В последние десятилетия историки начали активное изучение роли животных в средневековом обществе. Первый серьезный труд вышел в 1984 «Les animaux ont une histoire» Robert Delort. В последующие годы ученые привлекли данные археологии, антропологии, этнологии, лингвистики и зоологии, чтобы определить место животных в средневековой жизни. Исследовав множество документов и юридических актов эпохи, они открыли такой феномен, как суды над животными.
Сначала необходимо отметить отношение средневековой церкви к животным; существовало два противоположных подхода: одна часть духовенства противопоставляла их человеку, созданному по образу и подобию Божьему, и видела в животных существ несовершенных и нечистых, в то время как другие видели связь между ними.
Первое мнение преобладало, и это приводит к ясному пониманию жестких запретов на любые связи: запрет переодеваться в животное, подражать его поведению, были запрещены любые праздники, связанные с животными. Поддержание любых отношений с питомцами признавалось виновным:от чрезмерной привязанности к определенным домашним животным (лошадям, собакам, ястребам) до самых дьявольских и позорных преступлений, таких как колдовство или зоофилия.
Второго мнения придерживались теологи, знакомые с наследием Аристотеля, чьи труды оказали огромное влияние на прогрессивное средневековое мировозрение. Они говорили, что Христос пришел на землю, чтобы спасти всех существ, в том числе и животных, ведь даже рожден он был в хлеву(Гийом дОвернь, нач.13 в.). Схоласты начали дискуссию, которая продолжалась в Сорбонне до конца 13в., которая заключалась в обсуждении посмертия животных: воскреснут ли они после смерти, попадут ли они на небо (если да, то есть ли для них там специальная область), можно ли им работать по воскресеньям, должны ли они поститься, и самое главное есть ли у них моральная ответственность.
Итак, в отличии от Древнего мира, где животные приносились в жертву, Средневековье наделяет их душой, а поскольку они имеют душу, то вследствии этого являются ответственными за свои поступки. И тут я наконец подошла к своей цели : если животное ответственно за свои поступки, то его можно судить, и начиная с середины 13 в. появляются юридические документы об этих процессах, которые встречаются на протяжении следующих трех столетий(только для Франции известно около 60 таких процессов с 1266 по 1586 гг), по всей Европе известны суды над домашними и дикими животными, над насекомыми и даже червями (процесс, связанный с колдовством)
Один из самых известных процессов - суд над свиньей из Фалез. 1386 Нормандия, свинья трех лет, одетая в человеческую одежду была провезена на лошади от замкового двора до ярмарки в пригороде Гибре, где был установлен эшафот. Там перед толпой, состоящей из горожан, жителей деревни, пришедших со своими свиньями(!) и Рено Рего - виконта Фалез со своими людьми, палач отрубил ей сначала пятак, порезал несколько раз плечо, а затем насадил на специально приготовленные для этого вилы, и держал в воздухе до самой ее смерти. После чего она была ритуально удушена и провезена несколько раз вокруг площади, затем тело несчастного животного было водружено на костер и сожжено. Спустя некоторое время , по приказу виконта, это событие было запечатлено на стене церкви Святой Троицы. Казненная свинья была осуждена гражданским судом(не церковным!) и приговорена к смертной казни за убийство младенца, которому она откусила часть лица и изгрызла руку.
Жизнь средневекового человека проходила по отличным от нас понятиям, она была наполнена символизмом: поскольку животное отвечает за свои поступки, а значит приравнивается к человеку, то свинья была одета в костюм, перчатки и шляпу, тип казни соответствовал типу убийства, а остальные свиньи были приглашены для нравоучения.
Интересен факт, что владельцы животных не несли абсолютно никакой ответственности, но они часто обязаны были присутствовать при казни.
Необходимо сказать , что со временем казни становятся более и более жестокими (это касается как животных так и людей) и начинают применяться пытки (с конца 14 в.). Причем могли быть и отягчающие обстоятельства, обязывающие продлить мучение животного перед смертью: например таким обстоятельством в1394 г в Мортэн (Нормандия) было признано поедание мяса в пятницу — постный день (свинья загрызла ребенка и частично съела… в постный день).
В трудах средневековых юристов(Barthélmy de Casseneuz) можно найти списки судимых животных, это: крысы, полевки, слизни, гусеницы и др вредители полей должны были представать перед епископским судом (для анафемы, проклятия, отлучения), а домашние и дикие животные — перед гражданским судом для последующей казни/объекта охоты.
Иногда причины казни выглядят для современного человека абсурдными: как бык повешенный в Анси за непослушание или ослица, расстрелянная из аркебузы за неуважение к хозяину.
Самое большое количество процессов связано с убийством детей; здесь фигурируют коровы, быки, лошади, собаки, бараны, но больше всего свиней, ведь из всех млекопетающих в Средние века в Европе преобладали свиньи (на втором месте овца). В городах они играют роль мусорщиков и мы их видим везде:на улицах, площадях, в садах и даже на кладбищах. Их популяция начнет уменьшаться с конца 16 века, а до этого свинья занимает центральное место в ежедневной жизни средневековья. Но есть и другое объяснение: для средневекового человека самое близкое к нему животное не обезьяна, а именно свинья . Начиная с античностии вплоть до конца 16 в. изучение анатомии человека начинается с изучения анатомии свиньи, но это уже совсем другая история.