К Дню социального работника публикуем интервью с выпускником 2021 года программы «Социальная работа» Вадимом Кулагиным.
– Вадим, на Ваш взгляд, что выделяет социальную работу среди множества других направлений?
– Социальную работу выделяет способность посмотреть на человека и на его среду обитания в целом. Специалист по социальной работе не оценивает какой-то изолированный аспект личности человека – биологическую, социальную, психологическую, духовную составляющую, а учитывает совокупность факторов.
– Насколько сейчас востребован специалист по социальной работе на рынке труда? Можно ли назвать эту профессию престижной?
– Хороший специалист по социальной работе востребован всегда, особенно в меняющемся ландшафте социальной сферы. Сейчас очень нужны новые, невыгоревшие, мотивированные кадры.
Вот вопрос о престижности непростой. С одной стороны, в массовом сознании еще нет отчетливого понимания, кто такой специалист по социальной работе и чем он занимается. С другой стороны, мы призваны выполнять и решать сложные многофакторные проблемы, которые требуют соответствующих компетенций и творческого подхода, и уже сейчас на рынке труда существуют организации, которые готовы по достоинству оценить труд таких специалистов. Мне, конечно, хочется считать социальную работу престижной.
– Учеба в вузе – это важный этап взросления для вчерашних школьников. Какие личностные качества удалось развить во время учебы?
– После университета моя жизнь сильно изменилась, но импульс для этих изменений был дан во время учебы. Обучение действительно помогло развить личностные качества: честность перед собой и другими людьми, ответственность, трудолюбие, послушание.
Учеба в университете была непростой и, можно сказать, волнообразной, но закончить обучение удалось, как мне кажется, все-таки на гребне волны. Наверное, самое важное изменение, которое произошло за время обучения, – я пришел к вере.
– Как ПСТГУ попал в Ваше поле зрения?
– Так получилось, что когда я поступал, то смотрел на университет как на своего рода перевалочный пункт. Для меня – на тот момент не воцерковленного и вообще не религиозного человека, который, как и многие, привык скептически воспринимать Русскую Православную Церковь, ПСТГУ не был вузом, где я собирался получать образование. Я просто искал московский вуз, в который у меня есть 100-процентные шансы поступить: забил свои данные по ЕГЭ на сайте Учеба.ру, и ПСТГУ оказался одним из рекомендуемых учебных заведений. Я думал, что поступлю сюда, но параллельно буду искать работу с хорошим заработком и потом поступлю в обычный, светский, «нормальный» университет. Но жизнь сложилась иначе.
Пока я учился, начал потихоньку освобождаться от популярных стереотипов о христианстве и Церкви, проникаться всем, что происходит в университете, и постепенно воцерковляться. Так что за время обучения в нашем университете я нашел главное – Бога и любовь. Под любовью я, конечно, имею в виду свою жену Медею, которая тоже училась на направлении «Социальная работа».
– Что Вам помогло изменить отношение к христианской вере и к Церкви?
– Люди помогли. Добродушные, обаятельные, очень внимательные люди, готовые выслушать и ответить на самые глупые вопросы. Это и конкретные преподаватели, и ребята со старших курсов нашего направления, и старшие ребята из общежития, у которых был опыт церковной жизни и обучения в университете.
– Какой предмет у Вас был самым любимым и какие дисциплины вызвали наибольшие трудности?
– Я назову несколько любимых дисциплин, потому что мне очень сложно выбрать одну. Больше всего мне нравились дисциплины, которые преподавали Татьяна Валерьевна Зальцман и Ксения Александровна Гниденко. Они преподавали очень живо, интересно, и их академичность притягивала, а не отталкивала.
Если говорить о богословских дисциплинах, то я хотел бы выделить три: догматическое богословие, которое преподавала Светлана Витальевна Никитина, просто выдающийся человек; экзегезу Нового Завета, которую вел Андрей Сергеевич Небольсин, и лекции по сектоведению Александра Леонидовича Дворкина.
Самыми сложными для меня оказались «Введение в литургическое предание» и «Теория социальной работы».
– Есть ли в Вашем студенческом багаже какая-то яркая история?
– Запомнившихся, наполненных экшеном историй очень много. Одна из самых ярких – игра в тайного Санту в Иоанно-Богословском монастыре во время кафедральной поездки. Когда ко мне подошли со шляпой, в которой лежали листочки с именами, я сказал сидящим рядом одногруппникам: «Смотрите, сейчас я вытяну листок с именем своей будущей жены». И вытянул листок с именем «Медея». В тот момент мы с этой девушкой почти не были знакомы. Забавно, что тогда я сам испугался своих слов, поэтому обменялся листками со своим одногруппником и подарил подарки другому человеку.
С Медеей мы начали общаться чуть позже, когда участники этой кафедральной поездки стали делиться впечатлениями и фотографиями. Наш диалог возник на фоне общего опыта, благодаря ему у отношений появился некий объем. Потом мы начали интересоваться жизнью друг друга, и в какой-то момент все стало понятно.
– Как сложилась Ваша жизнь после завершения обучения? Есть ли возможность работать по специальности?
– После окончания вуза я женился и нашел хорошую работу. В принципе, всегда нахожусь в режиме обучения, у меня много планов, и я не собираюсь останавливаться.
На данный момент работаю в психоневрологическом диспансере №1 специалистом по социальной работе. После бакалавриата я прошел профессиональную переподготовку и получил диплом практикующего психолога и психолога-психотерапевта.
– Чем же занимается специалист по социальной работе в диспансере?
– Деятельность специалиста по социальной работе здесь можно разделить на две формы – амбулаторную, которая осуществляется в стационаре, и выездную. В стационаре мы занимаемся проведением групповых занятий: тренинги коммуникативных навыков, тренинг по социальной адаптации и нейрокогнитивные тренинги. Также проводим консультации по социальным, психологическим темам и немного помогаем в юридической сфере.
Выездная работа специалиста по социальной работе может включать и просто доставку лекарств, и выезды к пациентам для составления акта социальных условий проживания, а также выездов с пациентами в различные инстанции – прокуратуру, суды, департамент защиты населения, органы социальной защиты населения и так далее. Мой коллега назвал нас «супермены в белых халатах».
Беседовали первокурсники направления «Социальная работа»
Материал подготовлен к публикации редакцией сайта ПСТГУ
Сайт ПСТГУ: https://pstgu.ru/