Проживающие за рубежом индийцы характеризуются высокими доходами, хорошим уровнем образования, большим влиянием на политической арене и заметной ролью в научно-технической сфере. Например, в одной только Кремниевой долине в ИТ-секторе работает около 300 тыс. человек индийского происхождения. А их доходы на 40 % выше, чем в среднем по стране (60 тыс. $ в год). Это делает индийскую диаспору одной из самых влиятельных и богатых во всем мире.
Зарубежные индийцы - это обуза или ключик к решению проблем?
О том, что диаспора – это сильный инструмент для лоббирования интересов Индии, поняли совсем недавно. Еще до начала 21 века индийский премьер-министр Джавахарлал Неру просил зарубежных индийцев полностью отождествлять себя только с теми странами, в которых они живут:
«У нас интерес к ним культурный и гуманитарный, но не политический», - отметил индийский чиновник.
Но вскоре ситуация изменилась. Нарендра Моди, действующий премьер-министр Индии стал проводить встречи с представителями общины. Со временем встречи переросли в многочисленные акции. Практически во всех зарубежных поездках действующий премьер-министр собирает огромную аудиторию - везде, где существуют крупные общины индийцев. Например, в Лондоне, Абу-Даби, Нью-Йорке, Париже на многотысячных стадионах представители индийской диаспоры скандируют "Моди!", что напоминает некое подобие шоу. В свое время Дэвид Кэмерон, экс-премьер-министр Великобритании отмечал, что сам бы он вряд ли мог собрать такое количество людей в одном месте в Лондоне.
Почему у индийского руководства изменилось отношение к своим зарубежным соотечественникам?
Дело в том, что до начала 21 века в стране у власти находилась политическая партия «Индийский национальный конгресс». На тот момент организация занималась глобальными проблемами анти-колониализма и неприсоединения, а, потому, вопросы индийских общин никого не волновали. Но вскоре все изменилось.
В начале 21 века к власти пришла националистическая Индийская народная партия. Одна из ее основополагающих концепций гласит – «Индия является центром индусского мира», а, потому, связи с соотечественниками являются делом государственной важности. Сегодня политики работают с соотечественниками, а диаспора, в свою очередь, поддерживает историческую родину морально и финансово.
Индийские лоббисты помогают Индии найти "свое место под солнцем"
Высокое положение диаспоры практически во всех сферах общества обеспечило индийцам широкие возможности для лоббирования своих интересов в США. Например, в 2008 году благодаря американской индийской диаспоре Индии удалось получить одобрение Конгресса на соглашение по сотрудничеству в области ядерной энергии. Это соглашение открыло Индии, которая не является участником Договора о нераспространении ядерного оружия, возможность для широкой кооперации в сфере гражданской ядерной энергетики с другими странами.
Итоги
Вообще, работа с диаспорой и привлечение ее членов к решению проблем на исторической родине – это логичный и закономерный процесс. Например, Израиль также активно работает с разбросанными по всему миру еврейскими общинами, собственно как и греки, китайцы, украинцы и т. д. Русская община зарубежом тоже очень многочисленная – по разным данным, за пределами России проживает около 30 млн человек русского происхождения. Но, к сожалению, эти люди не имеют никакой диаспоральной структуры, поэтому их сложно назвать диаспорой. На протяжении долгого периода были попытки создать диаспору на основе принадлежности к Православию, но они не увенчались успехом. Тем не менее, у России есть все шансы напомнить о себе своим соотечественникам и стать глобальным центром русского мира.
Справка от Нерезидента
Индийская диаспора имеет давнюю историю. Индийцы покидали пределы Индии еще в доколониальное время – в основном это были купцы и их слуги, которые обосновывались в торговых кварталах крупных городов Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии.
На сегодня представители индийской диаспоры существуют в 130 странах, а их численность составляет около 25 млн человек. Более 3 млн индийцев проживает в США, 1,5 млн – в Великобритании, по одному миллиону в Канаде и ЮАР, а около 6 млн – в странах Ближнего Востока. По объему денежной массы, производимой индийскими мигрантами, эту диаспору можно сравнить с экономикой развитого государства. Всего 25 млн человек производят около 400 млрд $ в год – или от 20 % от ВВП самой Индии.