В 2009 году здесь был открыт мемориальный музей Василия Аксенова. Нужно сказать, что сам писатель принимал большое участие в обсуждении планировки музея, экспонатов, рассказывал о событиях своей жизни в Казани и т.д. Поэтому обстановка в музее максимально приближена к коммунальной квартире 30-40–ых годов, в которой прошло детство будущего писателя, обстановка достоверна.
Но предлагаю сначала разобраться с некоторыми фактами из биографии Василия Аксенова.
Василий Аксенов родился 20 августа 1932 года в образованной и талантливой семье. Его родители Евгения Гинзбург и Павел Аксенов играли достаточно большую роль в жизни интеллигенции Казани.
Отец был председателем казанского Горсовета (говоря сегодняшним языком - мэр), мама занималась преподавательской и журналистской деятельностью. Надо заметить, что родители с большим энтузиазмом встретили революцию, принимали ее идеи и были ее сторонниками. Семья Аксеновых в это время была состоятельной, имели просторную квартиру и даже помощницу по хозяйству, часто отдыхали в санаториях и ездили в командировки в Москву. В доме царила атмосфера праздника. Когда Василию исполнилось пять лет, родителей арестовали по обвинению в контртеррористической деятельности. Евгению Гинзбург приговорили к 10 годам тюрьмы и еще 5 годам ссылки, а Павла Аксенова к смертной казни, которую затем заменили на 15 лет лагерей без права переписки. Маленького Василия изъяли из семьи «врагов народа» и отправили в костромской детский дом. Лишь спустя полгода дядя по отцовской линии Андреан Аксенов нашел мальчика, добился разрешения на опеку и на воспитание в семье.
Василий за этот период жизни в детском доме изменился до неузнаваемости: стал замкнутым, дерганным и молчаливым.
Как много пришлось семье приложить сил, чтобы этот ребенок вновь вернулся к обычной жизни.
Именно в домашней обстановке мальчик "оттаивает". А обстановка, к слову сказать, была самая простая: обычная мебель, простая еда, узкие комнаты, но домашнее тепло было бесценно.
В семье проживала семья Аксеновых со своими детьми, маленький Вася, бабушка. Приходилось мириться с теснотой, но, как говорится, не в обиде.
Т.к. семья владела только одной большой комнатой в коммунальной квартире, а хотелось хоть как-то разграничить пространство, то были сделаны тоненькие перегородки, высотой в метр и семьдесят сантиметров. И это решение создавало иллюзию нескольких комнат.
В то время не было излишек, к каждой вещице относились бережно, с большим уважением. Любую игрушку, предмет интерьера аккуратно хранили или использовали, создавая уют.
К мебели тоже было очень бережное отношение.
Ажурные скатерти, вышитые салфеточки создавали особую атмосферу. А звук тикающих часов наполнял жизнь размеренностью и покоем, хотя времена - то были очень тревожные!
Книги были особо важны для жителей этой квартиры.
Отапливалась квартира при помощи печки, на которой готовили, сушили одежду, стирали белье и т.д. В небольшой кухонке располагался посудный шкаф, сундук для утвари и другие хозяйственные приспособления.
В кухне и небольшой прихожей не было естественного освещения, под потолком была единственная на всю квартиру люстра.
Именно в этой квартире и прошли детские годы будущего писателя. Отсюда стал Василий ходить в школу в Казани и играть с детьми во дворе.
С началом Великой Отечественной войны он взял на себя мужскую миссию – выстаивал огромные очереди за продуктами по карточкам, искал, где и что достать. Несмотря на все трудности, в доме царила атмосфера теплоты, дружественности. А сам Василий знал, что его здесь любят.
Вообще же хочется сказать, что в музее какая-то особая атмосфера. Кажется, что хозяева ненадолго вышли из дома по своим делам, но вот-вот должны вернуться. Что вот сейчас откроется дверь, "влетит" маленький Василий, а дома его уже будет ждать теплый обед. Вечером же зажгут керосиновую лампу и будут вслух читать интересную книгу!