Сценаристы, работавшие над фильмами в советское время, действительно, гении своего дела. Они создавали прекрасные сценарии с трогательными и запоминающимися сюжетами. Однако актёры нередко забывали текст или говорили что-то своё в кадре и получалось настолько гармонично, что эти сцены входили в фильмы. Более того, многие моменты были сыграны так, что фразы быстро стали крылатыми.
Так в каких же фильмах режиссёры позволили актёрам импровизировать и не пожалели об этом?
Ирония судьбы или с лёгким паром
Я думаю, что этот фильм настолько популярен, что его посмотрел каждый житель нашей страны и многие зарубежные киноманы. Такой популярностью, создатели фильма обязаны, отчасти, актёрскому составу. Этим талантливым людям было настолько комфортно в кадре, что иногда они позволяли себе немного отвлекаться от сценария и развлекаться.
Например, коронные фразы Юрия Яковлева (Ипполит) были чистой импровизацией. Рыбное блюдо, которое простояло на столе слишком долго, пока снимали сцены, немного испортилось. Как следствие, Яковлев не смог это съесть и не прокомментировать. Получилось: «Какая гадость эта ваша заливная рыба!»
Сцену в душе, где он стоял в пальто и шапке, снимали в павильонах Мосфильма. Там действительно шла только холодная вода. «О, тёпленькая пошла» – это он не смог промолчать от неожиданности, когда вода поменяла температуру.
Место встречи изменить нельзя
Говорухин тоже не критиковал актёров за реплики не по сценарию. Например, персонаж И. Бортника задумывался, как угрюмый и молчаливый. Однако, актёр так уместно вставлял ту или иную фразу, что их было решено оставить. Так, например, появилась коронная фраза: «Волки позорные».
Кстати, эпизод, где Удовиченко (Манька-облигация) интересуется, как пишется слово «облигация», также был выдумкой актрисы, а остальные настолько удачно ей подыграли, что дубль решено было оставить.
Бриллиантовая рука
В этом фильме столько импровизаций, что уже сложно сказать, где заканчивается сценарий и начинается экспромт.
Например, когда Папанов сказал: «Идиот!», то адресовано это было члену съёмочной группы, который случайно испортил дубль. Однако, это было сыграно так ярко, что сцену включили в фильм.
Кстати, жеста с запрокидыванием головы Мироновым и его фразы «Руссо туристо, олик морале!» тоже не было в сценарии. Конечно же, вырезать такую импровизацию просто не поднялась рука.
Джентельмены, удачи
В этом фильме импровизировали все. То текст забыли, то пошутить хотели. Однако, всё было так гармонично, что сцены оставляли в том виде, как их сыграли актёры. Ярче остальных вышла сцена с растиранием снегом. Краморов договорился с другими актёрами, чтобы все отказались от такой сцены с экстремальным закаливанием.
Актёры согласились, а немного опоздавший Муратов об этом не знал и во время съёмок Краморов решил устроить небольшую сцену. К этому подключился Вицин и получилась одна из самых ярких сцен в фильме.
Любовь и голуби
Тут актёры тоже не скупились на искромётный юмор и импровизации. Например, когда Юрский подошёл к окну и увидел, как жена помогает Василию собираться в дорогу, то не удержался. Фраза «Извините, что помешал вам деньги прятать» вырвалась случайно, но оказалась очень кстати.
Мимино
Тут актёры буквально переписывали сценарий на ходу. Например, по сценарию, герой Кикабидзе должен был много петь. Актёр сказал, что персонаж слишком серьёзный для таких глупостей и петь отказался. Режиссёр согласился. А вот Мкртчян наоборот, только и делал, что добавлял в сценарий что-то от себя. Так и появилась фраза «Я тебе умный вещь скажу, только ты не обижайся» и многие другие, которые оставили в фильме.
Кавказская пленница
Здесь, что ни фраза, то остроты, юмор и в большинстве случаев, это актёрский экспромт. Например, фраза «Шляпу сними» сказана не по сценарию, но согласитесь, насколько уместно. Или фраза «Жить, как говорится, хорошо!» сказана в нужном месте и по сценарию, но никто не ждал, что Никулин добавит: «А хорошо жить ещё лучше!». Конечно же, такую удачную импровизацию оставили.
Такие примеры я могу перечислять ещё долго. Тут и «Танцуют все!» из Иван Васильевич меняет профессию. Или Новосельцев, который прикрывается Верочкой от разбушевавшейся начальницы и т.д.
Такие яркие и запоминающиеся моменты ещё раз подтверждают, что актёры того времени могли не только хорошо сыграть по сценарию, но и привнести в кино и в образ своих героев что-то своё. А это уже талант, согласитесь?