Найти тему

«От этого Терека в поэтах истерика»: как описывали Кавказ литераторы Серебряного века

Оглавление

«От этого Терека в поэтах истерика»: как описывали Кавказ литераторы Серебряного века

     Фото: Сергей Лычак / / ИА «Победа26»
Фото: Сергей Лычак / / ИА «Победа26»

Тему Кавказа в русской поэзии привыкли воспринимать прежде всего через стихотворения Пушкина и Лермонтова. Как представлен регион в Серебряном веке и в наши дни? Об этом ко Дню поэта, который отмечают 21 августа, «Победе26» рассказала доктор филологических наук Ирина Иванова из Ставрополя.

Диалог с романтической традицией

Именно романтики — прежде всего Александр Пушкин и Михаил Лермонтов — открывают в русской поэзии тему Кавказа. Они воспринимают регион как особое экзотическое пространство. По словам профессора кафедры отечественной и мировой литературы Гуманитарного института СКФУ Ирины Ивановой, для стихотворцев Серебряного века эти места — часть литературной традиции. Кавказ становится чем-то вроде темы для диалога с пишущими предшественниками.

«Примечательный текст — «Старый Гуд» Дмитрия Мережковского, литературная обработка осетинской легенды. Там Мережковский с традицией не спорит, а скорее, следует ей»,

— рассказывает Ирина Иванова.

   Филолог Ирина Иванова Фото: СКФУ
Филолог Ирина Иванова Фото: СКФУ

Романтическую традицию продолжает и молодой Николай Гумилёв. Хороший пример — стихотворение «Вам, кавказские ущелья». Однако в творчестве Гумилёва Кавказ не занимает значительного места, экзотическим идеальным пространством у него чаще выступает Африка.

Интересно стихотворение «Кавказское» Анны Ахматовой, где непосредственно о природе региона сказано лишь две из восьми строк, зато упомянуты Пушкин и Лермонтов. Похожим образом устроено стихотворение «На Кавказе» Сергея Есенина. Поэты говорят не столько о реальном Кавказе, сколько ведут диалог с его образом в литературной традиции.

Скептицизм и пародия

Если для романтиков XIX века Кавказ — некое единое художественное пространство, поэты Серебряного века смотрят на тему под совершенно разными углами. Всё чаще встречается скептическое отношение, деромантизация, пародия. Так, в стихотворении «Тамара и Демон» Владимира Маяковского мы встречаем строки: «От этого Терека /в поэтах/ истерика./ Я Терек не видел./ Большая потерийка».

   Владимир Маяковский Фото: Виктор Булла / / WkimediaCommons
Владимир Маяковский Фото: Виктор Булла / / WkimediaCommons
«Поэты Серебряного века больше не считывают Кавказ сам по себе. Для них он превращается в виртуальное место обитания великих предшественников и их персонажей. Реальный Кавказ перестаёт быть экзотикой, становится местом, вполне освоенным русским миром»,

— говорит профессор Иванова.

«Синий край России»

Кавказ в поэзии после Серебряного века — тема менее изученная. К ней периодически обращаются барды. Регион так или иначе упоминают Владимир Высоцкий, Булат Окуджава и другие.

«Что касается темы Ставрополья в поэзии XX века — край представлен больше в стихах локально известных, региональных авторов»,

— говорит Ирина Иванова.

   Поэт Иван Кашпуров Фото: Ставропольская научная библиотека имени М. Ю. Лермонтова
Поэт Иван Кашпуров Фото: Ставропольская научная библиотека имени М. Ю. Лермонтова

Среди региональных авторов, которые писали о Ставрополье, можно выделить Ивана Кашпурова, Валентину Слядневу.

Хрестоматийное стихотворение Кашпурова — «Ставрополье». «Ах, Ставрополье, синий край России,/ Ты — песня эскадронная отцов./ Меня сады, поля твои растили /Под птичий грай и перезвон овсов», — пишет автор.