Папа, мама и 9 детей. Беседуем с семьей Горбачевых, для которых одна из семейных традиций – учеба в Свято-Тихоновском университете. Родители – Андрей Александрович и Анастасия Сергеевна – уже выпускники ПСТГУ, а близнецы Ульяна и Ксения планируют поступать в этом году.
Часть 1. Родители-выпускники
– Андрей Александрович и Анастасия Сергеевна, как вы познакомились друг с другом и с нашим университетом?
Андрей Александрович: Мы учились в университете (тогда он еще был институтом) на заочном отделении…
Анастасия Сергеевна: …и познакомились благодаря учебе. Мой супруг учился на один год старше, он поступил в 1997, а я – в 1998 году. Тогда интернета не было в широком доступе, литературы тоже не хватало, проконсультироваться было не с кем. На заочном отделении в те годы контрольные работы отправлялись на проверку по почте. И вот, кто-то мне сказал, что в нашем храме есть певчий Андрей, который тоже учится в ПСТБИ. Я подошла к нему с просьбой отвезти мои работы. Так началось наше знакомство. Мы и дальше продолжали общаться, обменивались литературой, Андрей давал мне советы по учебе, а в 2001 году мы поженились.
Андрей Александрович: Видно, эффективные были советы…
Анастасия Сергеевна: Благодаря советам супруга я училась достаточно хорошо, иногда даже лучше него.
– Есть в памяти какой-то пример эффективных советов?
Андрей Александрович: На государственном экзамене я не смог ответить на один вопрос и получил четверку. Рассказал супруге, а ей достался на экзамене тот же вопрос, и она получила отлично.
– А как в ваше время проходила учеба у заочников?
Андрей Александрович: Ездили в Москву, на первых курсах жили там всё время сессии, пока читают установочные лекции, проводят консультации и экзамены. Когда я начал учиться, мне было уже 33 года. Не собирался учиться в богословском вузе, думал о катехизаторских курсах, потому что не так давно пришел в Церковь. Но кто-то мне сказал, что есть Свято-Тихоновский институт – я приехал, пообщался, подумал: «О, какие тут люди приятные», – и мне захотелось здесь учиться. Раньше было довольно просто поступить, но на первом курсе половина отсеивалась.
Анастасия Сергеевна: Это так. Когда я поступала в 1998 году, перед началом учебы в Николо-Кузнецком храме протоиерей Димитрий Смирнов (тогда он был проректором по учебной работе) служил молебен на начало учебного года. Царствие Небесное батюшке! Храм набился битком, нас было человек 300. Отец Димитрий вышел на амвон, и я подумала, что он сейчас скажет напутственное вдохновительное слово. А он вышел, молча осмотрел нас и сказал: «Вот вы тут стоите, полный храм. Пройдет пять лет, и от вас останется 10%». Прошло пять лет, и действительно, на благодарственном молебне по окончании учебы нас стояло человек 30 у этого же амвона, те самые 10%. Поступить было легко, а учиться очень сложно.
– Как назывался факультет, на котором вы учились? И какие специальности у вас в дипломах написаны?
Андрей Александрович: Наш факультет несколько раз переименовывали: вначале это был катехизаторский факультет, потом миссионерско-катехизаторский, потом катехизаторско-педагогический. К концу моего обучения его разделили на педагогический и миссионерский. По диплому я специалист-религиовед.
Анастасия Сергеевна: А я бакалавр религиоведения.
– В каком году вы закончили обучение?
Анастасия Сергеевна: в 2004 году мы оба получили дипломы. Я окончила бакалавриат, а супруг – специалитет. В нашей семье родились 9 детей: три девочки и шесть мальчиков. Когда я сдавала государственные экзамены, то ждала второго ребенка. Когда наш сын родился, мы назвали его Тихоном, потому что действительно многим обязаны святому Патриарху.
Андрей Александрович: Мы его считаем нашим покровителем.
Анастасия Сергеевна: Да, буквально – помощник и покровитель!
– После получения дипломов вы продолжили свое обучение?
Андрей Александрович: В нашей семье начали рождаться детки, и на какое-то время супруга учебу отложила, а я пошел на соискательство, потому что в епархии мной не заинтересовались, и я решил, что нужно продолжить учебу. Поступил на соискательство и защитил диссертацию в 2011 году. Я начал учиться в 33 года, а закончил в 46 лет: 7 лет был на заочном обучении и 7 лет на соискательстве. Диссертацию защитил по теме «Экклезиология священномученика Илариона (Троицкого)».
