Найти в Дзене

Тапать хомяка: почему затягивает и можно ли заработать

Оглавление

Новая игра-кликер Hamster Kombat в «Телеграме» — пример блестящего вирусного маркетинга и наглядное пособие по психологии юзер сапиенс образца 2024 года.

Если вы не тапаете хомяка, то точно про него слышали. А друзья, скорее всего, присылали вам реферальные ссылки на регистрацию. В «Хомяка» сейчас играют более 300 млн человек — это 3,7% населения Земли, или каждый 27-й человек в мире.

Статья будет полезна всем, кто занимается привлечением и удержанием клиентов. А ещё тем, кому просто интересно понять особенности мышления, которые игра эксплуатирует, и оценить перспективу заработка.

Психологические триггеры

Авторы хорошо продумали механику, чтобы дёргать за все основные ниточки привлечения и удержания игроков. Эти приёмы универсальны, но без первого фактора вряд ли дали бы такой результат.

1. FOMO на фоне Notcoin

FOMO (от англ. Fear Of Missing Out) — это страх пропустить что-то важное, синдром упущенной выгоды. В наше время переизбытка информации это распространённое явление. Но в контексте предыдущей нашумевшей игры — Notcoin — оно усиливается реальными примерами заработка на кликах по экрану.

Notcoin создал небывалый прецедент, и теперь многие хотят заработать на кликах. Рост аудитории это подтверждает: у «Хомяка» уже 300 млн против 40 млн на пике у Notcoin.

2. Возможность пассивного дохода внутри игры

Кликать нужно в самом начале, чтобы накопить первые деньги на прокачку карточек. Они символизируют разные цифровые решения, активы, разрешения и каналы продвижения, которые помогают вашей бирже развиваться. Чем более прокачана карточка, тем больший доход в час она даёт.

У многих карточек есть таймер до открытия следующего уровня. Он растёт с 5 секунд до 2 часов. Всё для того, чтобы игроки чаще заходили.

3. Необходимость фиксировать прибыль

В какой-то момент тапать хомяка становится нецелесообразно — за это же время биржа сама заработает для вас в несколько раз больше. Биржа генерирует прибыль только 3 часа, нужно войти и добавить эту сумму, чтобы ручеек монет продолжал течь.

Здесь тоже отлично работает FOMO: люди регулярно заходят, чтобы биржа не простаивала. Некоторые чересчур часто: тюменский школьник попал в больницу с хроническим недосыпом и галлюцинациями, потому что через каждые три часа вставал по будильнику — забрать заработок.

4. Ежедневные плюшки

В игре есть активности, позволяющие заработать бонусы. Набери шифр азбукой морзе — получи 1 млн монет. Собери комбо, прокачав три карточки дня, — получи 5 млн. Просто так забери ежедневную награду — получи от 500 до 5 млн монет. Проходи мини-игру — и собирай ключи, которые, видимо, пригодятся для чего-то в будущем. Главное — заходи каждый день, чтобы не упустить бонусы. Или ты «Фомо некликающий»?!

Все эти элементы отлично работают на удержание и вовлечение: в игру каждый день заходит 50 млн человек.

5. Статистика, рейтинги

В игре можно посмотреть, сколько у вас достижений. А на каждом уровне есть рейтинги игроков по размеру прибыли в час — того самого пассивного дохода. Не удивляйтесь, что многих мотивируют цели «выполнить задание», «попасть в топ лучших».

Психологи выделяют 24 психотипа, у каждого свой ведущий мотивационный стимул, и далеко не всегда это деньги. Это знание применяют эйчары, оно же лежит в основе таких ещё советских видов нематериального вознаграждения, как диплом, значок, доска почёта.

6. Кастомизация персонажа

Некоторым настолько важно выделиться в игре, что они готовы платить за это реальные деньги. Огромные деньги. В прошлом году геймер в CS:GO приобрёл скин для АК-47 и нож за 500 тысяч долларов.

В «Хомяке» кастомизация пока представлена скудно: можно поменять костюм и имидж персонажа. Ещё можно выделиться за счёт «статусных» карточек с личным самолётом и Lamborghini. Некоторые из них вообще не приносят прибыли, либо окупаются месяцами. Всё это хорошие ходы, чтобы сжигать количество монет в игре.

Маркетинговые решения

Пригласи друга!

