Найти тему
Горизонт времени

Линкор Бисмарк

Оглавление

Подписывайтесь на наш телеграмм канал - Горизонт времени

Бисмарк в море
Бисмарк в море

Bismarck был немецким линкором, самым большим и мощным капитальным кораблём Кригсмарине. Несмотря на всё его вооружение и броню, корабль был вовлечён только в одну крупную операцию, которая после потопления британского линейного крейсера Hood закончилась уничтожением Bismarck в Северной Атлантике крупными британскими силами 27 мая 1941 года.

Новый немецкий флот

Кригсмарине, созданный в мае 1935 года, был новым флотом, который наконец освободился от ограничений, наложенных на немецкие военно-морские силы после их поражения в Первой мировой войне (1914-1918). Версальский договор ограничил количество и размер кораблей в германском флоте. Целью флота, как оговаривали победившие союзники, была лишь защита немецкого побережья. Однако с 1933 года новый канцлер Адольф Гитлер (1889-1945) был полон решимости построить гораздо более мощный флот, в частности, с кораблями, которые могли бы сравниться с линкорами Королевского флота с их огромными 15-дюймовыми орудиями. В июне 1935 года было подписано англо-германское военно-морское соглашение, которое ограничило общую численность Кригсмарине до 35% от Королевского флота, но позволило Гитлеру реализовать свои амбиции по строительству гигантских линкоров. Новые линкоры были разработаны для защиты боевых групп, чьей миссией было потопление вражеских торговых судов в военное время. Как оказалось, когда в 1939 году началась Вторая мировая война, линкоры в основном использовались для захвата вражеских судов, поскольку игра в кошки-мышки велась с целью не допустить выхода крупных линкоров Германии в открытое море.

Класс «Бисмарк»

Германия приступила к строительству двух великих линкоров, однотипных кораблей совершенно нового класса, класса Bismarck. Эти корабли могли сравниться с любыми кораблями, находящимися на вооружении Королевского флота. Этими двумя кораблями были Bismarck , названный в честь бывшего канцлера Германии Отто фон Бисмарка (1819-1898), и Tirpitz , названный в честь гросс-адмирала Альфреда фон Тирпица (1849-1930). Эти два корабля были настолько гигантским предприятием, что стали важными престижными проектами для нацистской Германии. Каждый из них был длиннее, шире и тяжелее, чем что-либо, когда-либо входившее в состав германского флота.

Bismarck был построен в Гамбурге на верфи Blohm and Voss. Работа началась 1 июля 1936 года. Корпус Bismarck был защищен броней толщиной 12 дюймов (32 см), 2-дюймовой (5 см) бронированной палубой, внутренней наклонной бронированной палубой толщиной от 3 до 4 дюймов (от 8 до 11 см), 12-дюймовой броней вокруг двигателей, котлов и погребов и 22 водонепроницаемыми отсеками. Корпус был официально спущен на воду 14 февраля 1939 года. Гитлер произнес 15-минутную речь и наблюдал, как внучка Отто фон Бисмарка, Доротея фон Лёвенфельд, совершала крестильные почести, когда корпус соскользнул в воду. Оснащение заняло больше года и включало изменение на современный наклонный или «атлантический» нос. Bismarck вступил в строй 24 августа 1940 года. Его первым и единственным капитаном был Эрнст Линдеманн (1894-1941). Корабль стрелял из своих орудий по вражеским самолетам, бомбившим Гамбург, как раз перед тем, как в сентябре были проведены морские испытания, корабль отправился в Готенхафен (сегодня Гдыня, Польша) на Балтике. Еще больше морских испытаний состоялось в марте 1941 года, и, поскольку Bismarck выглядел хорошо, в мае корабль был объявлен боеспособным. Важность линкора для военных усилий Германии подтверждается личной инспекцией Гитлера 5 мая.

Бисмарк, вид на корму
Бисмарк, вид на корму

Союзники были хорошо осведомлены о прогрессе Bismarck . Премьер-министр Уинстон Черчилль (1874-1965) описал корабль как «самый мощный, поскольку он является новейшим, линкором в мире» (Boatner III, 328). Широко считавшийся непотопляемым, для многих членов экипажа тяжелобронированный Bismarck казался самым безопасным местом для ведения войны. Однако, как и другой знаменитый непотопляемый корабль RMS Titanic , Bismarck не пережил своего первого рейса.

