Кочуя по миру, цыгане принимали религии тех народов, на земле которых они оказывались, чтобы вызывать меньше раздражения у местных. Но несмотря на это, в мироощущении скитальцев сохранялось много языческих элементов. А заимствованные например из христианства образы наполнялись чисто цыганским смыслом.
При этом в их поверьях и сказках можно найти и оригинальную мифологию. В горах, лесах, реках и озерах и под землей жили многочисленные духи, чаще враждебные, но иногда полезные для человека. Если, конечно, он умел себя с ними вести.
Над всем царил бог (Девла), создавший мир, который посылал людям и добро, и зло, при этом никто и никогда не мог побывать в его чертогах. По велению бога с огромного дерева упали первые люди, и постепенно заселили всю землю. От союза земли и неба родились цари солнца, луны, огня, ветра и тумана. Они дали жизнь другим созданиям.
Среди них — прекрасные кешалии, дочери царя туманов, изгнанные отцом, когда царь солнца сжег его жену. Девы с длинными волосами в белых платьях сидят на горных вершинах, а их кудри стелются по ветру на много километров. Они расчесывают волосы золотыми гребнями и поют. Зимой они спят в глубоких пещерах, а весной пробуждаются по зову кукушки.
Кешалии могут одарить счастьем, но жестоко мстят за непочтительное отношение к себе. Так, за проступок одного человека может пострадать весь табор или деревня, потому что взмахом руки они могут сжечь все вокруг. Однако к новорожденным кешалии добры, а для отдельных счастливчиков они могут сплести прозрачную рубашку из волос. Эта невидимая для глаз рубашка, надетая на ребенка, будет всю жизнь приносить ему удачу.
Если кешалия влюбляется в молодого цыгана, то посылает ему золотую веревку и этой веревкой притягивает его к себе. Первый же ее поцелуй заставит мужчину забыть и свой табор, и семью. Но эти отношения обречены. Ребенок от такой связи быстро умирает, после чего опечаленная кешалия меняет белые одежды на черные и уходит еще выше в горы. Там в горе она рвет волосы и серебристые пряди разносятся по ветру — люди называют их осенней паутиной. Кстати, цыганки, которые мечтали о ребенке, съедали эту паутину и приговаривали:
Пряди, кешалия, пряди.
Пока в ручьях вода бежит,
И к нам дитя крестить приди,
Коль красный твой шнурочек свит.
Ребенка нам ведь ты дала,
Так свей ему шнурок сама.
Кешалия, кешалия!
Брошенный кешалией цыган терял рассудок и обычно умирал осенью от тоски. Но даже без любовных страстей каждая кешалия жила ровно 99 лет, после чего была обречена умереть и стать жертвой лошоличей, чудовищных лесных духов.
У кешалий есть королева Ана, жизнь которой служит залогом существования всех кешалий, поэтому они кормят ее своей кровью. Она живет уединенно в черном дворце на неприступной горной вершине. Когда-то королева кешалий вынуждена была стать женой царя лошоличей и от этого союза появились на свет девять демонов болезней. Обычно они принимают фантастический вид.
Например, Мелало в облике серой птице с двумя головами насылает бешенство, а Порескоро с четырьмя собачьими и кошачьими головами, птичьим телом и змеиным хвостом приносит чуму и холеру. При этом на земле королева кешалий может принять образ жабы с золотым пузом. Опытные люди знают, что там, где такая жаба проползет, спрятаны в земле сокровища.
Другие горные девы в цыганском фольклоре — златокудрые и голубоглазые красавицы урмы. Они живут золотых и серебряных дворцах, которые стоят в ущельях, и в каждом дворце ровно 99 урм. Подобно греческим харитам и богиням судьбы, мойрам или норнам, урмы всюду появляются по трое. По ночам они навещают младенцев и предсказывают им судьбу. При этом одна урма одаривает человека счастьем, другая горем, а третья равнодушна к людям, поэтому не дает им ни радостей, ни печалей.
Несложно заметить, что и урмы, и частично кешалии играют роль цыганских богинь судьбы или более знакомых нам по сказкам фей, которые награждают новорожденного как дарами, так и проклятиями, как в «Спящей красавице».
Днем урмы танцуют на горных лугах и лесных полянах, которые в такие минуты окружает стена волшебного огня. Больше всего они любят свободу, однако их красота привлекает отчаянных парней. Чтобы взять урму в жены, надо найти такой луг, выкопать там яму и спрятаться в ней, а во время танца изловчиться и поцеловать урму в левую ступню. После этого она оказывается во власти поймавшего ее человека и станет его женой. Впрочем, такой брак редко бывает счастливым, хотя урма принесет мужу богатство и удачу.
