родину я пребывал в унынии, постоянно жил мечтой об Армении. Моя родина существовала до меня и должна существовать после меня. Чем больше ты интересуешься своей родиной, тем больше связываешься с ней. Родина — святое место". До репатриации героем картин мастера был человек, на родине — природа. "Впервые родина, этот маленький кусочек земли, где тысячелетиями живёт мой народ, стал для меня осязаемой реальностью. Я был наедине с родной природой, хотел познать, увидеть, писать Армению, слиться с ней. Вот почему увлекся, в основном, пейзажами. Теперь я знаю, что родина является неиссякаемым источником вдохновения для всех армянских художников. На родной земле твой внутренний мир сливается с корнями, и оттуда рождается произведение".