Анастасия Сергеевна: Наш третий сын носит имя святителя Илариона.
Андрей Александрович: Фамилия моей супруги в девичестве – Троицкая, а святитель Иларион – это свойственник моей супруги, потому что предки жены и родители владыки были кумовьями.
Анастасия Сергеевна: Мы считаем, что молитвами святителей Тихона и Илариона и наша семья состоялась, и детки родились. И святые продолжают о нас заботиться. Андрей Александрович наконец-то работает по специальности, нарасхват в епархии. Это благодаря тому, что мы окончили университет. Кстати, сейчас я обучаюсь в магистратуре на историческом факультете Тульского педагогического университета.
– Вот это да, очень вдохновляющее стремление к образованию! А в каком качестве Андрей Александрович сейчас трудится в епархии?
Андрей Александрович: Мы проживаем на территории Тульской митрополии, а она разделена на две епархии: Белевскую и Тульскую. В Белевской епархии я катехизатор, а в Тульской – секретарь Ученого совета в семинарии, преподаватель, исполняющий обязанности заведующего кафедрой. Также я один из авторов на портале «Православие.ру» и заместитель главного редактора журнала «Духовный арсенал». И до сих пор остаюсь певчим в своем приходе. В издательстве Сретенского монастыря по благословению владыки Тихона (Шевкунова) у меня вышла книга про владыку Илариона – «Жизнь и труды священномученика Илариона». Все это случилось благодаря учебе в ПСТГУ. Мы очень благодарны и отцу ректору, и преподавателям. Всегда вспоминаем с теплом, для нас Свято-Тихоновский – это альма-матер.
Анастасия Сергеевна: Поэтому, когда перед нашими девочками, Ульяной и Ксенией, встал вопрос «Куда поступать?», первое, о чем мы подумали, – конечно, Свято-Тихоновский! Это среда общения, это уровень образования, это то, в чем мы уверены.
Часть II. Дети-абитуриенты
– Ксения и Ульяна, очень приятно познакомиться! Вы близнецы, но планируете поступать на разные факультеты. Почему?
Ульяна: Пожалуй, я начну, поскольку я на 10 минут старше. Я поступаю на историческое направление историко-филологического факультета. Во-первых, родители историей увлекаются, мама училась на историческом, да и по жизни история всегда шла рядом со мной. Изначально я планировала поступать на «Социальную работу», мне нравится помогать людям, но, пока я готовилась к ЕГЭ по истории, она меня так затянула, что я решила изучать именно ее.
Ксения: А я всегда любила рисовать, и мне очень хотелось выбрать специальность, связанную с рисованием, и чтобы она не противоречила моему мировоззрению и образу жизни. Поэтому я решила, что будет интересно обучаться иконописи. На ЕГЭ уже сдала литературу, остался русский язык и творческие испытания[1], которые я очень надеюсь сдать.
– В Университете все студенты изучают богословские дисциплины – например, Священное Писание Ветхого и Нового Завета, введение в литургическое предание. Есть ли предметы, которые вас особенно интересуют?
Ксения: Мне бы хотелось лучше изучить богослужение и литургику, интересен церковнославянский язык. Очень хочется углубиться в православие.
Ульяна: Я примерно так же. Мы смотрели предметы, изучаемые на наших программах. Мне кажется, там достаточный объем богословских дисциплин.
– А среди профильных какие предметы привлекли особенное внимание? Может быть, уже есть идеи, какими темами хотелось бы заниматься основательно?
Ксения: Я знаю, что иконописцы ПСТГУ специализируются на новомучениках и исповедниках Церкви Русской, и у меня есть три любимых новомученика из Оптиной пустыни – иеромонах Василий, инок Ферапонт и инок Трофим.
Ульяна: Они еще не канонизированы.
Анастасия Сергеевна: Но мы этого очень ждем.
Ксения: Если через несколько лет их прославят, может быть, я напишу их иконочку в качестве дипломной работы.
Ульяна: А мне интересна культура и искусство. Надеюсь, что можно будет написать выпускную работу, которая затронет одновременно и историю, и культуру.
– А чем вы занимаетесь во внеучебное время – есть ли какие-то увлечения?