Горная дева не найдет мест среди людей и будет грустить о потерянной свободе, даже если полюбит мужа. А когда родятся у нее сразу три маленькие урмы, прекрасная дева превратится в старуху. Старые урмы живут одиноко в хижинах где-нибудь в чаще леса, отвергнутые и людьми, и своими сестрами. Однако они могут исцелить больного. Маленькие урмы обитают в дуплах деревьев или под кустами, а повзрослев, пополняют свиту королевы урм Матуйи. При этом урма умирает только в том случае, если вырвать у нее из головы три золотых волоса.
Злые урмы любят обольщать мужчин и стравливать их в безнадежном поединке за ее благосклонность. Даже если они друзья или братья, все равно начнут драться и убьют друг друга. Также урмы покровительствовали животным. Согласно цыганским поверьям, можно научиться понимать язык зверей и птиц, если поцеловать спящую урму.
При этом урмы могут наслать на человека или даже на целый табор бешенство, если убить какое-либо животное, которое находится под их защитой. Особенно это касается чудовищного желтого ежа Чагрина с драконьими лапами и чешуйчатым животом, который живет 999 лет. Он мучает скот, забираясь на спину лошади или коровы, так что они покрываются нарывами. Чтобы вылечить животное, цыгане рисуют на красной ткани углем или мелом двойной крест и покрывают этой тряпкой лошадь или корову на весь день. Ночью ее снимают, прячут в дупло и заколачивают его с такими словами:
Оставайся-ка ты здесь,
Пока станет тряпка зверем,
Пока станет зверь осиной,
А осина человеком.
Человек тебя убьет.
Чагрина также можно отпугнуть запахом сожженных перьев из перин и подушек, пеплом ветки ясеня, который рассыпают под копытами лошадей в рождественскую ночь или шкуркой ласки, прибитой железными гвоздями к столбу. При этом цыгане верят, что когти чагрина могут увеличить мужскую силу.
Если говорить о жутких существах цыганских легенд, то это в первую очередь уже упомянутые лошоличи, живущие в глухих уголках лесов. Цыгане вообще не очень любили лес, боялись его, он представлялся им опасным пространством. В лошоличей по воле дьявола превращались грешники и злодеи. Выглядят они как лохматые, покрытые шерстью зубастые чудища с ушами, висящими до плеч, длинными руками, тонкими ногами, горящими глазами и приплюснутым носом, а рот растянут до ушей.
Лошоличи настолько сильны, что вырывают дубы с корнями и бросаются скалами. Женщине нельзя даже смотреть на это чудо-юдо, иначе у нее родится безобразный ребенок. А если сам лошолич увидит женщину, то утащит ее в свое логово, превратит в тощую лошадь и замучает до смерти работой. Однако спастись можно, если бросить в чудище пригоршней семян дурмана. Это универсальный оберег цыганской бытовой магии, и лошоличи боятся его как огня. Обессилить лошолича можно, если ухитриться срезать волосы у них на ступнях, но мало кто способен на такой трюк. Но если получится, то чудище станет беспомощным и скоро умрет, а дьявол бросит его тело в костер. Пепел от такого костра превращает человека, заключившего союз с нечистым духом, в нового лошолича. Царь лошоличей живет где-то в Африке, но может наведаться в любую страну. Такой визит оборачивается эпидемией для людей.
Непримиримым врагами лошоличей являются джуклануши. Это заклятые колдунами хорошие люди, и выглядят они как могучие великаны с собачьими головами и ногами. Джуклануш может спасти человека от лошолича. Вообще стоит этим существами увидеть друг друга, как начинается смертный бой. От грохота битвы человек может даже оглохнуть. Лошоличи часто нападают на общины джукланушей, но чаще всего проигрывают сражение, ведь джуклануши — ловкие существа. Раненного джуклануша можно спасти, если выпить каплю человеческой крови. В свою очередь, по мнению цыган, волос с головы самого джуклануша может вылечить любую человеческую болезнь. Однако если джуклануша рассердить, то он тоже может убить человека.
Джуклануши служат царю туманов и сторожат волшебное дерево, растущее перед его дворцом. На этом дереве всегда растет три золотых яблока, которые дают людям счастье, здоровье и богатство. Если их сорвать, то яблоки вырастут вновь, но дворец царя туманов скрыт от людей и путь туда никому неизвестен.
Кстати, джуклануша можно расколдовать, но для этого девушка должна его полюбить и поцеловать прямо в собачью морду. Но желающих обычно не находится.
В цыганских сказках и легендах встречается и леший — Вэшитко. Интересно, что его облик совпадает у цыган-христиан с образом Николая Чудотворца, которого они почитают как покровителя лошадей. Причем икону святого Николая цыгане брали даже когда отправлялись воровать коней. Но если дело не выходило, то могли и поругать святого. Лесной отец или хозяин представал благообразным седым стариком, который ночью мог подсесть к костру.