Технические характеристики и вооружение

Длина Bismarck составляла 821 фут (250,5 м) с местом для стоянки в 118 футов (36 м). Ширина была необычной, но допускала меньшую осадку, и это делало корабль более устойчивым при стрельбе из массивных орудий. При загрузке Bismarck имел водоизмещение 50 900 тонн (намного больше, чем 35 000 тонн, разрешенных англо-германским военно-морским соглашением). Около 44% веса корабля составляла броня. Три паротурбинных двигателя питались от 12 котлов и приводили в действие три гребных вала. Максимальная скорость составляла 30,8 узлов. На корабле была катапульта для запуска четырех самолетов, поплавковых самолетов Arado 196, которые использовались для разведывательных вылетов. Кран поднимал самолеты с моря. Экипаж Bismarck насчитывал 2092 человека.

Всего на корабле было 62 орудия; самыми большими были восемь 15-дюймовых (38 см) орудий, разделенных на пары в четырех отдельных башнях, называемых (от кормы к носу) Дора, Цезарь , Бруно и Антон. Каждый ствол этих гигантских орудий весил более 1000 тонн. Было 12 6-дюймовых (15 см) орудий в шести башнях, 14 4-дюймовых (10,5 см) зенитных орудий в семи башнях, 16 1,5-дюймовых (3,7 см) зенитных орудий в восьми башнях и 12 0,8-дюймовых (2 см) зенитных орудий в одиночных или счетверенных башнях. Самые большие орудия могли стрелять только двумя снарядами в минуту, но 1760-фунтовые (800 кг) снаряды могли быть заброшены на расстояние 22,7 мили (36,5 км).

Адмирал Гюнтер Лютьенс
Адмирал Гюнтер Лютьенс

Корабль получил черно-белый камуфляж «Балтийский» на корпусе и надстройке с использованием своеобразных наклонных полос, которые маскировали его форму при взгляде с вражеского судна. Ложные волны на носу и корме сделали корабль короче.

Действующая служба

Bismarck должен был сформировать боевую группу с двумя другими кораблями, тяжелым крейсером Prinz Eugen и линейным крейсером Gneisenau . В трехмесячной миссии, известной как Operation Rheinübung, группе было поручено атаковать вражеские конвои, Bismarck отвлекая их эскорт и таким образом делая торговые суда легкой добычей для Prinz Eugen и Gneisenau . Это было бы совершенно новой угрозой для кораблей, которые пересекали Северную Атлантику с жизненно важными припасами для Британии ; нормирование уже было введено в январе 1940 года, поскольку немецкие подводные лодки наносили ущерб торговым конвоям.

К сожалению, британская бомбардировка Бреста в Бретани 6 апреля 1941 года повредила Gneisenau , и поэтому трио Operation Rheinübung превратилось в дуэт. Prinz Eugen и Bismarck , с не кем иным, как адмиралом Гюнтером Лютьенсом (1889-1941) на борту, должны были отправиться в северную Атлантику через Датский пролив, но план снова был сорван, когда Prinz Eugen был поврежден магнитной миной 23 апреля. Однотипный корабль Bismarck Tirpitz все еще не был готов, и поэтому было решено отправить Bismarck на временное пребывание в Норвегии, тогда находившейся под немецкой оккупацией. Оказавшись там, корабль был идентифицирован, и о его присутствии было сообщено британской военной разведке.

Bismarck и Prinz Eugen наконец отправились на свою миссию 19 мая 1941 года, направившись в Норвегию, где последний корабль заправился. Во время своего прорыва корабли были замечены шведским судном, норвежским корректировщиком сопротивления и британским разведывательным самолетом RAF. После того, как они были идентифицированы, началась охота с кораблями британского Флота метрополии, базирующимися в Скапа-Флоу на Оркнейских островах, чтобы выследить это крайне опасное новое оружие в арсенале Германии. Британцы отправили ночные бомбардировщики в Берген-фьорды, но немецкие суда уже отбыли в Атлантику через Датский пролив ранее в тот же день, 21 мая. Уже перекрашенные в серый цвет, чтобы идеально вписаться в унылую погоду Северной Атлантики, теперь гигантские опознавательные свастики на палубе спереди и сзади были закрашены, поскольку судно должно было уйти далеко за пределы досягаемости дружественных самолетов.

Карта маршрута Бисмарка
Карта маршрута Бисмарка

22 мая Британское Адмиралтейство поняло, что Бисмарк покинул Норвегию, и поэтому мобилизовало Флот метрополии. Тем временем Лютьенс получил сообщение, что немецкая воздушная разведка не обнаружила никаких перемещений кораблей в Скапа-Флоу. Эти разведданные были неверными, поскольку британцы использовали фиктивные корабли, чтобы создать именно такое впечатление. Королевский флот уже мчался в большом количестве к Бисмарку . Поскольку не менее одиннадцати конвоев собирались пересечь Северную Атлантику из Северной Америки, перехват Бисмарка был жизненно важен.

