Спор АО «СУЭК» с Объединенной вагонной компанией набирает обороты. Апелляционный суд Москвы изменил решение суда первой инстанции. Теперь ТД «ОВК» должна не 50 млн рублей, а 964,9 млн рублей. Изначально представители СУЭК просили взыскать и вовсе – 1,6 млрд рублей.
Согласно материалам дела, конфликт возник из-за 12 тысяч новых железнодорожных полувагонов с глухим кузовом, которые за 46,4 млрд рублей были куплены у ООО «ТД «ОВК». Однако в 2022 году 2 687 вагонов доставлено не было. Они обошлись в сумму, равную 9,1 млрд рублей. Размер неустойки составил 1,6 млрд рублей.
В суде выяснилось, что произошло это из-за санкций, введенных США и ЕС начиная с февраля 2022 года. Определенные запреты привели сначала к перебоям поставок и резкому увеличению цен на комплектующие, а затем — к полному уходу с российского рынка некоторых ключевых для завода-изготовителя поставщиков комплектующих, необходимых для изготовления заказанных СУЭК вагонов. Предприятие объявило режим простоя с 1 мая по 31 декабря 2022 года. Причем «возобновление производства осуществлялось поэтапно с постепенным наращиванием производственных мощностей». Интересно, что продавец неоднократно обращался к заказчику с просьбой изменить условия договора из-за сложившихся обстоятельств.
Суд встал на сторону ОВК и сделал вывод, что компания не смогла бы исполнить договор из-за внешних изменений. Компания не предвидела, что поставщики могут покинуть российский рынок. Например, Amsted Rail заявила об уходе из России и выходе из компании ООО «ЕПК-Бренко Подшипниковая компания», а ООО «Тимкен ОВК» заявило о приостановке производства подшипников, также рынок покинула международная компания SKF. Поставщики подшипников стали искать выходы на компании из дружественных стран.