Внешне безобидный, он мог мгновенно вырасти выше дерева и обладал недюжинной силой. Отношения цыган к нему было настороженным. С одной стороны, в хорошем настроении лесной хозяин мог указать место, где спрятан клад, наградить за честность. С другой стороны, он мог заездить лошадей, завести человека в глухую чащу, обмануть, навязать спор, который нельзя выиграть — словом, жестоко поиграть с людьми.
И тем не менее, цыганки обращались к нему за помощью, чтобы узнать, вернуться ли их мужья, братья, сыновья с промысла. Для этого женщины уходили на опушку леса, вбивали колья и вешали мужские рубашки, спрашивая о благополучном возвращении мужчин. Если в ответ они слышали песню, свист или щелканье кнута, значит цыгане вернутся с добычей. Собачий лай означал, что добычи не будет, звон ключей предвещал казенный дом, а выстрел — смерть цыгана. Также цыгане почитают святого Георгия. Заговоры, обращенные к святому, призваны защитить лошадей от происков нечистой силы.
Самые отвратительные существа цыганских поверий — это мулы, они же мули или мулло. Они выглядят как бледные бескостные создания, которые, чтобы сохранить силу в телах, варят друг друга в котлах. Фактически, это мертвецы, нежить. Мулами становятся умершие дети, похищенные из могил такими же мулами. Они варят их в луговой росе, после чего те, вырастая, тоже становятся мулами. Живут они тридцать лет, после чего возвращаются в могилы и проваливаются в преисподнюю. В новогоднюю ночь мулы особенно опасны, так как в это время они отправляются на поиск жен и воруют цыганок. Похищенная девушка также обречена стать мулом.
Чтобы обезопасить себя, девушки посыпают постель семенами дурмана. Я уже говорила, что цыгане приписывают этому растению способность отпугнуть любую нечисть. Впрочем, мулы занимаются воровством не только живых, но и сокровищ, поэтому их пещеры полны драгоценностей. Ночами они пробираются в табор, чтобы душить и мучить спящих. Если же человек проснется, то мул сворачивается в клубок и катится в горы.
Чтобы защитить умерших детей от похищения, цыгане кладут кусок мяса — чтобы мул принял его за ребенка и утащил вместо него, или же горох, который как и семена дурмана считается мощным средством от козней нежити.
В реках живут ниваши и «дочери нивашей» (впрочем, дочерьми они были лишь условно, скорее уж наоборот) — цыганская разновидность водяных и водяниц. Поэтому любой мост считался опасным местом даже днем, ведь из воды может выскочить толстый зеленоглазый ниваш с красными волосами и бородой и лошадиными копытами и утащить человека на дно. Там с помощью колдовства он вынет из человека душу, засмолит ее в горшке и будет радоваться ее жалобным стонам. Поэтому на мосту суеверные цыгане трижды плюют в воду, а молодожены, возвращаясь из церкви мимо реки, обязательно бросают в воду яблоки и орехи, чтобы задобрить водяных стариков.
Ниваши могли как исцелять, так и насылать болезни, поэтому с ними лучше было не ссорится.Кроме того, цыгане верили, что ниваши могут научить колдовской науке, поэтому все ведьмы — их ученицы. Так что если женщина слишком часто ходила к реке ночью, ее могли заподозрить в колдовстве.
Речные девы, «дочери нивашей», живут отдельно, в богатых подводных палатах, и ниваши им прислуживают. Прелестные речные девы не так враждебно настроены к людям, как ниваши, но и с ними лучше быть осторожными, особенно мужчинам. Речные девы могут спасти парня или девушку от ниваша или козней ведьмы, если их как следует задобрить — бросить в реку побольше яблок и яиц.
Белокожие красавицы с распущенными до пят волосами, одетые лишь в красные туфельки, в лунные ночи пляшут на поверхности воды или же водят хороводы на лугах, покрытых росой. Их волшебное пение может вскружить голову молодому цыгану, но не стоит поддаваться этим чарам, иначе они утащат его на дно. Там «дочь ниваша» поцелует суженого, у него отвалится верхняя губа (таких называют безгубыми - бимуйакрами), и он никогда уже не вернется в родной табор.
В браке с человеком у речной девы родится трое детей — мальчик станет нивашом, а две девочки речными девами. После рождения третьего ребенка «дочь ниваша» и ее супруг умирают. В этот час на реке поднимается сильная буря, которая стихает так же внезапно, как начинается. И весь табор знает, что умерла речная дева и ее смертный муж. Души обоих отправляются прямо в преисподнюю.