Тонущий Hood (Худ)

23 мая два немецких корабля столкнулись с британскими тяжелыми крейсерами Suffolk и Norfolk в Датском проливе. Bismarck открыл огонь по Norfolk, и британцы отступили неповрежденными в туман. Немецкая пара двинулась вперед на максимальной скорости, но новый радар Suffolk смог отслеживать вражеские суда, несмотря на уклончивые маневры Лютьенса. Королевский флот теперь был в состоянии повышенной готовности, и, когда Bismarck был обнаружен, 24 мая линейный крейсер Hood и линкор Prince of Wales приблизились к немецким кораблям. Prince of Wales был настолько новым, что на борту корабля все еще работали гражданские техники, но большие 14-дюймовые (35,5 см) орудия лишь немного уступали орудиям Bismarck .

Все корабли открыли огонь. Сначала Худ обстрелял Принца Ойгена , приняв его схожие линии за Бисмарк . Два немецких корабля сосредоточили свой огонь на Худе . Залп Бисмарка пробил тонко бронированную палубу Худа и взорвал погреб, фактически разделив корабль надвое почти мгновенно. Худ затонул, выдержав всего четыре минуты и четыре залпа огня Бисмарка . Из команды в 1420 человек выжили только трое. Это был важный психологический удар, поскольку Худ был, по словам Людовика Кеннеди, тогда служившего младшим лейтенантом, «самым любимым кораблем во флоте, олицетворением Британии и ее империи » (Баллард, 8). Кеннеди сравнил потерю с бомбардировкой Букингемского дворца . Принц Уэльский , получив прямое попадание в мостик от Бисмарка и потеряв половину своих орудий, теперь отступил. Это была зловещая встреча. Если «Бисмарк» мог нанести такой урон тяжеловооруженным и бронированным кораблям, то разрушения, которые он мог нанести конвоям, были бы колоссальными.

Охота продолжается

Prinz Eugen вышел из боя невредимым. Bismarck , однако, получил серьезные повреждения. Два снаряда вызвали затопление под палубой, в том числе в одном из котельных отделений. Корабль был затоплен в носовой части, 1000 тонн топлива стали недоступными, и из топливного бака вытекало масло. Утечка позволила британским кораблям скрыться из виду и последовать за Bismarck, который теперь оставил Prinz Eugen (который направился в Южную Атлантику) и отправился в Сен-Назер на французском побережье для ремонта. У корабля не было достаточно топлива, чтобы добраться до Гренландии, где подводные лодки могли бы прийти ему на помощь. Что важно, Bismarck все еще мог развивать скорость 28 узлов, и все его вооружение было в хорошем состоянии.

Более 40 британских кораблей, включая линкоры, крейсеры, эсминцы и два авианосца, теперь вышли на охоту, но некоторые из них все еще находились далеко от района действий, а погода была отвратительной. Британцы использовали самолеты с авианосца Victorious, чтобы преследовать Bismarck . Эти бипланы Swordfish были устаревшими, но каждый мог сбросить одну торпеду, которую экипажи называли «киппером». Swordfish атаковал Bismarck 24 мая. Лютьенс предпринял уклончивые действия, двигаясь зигзагами. Одна торпеда попала, но броня сделала свое дело. Однако взрыв торпеды выбил временный ремонт, сделанный для повреждений, полученных во время боя с Hood . И снова Bismarck набирал воду.

В темные ранние часы 25 мая Лютьенс сделал широкий круг вокруг своего корабля, чтобы зайти за преследующими его британцами, и, незамеченный, поплыл в Сен-Назер. Думая, что британцы не могли потерять свою добычу, — когда на самом деле это произошло, — Лютьенс совершил ошибку, включив радио, которое затем предупредило британцев о том, куда направляется Бисмарк . Британские корабли, отчасти из-за ошибки в расчетах координат, на самом деле искали везде, кроме того места, где находился Бисмарк . Теперь это была гонка, чтобы не дать Бисмарку приблизиться достаточно близко к побережью, чтобы получить защиту подводных лодок и прикрытие с воздуха, но Лютьенс был вынужден снизить скорость, чтобы сэкономить топливо; он, должно быть, горько сожалел о своем решении не дозаправиться в Норвегии 20 мая.

