Найти в Дзене
Лахта Центр

«КОНТУРНЫЕ КАРТЫ»: ВЫСТАВКА-ФОТОИССЛЕДОВАНИЕ РОССИИ

Елена Аносова. Проект «Атлас первого снега», 2015 — настоящее время Собаки на диване Катангский район, Иркутская область
Елена Аносова. Проект «Атлас первого снега», 2015 — настоящее время Собаки на диване Катангский район, Иркутская область

Выставочный проект «Контурные карты» посвящен исследованию современной российской документальной фотографии. Экспозиция объединила творчество девяти современных российских фотографов, каждый из каждый из которых представляет серию кадров, составляющую единое авторское высказывание.

Елена Аносова. Проект «Атлас первого снега», 2015 — настоящее время. Березовая роща Молодой охотник Михаил тренирует лошадей недалеко от поселения Катангский район, Иркутская область
Елена Аносова. Проект «Атлас первого снега», 2015 — настоящее время. Березовая роща Молодой охотник Михаил тренирует лошадей недалеко от поселения Катангский район, Иркутская область
Анастасия Цайдер. Проект «ARCADIA». 2016 — 2021. Без названия №2
Анастасия Цайдер. Проект «ARCADIA». 2016 — 2021. Без названия №2

Визуальный документ рассматривается одновременно как средство художественного выражения и как инструмент исследования социальных и культурных явлений. Впрочем, наиболее важна и интересна здесь именно «серийность», когда фотограф раскрывает свою мысль посредством нескольких изображений, не ограничиваясь одним сильным визуальным образом. Подобный подход теперь часто называют «проектной фотографией», ставшей популярной в России в начале 2000-х.

Проект «Право веры». 2016 – настоящее время. Дети возле храма во Имя Вознесения Господня. Белокриницкая иерархия, поселок Баранчинский
Проект «Право веры». 2016 – настоящее время. Дети возле храма во Имя Вознесения Господня. Белокриницкая иерархия, поселок Баранчинский
Светлана Булатова. Проект «Памятник своей беде». 2023–2024. Радима Ахильгова на берегу реки Ассы Ассинское ущелье, Ингушетия
Светлана Булатова. Проект «Памятник своей беде». 2023–2024. Радима Ахильгова на берегу реки Ассы Ассинское ущелье, Ингушетия

Кроме того, большую часть снимков объединяет место создания — постсоветское пространство. География проектов охватывает Абхазию, Узбекистан, Сибирь, Урал, Северный Кавказ, Татарстан и другие регионы. Большинство работ создавались на протяжении нескольких лет, многие авторы и сегодня продолжают работу над выбранной темой. Среди прочего они исследуют вопросы идентичности, коллективной памяти, языка, а также местные традиции и обычаи. По произведениям, сделанным в разные годы, можно проследить, как с течением времени фотографы находили себя в пространстве темы, как менялся и развивался их визуальный язык.

Фёдор Телков. Проект «Право веры». 2016 – настоящее время Во время венчания в храме во имя Рождества Христова. Белокриницкая иерархия Екатеринбург
Фёдор Телков. Проект «Право веры». 2016 – настоящее время Во время венчания в храме во имя Рождества Христова. Белокриницкая иерархия Екатеринбург

Интерес к изучению отдельных территорий во многом связан с тем, что детство и взросление участников проекта пришлись на переходный период, когда одна общественная формация сменяла другую. Таким образом, фотографы заполняют собственные «контурные карты», исследуя истории мест и их жителей.

Светлана Булатова. Проект «Памятник своей беде». 2023–2024. Село Кантышево, Ингушетия
Светлана Булатова. Проект «Памятник своей беде». 2023–2024. Село Кантышево, Ингушетия

Все представленные работы крупноформатные и напечатаны «с цифры». Это важно понимать еще и потому, что некоторые из них своей стилистикой отсылают к исторической фотографии, эстетике пикториальных светописных произведений начала XX века.

Анна Марченкова. Проект «Место практики и реализации», 2015–2018 Глава 2. Монастырь Качканар, Свердловская область
Анна Марченкова. Проект «Место практики и реализации», 2015–2018 Глава 2. Монастырь Качканар, Свердловская область

Выставку также сопровождает обширная параллельная программа. Гости РОСФОТО общаются с художниками, посещают лекции и кураторские экскурсии. Но, пожалуй, самое интересное — авторские курсы по современной фотографии! Их участники на практике познают все тонкости создания фотоочерков. При этом каждый может выбрать свой собственный жанр: «Портрет в документальном проекте», «Композитную съемку» или же понять разницу между документальной фотографией и фотожурналистикой.

Выставку «Контурные карты» можно увидеть в Парадном корпусе РОСФОТО на Большой Морской ул., 35, до 29 сентября.

Анастасия Цайдер. Проект «ARCADIA». 2016 — 2021. Без названия №4
Анастасия Цайдер. Проект «ARCADIA». 2016 — 2021. Без названия №4

Текст: Артём Классен, коллекционер, историк фотографии
Фотографии работ предоставлены пресс-службой РОСФОТО

#этонадовидеть