Найти тему
Кино под углом

Американская экранизация Кира Булычёва

Главный герои фильма
Главный герои фильма

Да, такая, на самом деле, имела место быть. И играли в ней, не самые плохие актёры даже! По крайней мере, в активе одного из них есть такой персонаж, как Оби-Ван Кеноби, а вторая играла когда-то «русскую шпионку» Наташу Романову (только фамилия у неё была с ошибкой).

У Кира Булычёва, после того, как не стало СССР, появился так называемый «верёвкинский цикл». Часть произведений так и происходит в городе Верёвкин, часть – просто в то время, когда стало «всё плохо». Я про «лихие 90-е», если что. И вот один из таких рассказов и называется «Ваня плюс Даша». Повествует он о группе мальчиков и девочек, которые отлично знают, что они – клоны. Они все одинаковые и живут они все ради одной большой цели – спасать людей. Спасать достойных, хороших людей, настоящих героев, которые рисковали своими жизнями ради страны. Ну там, лётчики, космонавты, военные, спортсмены и так далее. Казалось бы – это же героизм, подарить такому человеку жизнь, ценой своей жизни, не так ли? Но, совершенно случайно, герои рассказа узнают, что их создали для того, чтобы пересаживать потом их органы тем, кто больше заплатит – политикам, бизнесменам, олигархам и прочим. И, понятное дело, что после такого, клоны решаются на побег…

Здесь люди живут, работают и мечтают об Острове..
Здесь люди живут, работают и мечтают об Острове..

А теперь история от Голливуда. Есть такой фильм, который называется «Остров», главные роли в котором сыграли Юэн Макгрегор и Скарлетт Йохансен. И, наверное, кто-то скажет, что между этими фильмами нет ничего общего. В самом деле, есть некий «объект», на котором живут люди. У них есть какая-то работа, они общаются и верят в лотерею, победитель в которой получает поездку на Остров – единственное место на Земле, где вообще можно жить. Дело в том, что на Земле всё плохо, планета, фактически, погибла, нет ни природы, ни чего-то ещё. То месте, где они живут – это что-то вроде убежища. И вот они, значит, живут, выполняют какие-то работы и верят в то, что они победят в лотерее. Порой кто-то на самом деле, побеждает, и куда-то пропадает – наверное, улетает на тот самый Остров. Но, если вспомнить начало этой статьи, то можно сделать вывод о том, что… не всё так просто. И, наверное, все уже поняли, что все эти молодые люди и девушки – просто клоны разного рода богатых людей, которых создали с одной-единственной целью – заменять органы у этих самых богатых людей…

Вот такая афиша...
Вот такая афиша...

Разумеется, после этого пошёл классический американский боевик, с показом разного рода чудес будущего и тому понятных вещей. И, конечно, если говорить о «картинке», игре актёров и прочих вещах – можно сказать, что фильм получился красивым, интересным и зрелищным. Собственно, в то время американцы красивое кино снимать «могли, умели, практиковали». К тому же, если можно так выразиться, фильм очень жестокого так обличает капитализм и его пороки – в частности, то, что «за деньги можно всё». Но, с другой стороны, фильм и не говорит о том, что «так жить нельзя», и надо жить как-то иначе. Понятное дело, что есть какие-то темы, которые в Голливуде критиковать запрещено. В самом деле – одно дело, если ты просто говоришь о том, что «за деньги можно всё» - это же основная идея капитализма, а вот, если ты говоришь о том, что «так дальше жить нельзя»… в общем, фильм твой просто не выпустят на экраны – цензура в США есть и очень хорошо работает…

Знаете, я не буду обвинять американцев в том, что они «украли сюжет» рассказа для своего фильма. Я не просматривал все титры фильма – вполне себе может быть, что где-то там и есть упоминание, что это «по мотивам рассказа Кира Булычёва». Собственно, фильм даже критиковать не особенно и хочется – даже несмотря на то, что вместо спасения всей группы клонов, спаслись только эти двое. Что до остальных, то, скорее всего, они все будут уничтожены. Ну а главный герой, Линкольн Шесть Эхо, просто занял место того человека, ради которого его клонировали и стал жить вместе со своей подругой Джордан Два Дельта. И всё…

Так вот, в описании фильма, на самом деле, нет ни слова о том, что он по мотивам русского рассказа. Там, понятное дело, сказано, что автор идеи – какой-то американец. Только вот, не всё так просто. Например, я только что рассказал сюжет этого рассказа человеку, с которым вместе едем (кстати, это тот товарищ, с которым про «Девятую роту» общались) – и он сразу сказал, что сюжет очень похож на «Остров»…

Кстати говоря, самое интересное, что творчество Кира Булычёва на Западе знают – ещё во времена СССР, мультфильм «Тайна Третьей планеты» вполне себе официально покупали для проката в США. Конечно, его там изменили – насколько я знаю, меняли при переозвучке имя Алисы на Кристл (но я так и не понял – зачем). Вполне себе может быть, что и что-то ещё поменяли – американцы часто переделывают сюжеты того, что они закупают. Например, очень давно, они закупили у Японии аниме «Super Dimensional Fortress Macross». И да, они показали его в США, но предварительно очень сильно переделали. Перемонтировали, изменили ряд сцен, поменяли имена героев и персонажей, и назвали Robotech. И, кстати говоря, с какой целью это было сделано, лично мне тоже не особенно понятно…

Так что, я могу предположить, что кто-то из кинобоссов, после просмотра «Тайны», мог заинтересоваться творчеством Кира Булычёва. Понятное дело, что не всё, что он писал, могло понравиться американцам – в самом деле, буквально некоторые моменты в тех же «Сто лет тому вперёд» говорят, что там – коммунизм! Да и другие моменты в книгах, тоже не совсем типичны для США. К тому же, их могли узнать зрители из СССР или России. А тут – рассказ, который и в России знают «три с половиной анонимуса» (например, я при просмотре фильма, постоянно ловил себя на мысли, что «это мне знакомо», но никак не мог вспомнить название произведения). А ведь я себя человеком начитанным считаю (по крайней мере, в том, что касается фантастики). Так что – вполне себе может быть, что так и было сделано… И, как я уже говорил, по той причине, что про рассказ знает не особенно много людей – его и смогли так запросто экранизировать, не особенно заморачиваясь с авторскими правами и тому подобными вещами…