Ксения: Летом мы несколько раз ездили на раскопки с тульским поисковым отрядом «Безмолвие», искали останки бойцов Великой Отечественной войны.
Ульяна: Наши знакомые отправились на раскопки и пригласили нас.
Анастасия Сергеевна: Знакомые – это родственники священномученика Илариона, правнучки двоюродной сестры владыки. Мы давно дружим с их семьей, их девочки немного старше и давно занимаются поисковой работой. Они предложили и нашим детям принять в этом участие.
– Это очень хорошее, серьезное занятие! А есть ли место, например, музыке в вашей жизни?
Ульяна: Мы окончили 7 классов по аккордеону. Мне очень нравится эта возможность выплеснуть свои эмоции в музыку. Правда, сейчас мы больше занимаемся волонтерством.
Ксения: Когда на концертах мы выходили выступать друг за другом, в зале слышалось: «Ой, она же только что выступала!» А еще у нас был прекрасный дуэт.
Андрей Александрович: Самым эффектным был дуэт, когда они исполняли «Кумпарситу». Добавлю, что аккордеоном девочки занимались достаточно плотно – стали лауреатами и призерами разных конкурсов, включая международные.
Ксения: Какое-то время у нас было только три занятия: школа, аккордеон и дом.
Андрей Александрович: Можно сказать, что семья для девочек тоже хобби. У нас большой дом, есть огород, всем детям приходится много помогать по хозяйству. В начале семейной жизни я почему-то думал, что у меня девочек уже не будет, одни мальчики, и, когда дочери родились, отнесся к ним скептически. А сейчас думаю: «Слава Тебе, Господи! Что бы мы делали без девочек? Мы бы пропали». Они большие молодцы, много помогают маме – даже в этом году, когда очень усердно готовятся к поступлению.
– Ульяна и Ксения, вы были на Дне открытых дверей 14 мая. Какие у вас остались впечатления?
Ульяна: Когда мы приехали на День открытых дверей, то встретили очень отзывчивых и доброжелательных людей из числа организаторов и координаторов. Например, когда мы спускались по лестнице и спросили, где можно взять воду, к нам подбежала девушка и стала спрашивать, все ли у нас хорошо. Очень понравилась эта готовность помочь и поддержать.
Ксения: Мы ездили в Москву одним днем: на автобусе три часа туда и три обратно. Нам понравилось! Мы говорили с теми, кто тоже собирается поступать, правда, на другие программы, педагогику и филологию, и они показались нам очень милыми, хотелось бы вместе учиться. Большинство ребят, с которыми мы познакомились, обучались в московских православных гимназиях.
Ульяна: Мне еще очень понравилось то, что была возможность сесть и поговорить с представителем профиля. Нас несколько человек собралось возле Юлии Евгеньевны Грачевой, и мы спрашивали ее обо всем, что волнует.
– Ксения и Ульяна, чего вы ожидаете от обучения и чем хотите заниматься после университета?
Ульяна: В процессе подготовки к ЕГЭ я заметила, что мне интересна не просто история, но интересно именно рассказывать о чем-то историческом другим людям. Возможно, впоследствии смогу проводить экскурсии по разным местам или буду преподавать, но не в школе.
Ксения: Я пока не знаю, но собираюсь писать иконы.
Анастасия Сергеевна: Ксения очень любит путешествовать, а труд иконописца это предполагает. Чтобы научиться писать иконы, нужно много копировать. Так что есть надежда, что Ксения много где побывает и увидит много интересного.
Ксения: Да, я видела в новостях, что иконописцы ездят в разные места, пишут и изучают образцы.
Ульяна: Юлия Евгеньевна говорила, что студенты-историки тоже совершают поездки каждый месяц и знакомятся с памятниками и первоисточниками. Мне это очень понравилось.
– Ксения, Вы сказали, что Вам близки оптинские иноки, пострадавшие в 1991 году на Пасху, и хочется написать их икону, если их прославят. Оптина пустынь как-то особенно Вам близка?
Ксения: Мы уже несколько лет ездим на послушания в Оптину пустынь.