Этот призыв встроен в модель заработка: некоторые карточки открываются после приглашения 1, 5, 10 друзей. Не открыл — упустил монеты, которые эта карточка может дать. И бонусы за новообращённого хомяка не получил. Органический рост пользователей до первых 50 млн обеспечивала именно эта механика, без особой раскачки аккаунтов в соцсетях.

Соцсети

Карточка за подписку, 100 тысяч монет за просмотр видео — это отлично работает. Канал «Хомяка» в «Телеграме» — самый большой по размеру аудитории: 53,1 млн подписчиков. На ютуб-канал «Хомяка» подписано 34,7 млн человек, и он стал самым быстрорастущим в истории, обогнав канал блогера MrBeast.

Согласно данным сервиса Views4you, канал ежемесячно зарабатывает 2,2 млн долларов за просмотры юзерами рекламы (он зарегистрирован в США, поэтому монетизация там есть). А «Ъ» пишет про 5,2 млн долларов дохода с одного только «Ютуба» в месяц.

Прямая реклама

Здесь она не только приносит доход авторам игры, но и работает на доверие. Речь о карточках, посвящённых ЧЕ по футболу и Олимпийским играм. «Раз такие статусные события рекламируются в игре, значит, всё надёжно и перспективно», — на автомате решает юзер сапиенс.

То, что это реклама, следует из транслируемых смыслов: «The water is clear» — говорится на карточке, где хомяк стоит в воде на фоне Эйфелевой башни.

-2

Власти Парижа потратили на очистку воды в Сене 1,3 млрд евро, но люди всё равно называли реку непригодной для соревнований. Как подтверждают многочисленные отравления, не зря.

«Хомяк» рекламирует и сервисы «Яндекса», и новые сериалы. А ещё делает смелые выводы о том, что команда Камалы Харрис «будет гораздо более открыта к криптобизнесу».

Но это не самое странное.

Что не так с «Хомяком»

1. Засекреченность команды

В криптомире принято раскрывать данные основателей — это повышает доверие. Естественно, если за проектом стоят опытные люди, уже зарекомендовавшие себя на рынке. В случае с Notcoin было известно, что игру разработала компания Open Builders Александра Плотвинова. Она же разработала Wallet — кошелёк внутри «Телеграма». Про авторов «Хомяка» ходят только слухи.

Кстати, чтобы облегчить вашей команде совместную работу, вести базу знаний и делиться классными идеями, мы в Мегаплане сделали онлайн-дашборды — с отчётами, канбаном и лентой активности на одном экране. Они помогают удерживать внимание на самом важном, экономить время на составлении отчётов и наглядно видеть рабочий процесс: кто чем занят и что с кем обсуждает. Ваши любимые дашборды теперь в Мегаплане! Узнать больше

2. Нет данных об инвестициях

А это то, чем гордится любой проект, претендующий на глобальный рынок. В нас вложились — это значит, нам доверяют и у нас есть ресурсы, чтобы достичь целей. Это, в свою очередь, внушает доверие клиентам и новым инвесторам.

С учётом амбиций авторов проекта им нужны суммы с большим количеством нулей. Но в кратком письменном интервью Wired они говорят, что не привлекали инвестиции и развивают проект на свои. Видимо, отвечая на вопрос финансовой обеспеченности проекта, говорят, что начали майнить и инвестировать в биткойн, когда он стоил меньше 100$.

Перед выпуском этой статьи появилась косвенно подтверждённая информация о том, что за разработкой «тапалки» стоит предприниматель Эдуард Гуринович (якобы автор), IT-холдинг AD.RU (предположительно инвестор) и портал мобильных игр Arenum (площадка разработки). И у сторон есть друг к другу вопросы.

3. Сомнительная реклама

Авторы обещают листинг на крупнейших биржах (включение токенов в официальный список активов), что стоит очень дорого, не говоря про обеспечение будущих токенов. Для реализации такого плана нужны серьёзные деньги.

Если их нет, то команда не сможет реализовать задуманное. А если есть, то зачем им рекламировать букмекерскую контору? Такое партнёрство не добавляет доверия и может помешать в глобальном развитии, ведь регуляторы относятся к подобному крайне скептически.