Самолеты Swordfish и Ark Royal
Самолеты Swordfish и Ark Royal

Летающая лодка Catalina положительно идентифицировала Bismarck утром 26 мая. Почувствовав кровь, Британское Адмиралтейство направляло все больше и больше кораблей в центр Атлантики. Днем эскадрилья из 15 Swordfish с авианосца Ark Royal преследовала Bismarck . Легкий крейсер Sheffield был первым британским кораблем, который установил визуальный контакт. Swordfish атаковал не Bismarck , а Sheffield , допустив ужасную ошибку в идентификации — в штормовом море это не редкость. К счастью, «рыбы» были оснащены магнитными пистолетами, и большинство из них вышли из строя. Sheffield ушел невредимым. Swordfish были дозаправлены и перевооружены более надежными контактными пистолетами. В другой причуде войны немецкая подводная лодка U-556 находилась в этом районе и была незамеченной; его капитан заметил «Арк Ройял», но, уже выпустив все свои торпеды по конвоям, он ничем не мог помочь «Бисмарку» .

Потопить Бисмарк

Swordfish вылетел с Ark Royal и на этот раз атаковал Bismarck . Все 15 самолетов сбросили торпеды, пролетев всего в 100 футах (30 м) над волнами, чтобы держаться ниже грозных зенитных орудий линкора. Две торпеды попали, но не нанесли большого ущерба бронированному корпусу. Третья «рыба» была сброшена, едва не промахнувшись мимо цели, но не совсем; она задела корму корабля. Это был слабый удар по могучему кораблю, но он оказался смертельным. Bismarck , с поврежденным рулевым механизмом, не мог выйти из поворота на правый борт. Все более штормовое море с волнами высотой 50 футов (15 м) не позволяло провести какой-либо значимый ремонт или временное решение проблемы рулевого управления. Не оставалось ничего другого, как столкнуться с врагом в перестрелке. Лютьенс послал следующий радиосигнал: «Корабль неуправляем. Будем сражаться до последнего снаряда. Да здравствует фюрер!»

Пять британских эсминцев атаковали Бисмарк, но были отброшены превосходящими орудиями линкора. Бисмарк был временно потерян, но найден снова, описанный Людовиком как «выходящий из далекого дождевого шквала, черный, массивный, красивый, самый изумительный на вид военный корабль, который я или кто-либо из нас когда-либо видел» (Баллард, 9). Линкор все еще находился примерно в 600 милях (965 км) от Бреста.

На рассвете 27 мая два британских линкора, King George V и Rodney , наконец, оказались в зоне досягаемости и открыли огонь по Bismarck . Поддержку им оказали Norfolk и, немного позже, крейсер Dorsetshire . Все пять кораблей открыли огонь из орудий. Одна за другой гигантские башни Bismarck были выведены из строя. За 90 минут боя по линкору, который теперь был легкой добычей и сильно накренился, было выпущено 2876 снарядов. Было принято решение затопить Bismarck с помощью зарядов и открытия затопленных клапанов и всех водонепроницаемых дверей. Это решение было подтверждено двумя выжившими (Герхардом Юнаком и Вернером Люстом) и официальным немецким военно-морским отчетом (опубликованным гораздо позже). В то же время Dorsetshire выпустил две торпеды по горящему остову. Лютьенс погиб, а капитан Линдеманн намеренно остался на борту, когда некогда великий линкор погрузился в воду. «Дорчестер» и эсминец «Маори» подобрали выживших, но обнаружение подводной лодки (ложная тревога) остановило операции, в результате чего сотни людей утонули. Всего погибло 2091 человек с «Бисмарка» , и только 110 человек выжили из 1000, которые спрыгнули с линкора, когда он затонул. Из этих 110 человек один умер от ран, остальные провели остаток Второй мировой войны в лагерях для военнопленных. Вечером трое немецких моряков, которые цеплялись за шлюпку, были спасены подводной лодкой, а двое мужчин на спасательном плоту были спасены немецким судном « Заксенвальд» .

-6

Последствия

В масштабах войны «Бисмарк» стал большой потерей, но его гибель отвлекла на себя огромное количество вражеских кораблей, включая многие из тех, которые могли бы помочь в обороне Крита , который пал из-за немецкого вторжения в том же мае 1941 года. Гитлер запретил Кригсмарине отправлять крупные корабли в атлантические походы, но уничтожение танкеров снабжения и взлом немецкого военно-морского кода связи, вероятно, стали более важными факторами в обеспечении дальнейшего контроля Британии над жизненно важными морскими путями в Атлантике.

Разочаровывающая карьера Bismarck и Tirpitz (затопленных в норвежских водах в результате бомбардировки) показывает, что развитие морской войны сделало их устаревшими еще до того, как они были спущены на воду. Великие линкоры были просто слишком уязвимы для атак с воздуха, чтобы оправдать огромные затраты на их строительство.