ISO 9001 “Система менеджмента качества (СМК)” — это международный стандарт, который устанавливает требования к системе управления качеством на предприятиях и в организациях. СМК помогает компаниям выстраивать эффективную систему бизнес-процессов, контролировать качество продукции/услуг и поддерживать высокий уровень доверия со стороны клиентов.
В этой статье мы расскажем какие основные элементы включает в себя ИСО 9001 и объясним почему внедрение СМК в организации – это выбор в пользу эффективности, высокого качества и постоянного движения вперед.
Основы системы менеджмента качества
Предприятие, которое внедрило СМК по стандарту ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015) получает в свое распоряжение поистине мощный инструмент. С помощью него управление качеством становится более организованным и структурированным, налаживается производственные процессы, а эффективность работы компании выходит на новый уровень.
В основе системы менеджмента качества лежат следующие элементы:
- Ориентация на клиента. Потребитель должен быть доволен качеством получаемых товаров или услуг – именно для этого, в сущности, и внедряется СМК. Помочь предприятию удовлетворить запросы и ожидания клиента, а еще лучше – предвосхитить их – главная задача ГОСТ Р ИСО 9001 как системы менеджмента.
- Процессный подход. Вся деятельность организации определяется ISO 9001 совокупность взаимосвязанных процессов. Такой подход к управлению позволяет лучше контролировать работу предприятия и достигать нужных результатов.
- Цикл PDCA или Plan (Планируй) → Do (Делай) → Check (Проверяй) → Act (Действуй). Этот цикл – составная часть процессного подхода. Его суть заключается в том, что процесс должен быть спланирован и обеспечен ресурсами, выполнен, результативность процесса должна быть проверена на предмет соответствия ожиданиям, а затем – процесс должен быть улучшен.
- Непрерывное улучшение. Цикл PDCA предполагает, что каждый процесс нужно всегда улучшать. Нет предела совершенству, и это правда, а потому, если процесс не принес нужного результата, нужно внести корректировки. А если принес, значит, можно пересмотреть планируемые результаты в пользу увеличения эффективности.
- Ответственность руководства и вовлеченность персонала. Система менеджмента качества предполагает, что ответственность за качество – это общее дело. Поэтому руководство, менеджеры и сотрудники должны плечом к плечу идти к общей цели. За цель и направление развития отвечают руководители предприятия. Они же создают такие условия, чтобы сотрудники сотрудники имели необходимые ресурсы, обладали нужными навыками и были искренне вовлечены в рабочий процесс.
- Отношения с заинтересованными сторонами. Деятельность любой организации находится в определенном контексте включает в себя взаимодействие с заинтересованными сторонами. В их число входят клиенты, поставщики сырья/услуг, государство, банки, инвесторы и т. д.. Решения компании влияют на них, а потому компания должна определить свои заинтересованные стороны, выяснить их потребности и ожидания и учитывать эту информацию в своей работе.
- Планирование. Планирование – один из важных элементов СМК. Оно помогает достигать нужных результатов, быстро реагировать на отклонения и вносить изменения в работу, когда они необходимы.
- Риск-ориентированный подход. С планированием неразрывно связан риск-ориентированный подход, который дает возможность понять, какие риски могут снизить эффективность работы и повлиять на качество, минимизировать возможность их возникновения и быстро справиться с возможными последствиями.
Соблюдение этих и других принципов СМК способствует долгосрочному успеху. Компания, внедрившая ГОСТ Р ИСО 9001-2015 получает четкую и надежную структуру управления качеством. С помощью СМК менеджмент предприятия становится эффективнее: распределяется ответственность, появляется контроль всех этапов производственного процесса – от разработки и закупок до поставки готовой продукции или услуг, повышается эффективность и снижаются издержки. Компания начинает по пути непрерывного улучшения, своевременного реагирования на отклонения в показателях и готовности воспользоваться возможностями.
Если ваша организация стремится к качеству и стабильности, ИСО 9001 может стать тем инструментом, который поможет вам достичь поставленных целей. Принимая решение внедрить систему менеджмент качества, вы выбираете путь к постоянному улучшению и успеху.
Эксперты компании “ЭКСПЕРТ ГАРАНТ” обладают богатым практическим опытом в сфере СМК и готовы предложить вам широкий спектр услуг по схеме сертификации ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015): аудит, разработка и внедрение, сертификация, обучение персонала. Перейдите на страницу соответствующей услуги, чтобы оставить заявку или получить консультацию эксперта.