Впрочем, был способ жениться на речной красавице и остаться на земле. Для этого надо было в полнолуние на росистом лугу рассыпать семена дурмана. «Дочери нивашей» застынут как вкопанные, и в этот момент надо снять с одной из них красные туфли. Тогда речная дева станет верной и любящей женой, принесет ему удачу, а вся семья будет под покровительством ее сестриц. Но если замешкаться и не снять башмаки, тогда речные девы разорвут дерзкого смертного, и ничто его не спасет.
В цыганских легендах встречаются и в целом положительные существа, хранители богатств, которые могут поделиться ними и с человеком. Прежде всего, это карлики-шигномануши, размером всего с палец. Маленькие человечки живут в пещерах, где хранят сокровища, и охотно делятся ними с сиротами и бедняками. Но на зиму они перебираются поближе к человеческому жилью. Живут они парами, муж и жена. По ночам пьют коровье молоко, но от этого его становится только больше.
Они приносят благосостояние дому, где обитают, и защищают людей и домашний скот от болезней. Несколько волосков из бороды шигномануша приносят человеку крепкое здоровье и процветание. Однако рассказывать о них посторонним нельзя, иначе шигномануши обидятся и уйдут, а вместе ними исчезнет и благополучие.
В подземном царстве живут пшувуши, народ покрытых шерстью карликов. У них есть свои города, деревни и таборы. Вход в их царство закрыт большим черным камнем, вокруг которого растет крапива, которой пшувуши топят свои печки. Всюду они носят с собой два яйца, красное и белое. Красным они отодвигают камень, чтобы войти или выйти из своей страны, а белое служит навигатором, если пшувуш заблудился и не знает, где находится вход в подземное царство. Тогда это яйцо приведет карлика к черному камню.
Пшувуши живут обособленно и по земле передвигаются невидимками. За услугу могут щедро отблагодарить, понравившегося человека осыпать золотом и драгоценными камнями. Но лучший подарок — это волос пшувуша. Он может превращать в золото любой предмет и приносит небывалый достаток. Например, однажды пшувушка отблагодарила цыгана тем, что бросила свой волос в костер, так что уголь и дрова превратились в золото. Но как всякие волшебные создания, они своенравны и от обиды могут серьезно напакостить.
Рассерженные пшувуши уводят в свое царство цыганок, девочек и взрослых женщин, чтобы впоследствии они стали их женами. К тому же карлики терпеть не могут дровосеков, которые по незнанию заваливают входы в подземную страну пшувушей, и вредят им как могут. Так что иногда цыганам приходилось принимать меры против распоясавшихся карликов. Считается, что смерть пшувуша спрятана в яйце черной курицы. Чтобы избавиться от карлика, надо было поймать ее, вынуть яйцо и бросить в воду. Тогда земля задрожит как при землетрясении, и хозяин яйца умрет.
Вообще яйцо черной курицы в цыганской мифологии — это магический предмет. Например, в нем заключена жизнь и других сверхъестественных существ — машурдалов. Это горные великаны-людоеды, могучие, но глупые существа. Они живут семьями и стерегут большие богатства, но хитрым и ловким цыганам не раз удавалось их одурачить. Каждый машурдал постоянно носит с собой черную курицу. Раненному или больному великану достаточно съесть одно яйцо такой птицы и тут же поправиться. Поэтому сначала надо было убить черную курицу и избавиться от всех яиц, и тогда с машурдалом можно справиться.
При этом кровь великана давала человеку необыкновенную силу. Кроме того, у каждого машурдала есть волшебная уздечка. Если набросить ее на шею великану, он станет костлявой лошадью, быстрой словно стрела. А каждая семья великанов хранила яйцо совы, прожившей тысячу лет. В нем жил червь, приносивший счастье владельцу.
И наконец есть еще спорники — создания, приносящие удачу. Выглядели они как нарядно одетые мальчики и девочки, обычно в голубые штаны или юбки, и красные рубашки и кофты. Живущие в доме, шатре или в кибитке, они обеспечивали своим хозяевам благосклонность фортуны во всех делах. Взамен хозяин должен был предоставить им место для жизни — сундук, а также всякие предметы туалета, потому что спорники обожают ухаживать за собой, это самые модные духи. Поэтому им следовало дарить зеркальце, расческу, пудру, помаду.
Спорники не выносят брани и грубости, и в этом случае немедленно покидают хозяина. Правда, в цыганских поверьях различают спорников двух видов — одни и впрямь приносили добро, считались посланниками ангелов, а вот другие приходили от нечистой силы и вредили. Таких спорников отличали по маленьким рожкам.
Мир цыганской мифологии и бытовой магии слишком велик для одной статьи. Возможно, в следующих статьях я к нему вернусь.