Найти в Дзене
Людмила Рубинская

Михаил Чехов разъясняет

Отрывки из писем Михаила Чехова (кто помнит о нём, великом...), где он разбирает, разъясняет (себе, другу) главы из книги Рудольфа Штайнера "Эвритмия — искусство видимой речи". Привожу их отчасти потому, что где-то здесь же обнаруживаются и наши со студентами поиски и размышления и даже некоторые практические опыты. Освоение родной и иностранной фонетики может быть очень интересным процессом) Немного из жизни гласных:
А — полное раскрытие Sprachorganismus'a (организма речи). Стремление выйти вовне. А — самая согласная из всех гласных. Полная противоположность букве А — есть Ü. При Ü весь Sprachorganismus закрыт. Ü — самая гласная из всех гласных. При А — человек засыпает, при Ü — наиболее бодрствует. При Ü сильно связывается. Между А и Ü — лежит О; оно содержит в себе в гармоническом соединении процессы: себя-раскрытия (А) и себя-закрытия (Ü). При О — человек несколько больше aufwacht (пробуждается), чем в данную минуту. Ü — значит: хочу бодрствовать по отношению к чему-то, что

Отрывки из писем Михаила Чехова (кто помнит о нём, великом...), где он разбирает, разъясняет (себе, другу) главы из книги Рудольфа Штайнера "Эвритмия — искусство видимой речи". Привожу их отчасти потому, что где-то здесь же обнаруживаются и наши со студентами поиски и размышления и даже некоторые практические опыты. Освоение родной и иностранной фонетики может быть очень интересным процессом)

Немного из жизни гласных:
А — полное раскрытие Sprachorganismus'a (организма речи). Стремление выйти вовне. А — самая согласная из всех гласных. Полная противоположность букве А — есть Ü. При Ü весь Sprachorganismus закрыт. Ü — самая гласная из всех гласных. При А — человек засыпает, при Ü — наиболее бодрствует. При Ü сильно связывается. Между А и Ü — лежит О; оно содержит в себе в гармоническом соединении процессы: себя-раскрытия (А) и себя-закрытия (Ü). При О — человек несколько больше aufwacht (пробуждается), чем в данную минуту. Ü — значит: хочу бодрствовать по отношению к чему-то, что против меня. Между А и ü располагаются все гласные. О лежит между ними не совсем в середине, а так, как кварта лежит в октаве. О = состояние: между засыпанием и пробуждением. Отсюда древнее упражнение со слогом ОМ (aum). Если часто повторять этот слог, думали древние, то придешь в состояние между сном и бодрствованием. Следующий этап у древних был — произнесение: AОÜM. Здесь А и Ü стремятся друг к другу, и древний, говоря этот слог, мог путешествовать из состояния А в состояние Ü. (О — лежит, естественно, между ними.).................
В жестах живет человек. Жест пропадает в язык. Когда произносится слово — человек появляется вновь в слове. И в том, что человек говорит, — мы находим всего человека. Но речь нужно уметь образовывать (gestalten). Короче: в речи воскресает в жестах пропавший человек.
...............существует шесть нюансов речи. Об этих нюансах идет речь в начале второй главы и дальше идет следующее: учась этим шести нюансам, мы научаемся жест вводить в слово. Существуют буквы, которые называются: Bläser-Laut‘ы (трубные буквы) (звуки). Представим себе, что мы заморозили воздух в трубе во время ее звучания. Замороженная фигура даст прекрасный жест, скрытый в Bläser. Человеческий аппарат речи есть в известном отношении тоже Bläser — инструмент. И когда произносится Bläser-Laut, то получается в воздухе этот удивительный жест. Bläser-Laut’ы таковы, что их надо слушать и в слушании воспринимать заключенный в них жест. Bläser-Laut’ы: h, ch, g, sch, s, f, w. Другие буквы таковы, что скрывшийся в них жест вызывает потребность видеть этот жест. Эти буквы называются Stoss-laut’ы (ударные звуки): d, t, b, р, g, k, m, n. Затем есть одна Zitter-Laut (дрожащий звук): «r». Ее надо чувствовать руками. Если руки свободно держать и слушать «r», то должны быть как бы мурашки в руках (Jucken fühlen). Затем есть одна Wellen-Laut (волнистый звук: «l» — при ней возникает желание самому стать этой буквой (звуком). В ней текут в элементе жизни. L (когда ее другой произносит) — тоже надо чувствовать, но ногами, а не руками. В Bläser-Laut‘ax жест настолько пропал в букве, что можно стремиться только слышать его. Поэтому у хороших поэтов, если они хотят выразить что-нибудь, что далеко от человеческого, они инстинктивно пользуются этими Bläser-Laut’ами.