4. Непривлекательная токеномика

Это схема распределения токенов — кому, сколько, когда и на каких условиях. И с этим у «Хомяка» всё печально. В одной из первых версий White Paper (документ, описывающий этапы развития проекта), которую оперативно авторы удалили, значилась такая схема:

  • всего будет выпущено 10 млрд токенов;
  • из них на эйрдроп (не запрошенное обычно бесплатное распределение токенов между кошельками), которого все так ждут, выделено 100 млн монет (на все 300+ млн юзеров за вычетом ботов);
  • из них сразу будет роздано 20 млн (0,2 от эмиссии!), а остальные заморозятся на 4 месяца и будут выдаваться частями;
  • на поддержание ликвидности токена будет выделено 100 млн HMSTR. Это не позволит долго удерживать курс монеты.

Листинг (выход токена на биржи) планировался на июль 2024-го, но перенёсся на неопределённый срок. А недавний корпоративный скандал может надолго отложить листинг монеты или сделать его невозможным.

5. Спекуляция на статистике и перспективах

То, что в «Хомяке» 300 млн юзеров, говорит не о перспективах проекта, а об эффекте толпы и хороших механиках вовлечения. Джон Рокфеллер сказал: «Если о каких-то акциях начинает рассуждать чистильщик ботинок, пришло время продавать их».

То, что крупные биржи заявили о своих планах разместить у себя монеты HMSTR, тоже ничего не говорит о будущем этого токена. Зато намекает на потенциальный заработок этих бирж на «хомяках».

-3

В криптомире есть несколько образных обозначений разных амплуа. Быками называют тех, кто торгует на повышении цены. Медведями — тех, кто ставит на понижение. Киты — держатели крупных сумм, которые играют вдолгую и одной сделкой могут пошатнуть весь рынок. А ещё есть хомяки — неопытные новички, склонные действовать наобум, паниковать и верить слухам в надежде на лёгкую прибыль.

Но ведь об игре упомянул Дуров? Да, потому что приток пользователей в Telegram и TON выгоден его проектам. А на заставке предстаёт Хомяк в образе создателя VK и TG на фоне эмиратской пустыни, потому что проекту выгодно, чтобы его ассоциировали с директором «Телеграма».

Почему денег из воздуха не бывает

У создателей игры есть свои цели, и вряд ли одна из них — озолотить всех игроков. Вот что они говорят:

  • «Мы хотим построить экосистему вокруг Hamster Kombat, сосредоточенную на издании игр. Будущий токен будет в её центре».
  • «Мы хотим привлечь следующий миллиард людей к Web3, поэтому нам пришлось показать всем, как на самом деле работает Web3. Самый простой способ сделать это — через игру».

Web3 — это следующая итерация в развитии интернета, работающая на основе блокчейна и экономики токенов.

Есть хороший принцип римского права: «ищи, кому выгодно». В случае с «Хомяком» выгодно авторам проекта, издателям игр в будущей экосистеме и биржам, которые поддержат листинг HMSTR. Возможно, они поделятся частью пирога с простыми игроками, но мы бы не советовали делать на это ставки.

Даже если пирог будет, оценивайте его рентабельность: выгодно ли тратить время на эту игру? Или лучше заняться чем-то другим? Согласно единственной представленной версии токеномики, не похоже, что все хомяководы станут миллионерами.

-4

Помните, что если вам предлагают что-то интересное и бесплатное, то вы, скорее всего, заплатите за это своим вниманием. Так работают все социальные сети: вы бесплатно общаетесь и развлекаетесь, а они зарабатывают на вас, показывая рекламу.

Выходит, это всё развод?

Нет, в криптоиндустрии можно заработать, если у вас есть время и деньги для старта. Постоянно появляются проекты, где можно инвестировать, участвовать в конкурсах, продавать персонажей. Но едва ли это возможно по остаточному принципу, за 5 минут в день.

А можно и потерять, ведь рынок крайне волатилен, и никто не даёт гарантий. Здесь, в принципе, всё странно и непохоже на обычные модели заработка.

Напишите сложный алгоритм, который будет высчитывать определённое значение. Может ли результат этих расчётов использоваться как платёжное средство и стоить 1000 долларов? А 50 000? Абсурдно, правда? Но оказывается, может, ведь это, грубо говоря, и есть биткойн.

В древности ацтеки использовали в качестве платёжного средства стручки ванильного дерева. Просто потому, что они ценились, и индейцы договорились, что это их деньги.

Что угодно может стоить сколько угодно, если люди с этим согласны. Но ваниль, в отличие от «хомякойнов», можно хотя бы добавить в десерт.

Автор: Александр Литвин. Иллюстратор: Константин Амелин. Заставка: Светлана Светликова.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал «Полезное чтение»

Не забывайте подписываться на наш подкаст «Звучит как план»