Свершилось! Наконец-то на сайте ФИПИ появились демоверсии ОГЭ-2025. Теперь мы можем увидеть, какие именно изменения стоит ждать в новом учебном году.
Файл с демоверсией и краткий обзор нововведений я уже публиковала в своем телеграм-канале. Сейчас же предлагаю более детально изучить основные изменения, а также сравнить новую версию ОГЭ с прошлой.
Первый важный факт — изменения коснулись только системы оценивания
Соответственно, в рамках ОГЭ по русскому языку ученики по-прежнему будут писать сжатое изложение, тестовую часть (из 11 заданий), а также сочинение-рассуждение по одной из тем на выбор (13.1, 13.2 и 13.3).
Время выполнения работы — 3 часа 55 минут.
Изменены критерии оценивания грамотности
Это очень важное изменение, так как именно от критериев грамотности зависит перевод баллов ОГЭ в отметку за экзамен. Раньше это было так:
В критериях новой демоверсии ОГЭ мы видим, что теперь увеличено с 2 до 3 максимальное количество баллов по каждому критерию грамотности (орфография, пунктуация, речь).
Теперь, чтобы получить максимальный балл по каждому критерию, нужно не допустить ни одной ошибки (раньше «прощались» 1-2 ошибки).
Увеличен максимальный балл за выполнение всей работы (с 33 до 37 баллов)
Этот пункт вытекает из предыдущего. С изменением оценивания работы по критериям грамотности связано повышение максимального балла ОГЭ (с 33 возможных баллов до 37).
И это влечет новую шкалу перевода баллов ОГЭ в отметку. Есть опасения, что повысят минимальный балл для сдачи ОГЭ с 15 до 18. Ждем утвержденную шкалу.
Скорректированы формулировки требований к сочинению
Здесь есть несколько хороших нововведений.
Во-первых, в сочинении 13.1 изменена формулировка задания: теперь в качестве темы предложена не трудная для понимания цитата, а дан четкий вопрос, который более понятен выпускнику. Думаю, составители экзамена задумались над тем, что тему 13.1 практически никто не выбирал. Теперь же это задание сформулировано интересно понятно. Ребята, которые планируют сдавать литературу, должны оценить такое изменение.
Во-вторых, наконец-то изменены разночтения в способах обращения к тексту для написания сочинения. Теперь выпускник имеет право использовать любые способы работы с прочитанным текстом (раньше было требование писать цитату или делать ссылки на номера предложений).
В-третьих, в формулировке задания сочинения 13.3 (а это самое популярное сочинение среди выпускников) прописали, что второй пример тоже можно приводить из прочитанного текста.
Прекрасное уточнение, потому как раньше это было только в критериях проверки сочинения.
UPD от 18.11.2024: в утвержденных демоверсиях внесли корректировку к требованиям сочинения 13.3:
Официально запретили приводить аргументы в сочинении 13.3 из манги и аниме
Перейдем к другим, более интересным уточнениям. Как видим, на скриншоте выше есть очень интересное замечание, связанное с примерами из манги, комиксов, компьютерных игр и аниме. Эти произведения и раньше вызывали споры среди учителей и репетиторов, теперь же ФИПИ официально разрешили этот вопрос: полностью запретили использовать комиксы, игры и пр. в сочинении ОГЭ.
Отчасти могу это понять. Грамотно, понятно и логично прописывать подобные примеры получалось у единиц. Гораздо чаще получалось так, что выпускник, желая привести аргумент из любимой игры, путался в именах персонажей, не мог вспомнить нужные детали и писал, к сожалению, полный ошибок аргумент.
Никто не спорит с тем, что есть интересные комиксы и графические романы. Однако на ОГЭ теперь придется обращаться только к жизненному или же читательскому опыту. И это очень ценный навык, который пригодится в 10-11 классах.
Поэтому рекомендую уже сейчас начинать читать интересные произведения, которые помогут привести аргумент на любую тему сочинения.
Анализ некоторых рассказов я уже делала на этом канале:
Вместо вывода
Что думаете о произошедших изменениях? Как оцените их?
Я понимаю, что, с одной стороны, экзамен стал понятней (нововведения убрали много спорных моментов), однако, с другой стороны, сложнее.
Как видим, набирать высокие баллы с каждым годом становится все труднее и труднее. Так составители экзаменов сближают ОГЭ и ЕГЭ, чтобы экзамен в 9-м классе стал хорошей ступенькой в подготовке к ЕГЭ в одиннадцатом классе.
_________________________________________________________
Маргарита Сергеевна, репетитор по русскому языку.
Также напоминаю, что сейчас у меня идет запись на подготовку к ОГЭ по русскому языку в мини-группах. Более подробную информацию можно найти на личном сайте. Там же разместила контакты для связи.
А в бесплатном телеграм-канале я ежедневно публикую теорию и практику по заданиям ОГЭ и ЕГЭ. Буду рада всех видеть!