Андрей Александрович: Девочки впервые попали туда года два назад, жили там неделю или полторы и остались под сильным впечатлением. Мы увидели, что они погрузились в эту атмосферу послушаний, монастырской молитвы и опыта, которого не дает приходская жизнь. Я только с девочками понял, какой это важный элемент в воспитании детей – возможность регулярно жить и трудиться в монастыре. Они там чувствуют напряженную церковную жизнь, и она их привлекает! Я очень рад, что они так это восприняли и что для них одно из самых больших поощрений, когда мы отпускаем их в Оптину на неделю. Хотя для светского человека такая поездка в монастырь – это нечто странное… просто покрутит пальцем у виска.
Ульяна: Мы как-то сказали в своей школе (обычной, не православной), что едем в монастырь… и с тех пор про монастырь не говорим. Говорим, что едем к родственникам.
Анастасия Сергеевна: На приходах в глубинке, а мы фактически живем в глубинке, хочешь или не хочешь, но живешь на несколько жизней – семья, Церковь и светское учебное заведение, где ты не можешь ни перекреститься лишний раз, ни сказать, что едешь в монастырь. Москва – это все-таки православный центр, у нас такого нет, и это очень тяжело на самом деле. Когда девочки приехали в Свято-Тихоновский, увидели, что, оказывается, там все это есть: можно жить полноценной христианской жизнью, общаться с православными на православные темы, то есть там люди живут на одной волне.
И еще очень важно, что произошло узнавание духа семьи. В Оптиной хорошо ощущается, что это православная, пусть и монашеская, но семья. Когда девочки приехали с Дня открытых дверей ПСТГУ, в глазах было это чувство узнавания – что там свои. Это было очень радостно.
Андрей Александрович: В Свято-Тихоновском все свои, православные, это еще больше укрепит их для дальнейшей жизни. Они сейчас поступят и уедут от нас, но это еще одна ступенька. Дай Бог, чтобы они в Свято-Тихоновском прижились и влились в эту новую семью.
Часть III. Одна университетская семья
– У вас есть общение с другими выпускниками университета?
Анастасия Сергеевна: В нашем окружении есть люди, которые тоже учились в ПСТГУ, и они все трудятся для Церкви. В плане просветительских трудов выпускников ПСТГУ влияние университета просто огромное. Например, мы с супругом более 10 лет занимались на своем приходе катехизаторской деятельностью. У нас в Туле есть семейная пара – священник и его матушка, они тоже выпускники Свято-Тихоновского и тоже ведут катехизаторские курсы. Через все эти курсы проходят десятки и сотни человек, то есть через нас, получивших образование в ПСТГУ, это образование получают многие другие люди.
Андрей Александрович: Один из моих знакомых выпускников – отец Антоний Кабанов, настоятель Благовещенского храма в селе Липицы, где родился священномученик Иларион (Троицкий). Выпускная квалификационная работа отца Антония в ПСТГУ была посвящена святителю Илариону, я ее рецензировал. Кстати, мы ездили в Липицы и принимали участие в съемках фильма, организованных Сретенским монастырем. Так часто происходит: начинаешь общаться с людьми, они узнают, что мы чтим владыку Илариона, и после этого мы становимся одной семьей.
Ксения: Я как-то в Оптиной разговорилась с одной женщиной на тему поступления, и когда она узнала, что я хочу поступать в Свято-Тихоновский на иконопись, то сказала: «О, факультет церковных художеств, мой любимый!» Оказалось, что она выпускница ФЦХ.
Анастасия Сергеевна: Для нас, наверное, самое главное, что ПСТГУ – это флагман церковной истории, особенно в том, что относится к подвигу новомучеников. Сюда стекается вся информация, здесь ведется исследовательская работа и разрабатывается иконография новомучеников.
Когда у нас с супругом возникло желание написать икону святых отца Тихона и матушки Хионии Архангельских (у них в семье было 18 детей – мы по-семейному коллеги), то мы стали искать, кто бы смог за это взяться – иконография этих святых еще не разработана, дело трудное. Спрашивали знакомых и в итоге вышли на выпускницу ФЦХ ПСТГУ. Она сказала: «Конечно, я обучалась у Марии Олеговны Глебовой, я вам напишу эту икону». К слову, дипломная работа у нее в свое время была по священномученику Илариону (Троицкому).
Так складывается все время, что в нашей жизни постоянно присутствуют владыка Иларион и Свято-Тихоновский университет. Мы очень надеемся, что передадим наших девочек в надежные руки святителя Тихона и он устроит их жизнь так же, как устроил нашу.
Беседовала Дарья Абрамова
Сайт ПСТГУ: https://pstgu.ru/