Правозащитники заявили о большом количестве иностранцев на стороне ВСУ в Курской области
В Курской области много наемников. Об этом заявил глава Совета по правам человека при президенте РФ Валерий Фадеев. По свидетельствам очевидцев, именно иностранцы отличились максимальной жестокостью по отношению к мирному населению российского приграничья, попавшему в зону боевых действий после атаки ВСУ. Правозащитники призвали отправлять иностранных наемников в тюрьму на пожизненный срок и ни при каких условиях не включать их в списки на обмен.
Валерий Фадеев на пресс-конференции в среду начал со статистики обстрелов ВСУ по мирному населению в новых регионах России.
- 10 424 обстрела в новых регионах. Это намеренные обстрелы мирного населения – магазины, кафе, рынки, рестораны, больницы. Все эти случаи задокументированы. Но это только то, что задокументировал мы. А так – их гораздо больше, - заявил глава СПЧ.
В ходе военного конфликта всякое бывает, и мирные тоже гибнут, философски заметил Фадеев. Однако то, что творится в Курской области, он назвал «новым, невиданным шагом в качестве преступлений», которые совершает противник. Причина в большом количестве наемников.
- Это совершают не только ВСУ. Мы видим расстрелы детей, женщин, использование мирного населения в качестве живого щита. Там много наемников: поляки, румыны, итальянцы, французы, грузины? – рассказал Валерий Фадеев.
Он подчеркнул, что официально наемники не являются участниками боевых действий. А раз так, зачем их обменивать? В СПЧ на эту тему родилось предложение: всех иностранцев, которые попали в плен к ВС РФ, не включать в обменные списки, а отправлять в тюрьму. Новых законов придумывать для этого не придется, в УК есть статья «наемничество», предусматривающая наказание до 15 лет лишения свободы. Если же иностранный солдат удачи был уличен в преступлении против мирного населения – чаще всего это убийства, разбои, насильственные действия и грабежи – сажать пожизненно.
- Это отдельная задача нашей правоохранительной системы – ловить их и карать максимально строго. Наемники, взятые в плен и уличенные в преступлениях, не могут быть обменяны. Они должны быть наказаны, и пусть сидят пожизненно. СПЧ выступит с такой инициативой. Выловить надо всех, и пусть гниют в тюрьме, - заявил глава Совета по правам человека.
Член СПЧ Марина Ахмедова, побывавшая на днях в Курской области, поделилась впечатлениями от разговоров с местными жителями. По ее словам, гражданское население районов, оказавшихся в зоне боевых действий, в наибольших зверствах обвиняет наемников. Ахмедова рассказала, что в беседе с курянами она слышала от них слово «немец» в отношении к наемникам. Она удивилась: при чем тут немцы, если на стороне ВСУ воюют поляки? Местные ей объяснили: для них нынешние наемники - это «тот самый немец из 1941-го, только версия 2.0».
Марина Ахмедова посетовала на то, что вынесенные в 2022 году судами на Донбассе смертные приговоры в отношении иностранных (британских в частности) наемников так и не были приведены в исполнение. Более того, заграничные вояки попали в обменный фонд.
- Мы не нуждаемся в том, чтобы пополнять обменные фонды наемниками. Будем пополнять их украинцами, - заверила правозащитница.
Еще один наболевший вопрос, который в скором времени может быть решен, - особый статус для журналистов-военкоров. Валерий Фадеев отметил, что тема сложная: с одной стороны, военкор не берет в руки оружия, а значит и такого же юридического статуса, как у бойца, у него быть не может. Однако он рискует, поэтому какой-то специальный статус все-таким необходим. Глава СПЧ сообщил, что этим вопросом занимается председатель Союза журналистов России Владимир Соловьев, и выразил надежду на то, что проблема с присвоением особого статуса военкорам будет решен уже в этом году.
- Серьезные предложения уже есть, это уже в процессе решения. Я думаю, в этом году решение будет принято, - спрогнозировал Фадеев.
Наконец, Фадеев прокомментировал ситуацию с солдатами-срочниками в Курской области. Этот вопрос он назвал «сложным».
- Предполагалось, что солдаты-срочники не будут принимать участие в боевых действиях, что они будут задействованы где-то в тылу, на охране. Но вот так получилось, в частности, сейчас в Курской области, что и солдаты-срочники тоже оказались в бою. Этот вопрос надо решать, он тоже в повестке дня, - сказал Валерий Фадеев и добавил, что не знает, как именно этот вопрос будет решен, однако СПЧ и Минобороны им занимаются.
- Не буду сейчас раскрывать решения, они могут быть разными. Но очевидно, что человек, участвующий в бою, должен иметь более-менее одинаковые права, возможности, вознаграждение, независимо от своего статуса. Примерно из этого мы исходим, - пояснил глава СПЧ.
Автор: Татьяна Антонова