Найти в Дзене

Композиция


«Композиция (лат. compositio) — сочинение, составление,
связь.
В литературе и изобразительных искусствах — построение
произведения, соотношение отдельных частей (компонентов)
произведения, образующее единое целое».
Словарь иностранных слов

Любой фотографический аппарат имеет видоискатель. Как бы ни был он устроен, по сути, это прямоугольная рамка, ко-
торую фотограф держит перед глазом, выбирая кадр. Так же и художники применяют рамку при работе на пленэре. Что
ищет художник, выбирая свой «кадр» в природе? Какую-то выразительную композицию, удачное сочетание деталей или
цветов — все то, что стоит запомнить.
Конечно же, подавляющее большинство фотографов использует рамку видоискателя в качестве прицела, чтобы
навести камеру на то, что их интересует. При этом ни фон, ни окружающие детали не принимаются во внимание. В анг-
лийском языке слово shoot имеет два значения: стрелять и снимать.
Настоящая же работа с камерой совершенно другая — это строительство кадра, организация его. Фотограф стре-
мится к тому, чтобы в кадр не попало ничего лишнего. Он обдуманно выбирает детали будущего снимка, ищет смысл в
их сочетании и положении, компонует их, добиваясь выразительности, стремясь наполнить кадр вполне определенным
содержанием. Композицию и выразительность художник находит также в самой реальности, но фотографу труднее, он
не может синтезировать свою картину из отдельных наблюдений, а должен найти ее целиком.
Так работает фотограф думающий, творческий, понимающий, что фотография — это некое высказывание, смысл
которого должен быть «прочитан» зрителем. Каждое высказывание, сообщение должно быть оформлено, организовано.
К примеру, набор произвольных слов без правил грамматики и пунктуации не будет содержать практически никакой ин-
формации. То же самое касается и высказывания визуального — фотографии. «Форма — единственное, что делает их
(визуальные сообщения — А. Л.) доступными разуму» (Р. Арн-хейм, 5 - 258). Поэтому главное в ней должно быть выде-
лено (ударения, восклицательные знаки), ее части необходимо должны быть связаны (синтаксис), оно, высказывание,
имеет начало и конец, значимая деталь подобна придаточному предложению и так далее.
А вот точка зрения великого фотографа: «Для меня форма давно уже неотделима от содержания. Именно форма
является той пластической структурой, благодаря которой наши чувства и взгляды становятся конкретными и ощутимы-
ми» (А. Картье-Брессон, 53).

В любом сочетании объектов реальности глаз стремится отыскать
организацию, какой-либо порядок, закономерность, будь то камни на земле,
трещины в штукатурке, облака в небе или люди на улице. И более всего в
том случае, когда это не сама безграничная реальность, а всего лишь изо-
бражение крохотной ее части на прямоугольнике фотографии.
Итак, можно утверждать, что фотографическому способу изображения
присуща композиционность. Рамка видоискателя, рамка кадра на пленке,
прямоугольный обрез бумаги — все это границы той части реальности,
которая на фотографии изображена.
Включая в кадр определенные объекты и отвергая другие, определяя
отношения между выбранными объектами, фотограф строит не что иное, как
композицию, которая выражала бы нужный ему смысл. Рамка кадра — это
граница, разделяющая важное и неважное, существенное для смысла и
несущественное. Кадр — ограниченная вырезка из целого — сразу
приобретает совершенно иной статус. Он выделен для рассматривания, для
понимания, для сравнения частей и т. д. и т. п.
Перед нами особая реальность, время в ней остановилось раз и
навсегда. Мы ищем смысл в случившемся.
Взяв в кадр две детали — портрет женщины в витрине и мужчину,
склонившегося перед ней, фотограф тем самым обращает внимание на их
схожесть (белые формы и их очертания). Выделенные из окружающего, на
фотографии они взаимодействуют друг с другом определенным образом,
вызывая к жизни вполне конкретные ощущения и ассоциации (илл. 1; см.
также с. 73)*.
Ограничение, сужение зрительного поля воспринимается как 1
**

привлечение внимания к тому, что происходит, — не только буквально, но и
на пластическом уровне. «Выделение материала на фото ведет к единству каждого фото, к особой тесноте соотношения
всех предметов или элементов одного предмета внутри фото. В результате этого внутреннего единства соотношения
между предметами или внутри предмета — между его элементами — перераспределяются. Предметы деформируются»
(Ю. Тынянов, 41 - 335).
Однако простого включения деталей в кадр недостаточно для того, чтобы между ними пробежала искра